Ознакомление с окружающим. 23 страница
Воспитатель рассказывает детям о том, как взрослые животные заботятся о своих детенышах: вылизывают, защищают, оберегают и даже... учат. Например, кошка учит котенка умывать лапкой мордочку, лошадка учит жеребенка быстро бегать и т.п. Побуждает еще раз повторить, кого же малыши видят на картинках. (Картинки выставляются в ряд по одной линии перед детьми на столе, на специальных подставках.) В непринужденном диалоге за-
крепляются слова: «щенок», «котенок», «жеребенок», «теленок», «козленок», «детеныш» и «детеныши».
Воспитатель переносит изображения животных и их детенышей на мольберт (рядом с природным уголком). Говорит, что животные побудут с нами, чтобы дети тоже смогли не только еще раз посмотреть картинки, вспомнить, как они называются, но и «поговорить» с ними и даже «поиграть».
Рекомендации. В зависимости от развитости детей, их индивидуального опыта и пр., количество картинок увеличивается постепенно: прибавляются новые животные. Первое занятие может быть проведено и с одной картинкой.
Физкультура. № 49-50
Задачи. Учить подлезать под препятствия высотой 30 см. Повторить катание мячей, шариков друг другу двумя руками.
Материалы. Мячи (шарики) по числу детей, 3-4 дуги высотой 30 см, веревка, стойка с колокольчиком, бумажные цветы, корзинка, платочки, ленточки, погремушки.
Место проведения. Зал.
Содержание занятия. С помощью воспитателя дети строятся в колонну друг за другом и выполняют ходьбу по кругу: обычным шагом, высоко поднимая колени (руки на поясе), на носках. После этого воспитатель помогает детям построиться парами (игровое задание: «На прогулку»). Дети идут по кругу парами и в противоположную сторону.
Затем воспитатель берет корзину с мячами и со словами «Догоните мячик», высыпает из корзины мячи в разных направлениях. Дети бегут и собирают мячи обратно в корзину (повторить 4 раза). Собирая мячи последний раз, дети оставляют их усебя и выполняют с ними общеразвивающие упражнения.
Общеразвивающие упражнения с мячами (шариками).
1. Стоя, мячик в руках, сильно сжать его («Лепим колобок» —
1 раз).
2. Стоя, мячик в руках, покатать в ладонях («Катаем колобок» —
1 раз).
3. Стоя, ладони «лодочкой», мячик в них, подуть на мячик
(«Остужаем колобок» — 1 раз).
4. Стоя, руки вниз, мячик в одной руке. Поднять руки вверх,
переложить мячик в другую руку (посмотреть на него), опустить
руки. Повторить 6 раз.
5. Стоя, ноги врозь, мячик в руках внизу. Наклониться, поло
жить мячик между стоп. Выпрямиться, руки на пояс. Наклонить
ся, взять мячик. (Повторить 6 раз.)
6. Присесть, покатать ладошкой мячик по полу. Встать, поднять
мячик двумя руками вверх. Присесть, покатать мячик другой ру
кой. Повторить 4 раза.
Дети складывают мячи в корзину, а воспитатель подготавливает «полосу препятствий»: натягивает веревку на высоте 40 см, ставит стойку с колокольчиком и 3-4 дуги (расстояние 50 см). Дети становятся друг за другом и по очереди подлезают (в приседе) под веревку, натянутую на высоте 30 см, затем подходят к стойке с колокольчиком, дотягиваются до него, проползают на четвереньках под дугами и возвращаются в конец колонны. Повторить 5 раз.
Когда все дети выполнят задание, воспитатель говорит: «Мы все любим свою маму. Сейчас у мам праздник. Давайте их порадуем», — и организует игровое упражнение «Собираем букет маме». На одной стороне зала разложены цветы, на противоположной — поставлена большая корзинка. Дети добегают до цветов берут один цветок, бегут обратно, кладут в корзинку и так, пока все цветы не будут собраны.
В заключение занятия воспитатель раздает детям платочки, ленточки, погремушки и предлагает покружиться и потанцевать под музыку, помахивая платочками и ленточками, звеня погремушками (игра «Нам весело»).
Дети убирают игрушки на свое место и выходят из зала.
На прогулке и во второй половине дня. Впомещении: с отдельными детьми повторить подлезание под препятствие. На прогулке: повторить подвижную игру «Курочка-хохлатка».
Конструирование. «Машенька в театре Петрушки»
Задачи.Закреплять умения детей строить знакомые постройки (забор, скамеечка, диванчики, кресла) из разных деталей (пластины, кирпичики, кубики), называя их форму, цвет, величину и вы-
деляя в общем наборе строительного материала; учить называть свои постройки и обыгрывать их, обогащать словарь детей такими словами как театр; продолжать воспитывать устойчивый интерес к занятиям со строительным материалом.
Материалы.Строительный материал — кирпичики, пластины разного цвета, кубики, матрешки.
Содержание занятия.Дети рассаживаются вокруг стола (4-6 чел.). Воспитатель: «Дети, помните к нам приходил Петрушка и играл с нами в разные веселые игры. Петрушка снова сегодня к нам пришел в гости. Он в красном колпачке, у него бубенчик в руке. Петрушка просит нас построить театр. Возьмите все по одному кубику — это будут стулья в нашем театре, а сейчас возьмите по одному кирпичику и поставьте его за кубиком — это спинка стула. Молодцы! Сейчас построим скамеечки и диванчики».
Дети строят предметы мебели, выполняя указания воспитателя, воспитатель помогает, поощряет, выравнивает постройки. «А я приготовлю ширму для Петрушки», — говорит воспитатель и строит ее из пяти пластин, поставленных в ряд, и четырех кирпичиков (по 2 кирпичика с каждой стороны), размещая ширму напротив стульев для зрителей.
Воспитатель: «Молодцы! Получился театр, рассаживайте своих матрешек на стулья, скамеечки, диванчики. Вот, Петрушка, театр готов». Петрушка благодарит детей и, выскакивая из-за ширмы, начинает их веселить (песни, стихи и т.д.). Петрушка приглашает своих цирковых друзей: домашних животных (игрушки — кошечка, собачка и др.), которые мяукают, лают, поют песенки, танцуют.
В конце занятия дети прощаются с Петрушкой, воспитатель просит аккуратно сложить все детали в коробку (ящик).
Рисование. «Кошкин дом»
Задачи.Развивать сюжетно-игровой замысел, дополнять аппли-кативные формы рисованием элементарных узоров. Вызвать интерес к сюжетной композиции, желание действовать в сотворчестве с воспитателем.
Материалы.Плоскостные аппликативные изображения частей дома в виде отдельных тонированных листов («панелей») с прорез-
ными окнами, ставенками, крышей, трубой, крылечком. Фломастеры, клеящие карандаши, мольберт, перчаточная кукла — Кошка. Лист 30x40 см, с наклеенной внизу полоской (основой для фундамента дома).
Предварительная работа.Чтение потешек, стихов о животных, рассматривание иллюстраций с элементами декоративной росписи Ю. Васнецова.
Содержание занятия.Воспитатель прячет перчаточную куклу кошку и обращается к детям, сидящим полукругом: «Ребята, угадайте, кто к нам хочет прийти?» (Произносит тихо «мяу-мяу».) Дети отвечают: «Кошка». Воспитатель надевает на руку перчаточную Кошку и говорит: «Ребята сразу тебя узнали». Затем спрашивает: «Кошка, а где твой дом, где ты живешь с котятами?» — «Нет у меня дома, — отвечает Кошка и просит: — Для меня и для котяток дом постройте вы, ребята». «Вы хотите помочь для мамы-кошки построить дом?» — спрашивает детей воспитатель. Они с радостью соглашаются и хотят, чтобы у котят и мамы-кошки был дом.
«Посмотрите, ребята, как мы будем строить», — говорит воспитатель и показывает отдельные части (блоки по типу панельного дома) с прорезными окнами и ставенками. Ставит на мольберт одну «панель-стену» дома, открывает и закрывает ставенки. «А чтобы дом был красивым, надо нарисовать узоры», — предлагает воспитатель. Фломастерами разных цветов украшает стену, окошко, ставенки точками, полосками, кружочками, линиями. «А сейчас, ребята, сами украсьте фломастерами стены дома, окошки, ставенки», — говорит воспитатель.
Предлагает детям сесть за столы и каждому дает «панель» домика с окошками и ставенками. В процессе занятия поощряет
желание детей поиграть — «закрыть и открыть ставенки». При этом говорит: «В доме окна расписные, на них ставенки резные...» Хвалит детей за стремление украсить их узорами разных цветов, чтобы Кошкин дом стал красивым. После того как дети украсят «панели-стены», воспитатель предлагает всем вместе построить Кошкин дом. Для этого использует лист 30x40 см (как основу) и просит каждого ребенка принести украшенную им «стену» дома и наклеивает ее на этот лист ватмана. В зависимости от числа детей, с которыми проводится занятие, дом получится двух- или трехэтажным.
Когда все «стены» поставлены, наклеены на «основу», воспитатель дополняет фасад дома — приклеивает крышу, трубу, крылечко—и говорит:
Маме-кошке и котятам Дом построили ребята, В доме окна расписные, На них ставенки резные, Домик с крышей и трубой, Дом с крылечком, Дом большой.
(Т. Казакова)
Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту, на котором стоит панорама дома, и спрашивает Кошку, понравился ли ей дом, который так дружно строили все дети? Кошке дом очень понравился: «Спасибо вам, ребята, — благодарит она детей, — в этом доме я буду жить со своими котятами». Детям тоже понравился Кошкин дом, они с интересом рассматривают узоры, открывают и закрывают «ставенки», находят свои «окошки».
В вечернее время игра вокруг дома для Кошки и котят продолжает развиваться: дети приносят свои любимые игрушки, показывают им Кошкин дом, заглядывают в «окошки» и т.д.
Действия с предметами. «Что потеряли котятки?»
Задачи. Закреплять умение действовать с предметами, окрашенными в разные цвета; подбирать предметы по цветовому тождеству («Найди такого же цвета»); формировать сенсорную культуру.
Материалы. Кукла-перчатка «Кошка» (театр кукол би-ба-бо); дидактическое пособие «Котятки».
Краткое описание пособия: пособие включает семь котят, нарисованных на картоне и вырезанных по контуру. Каждому котенку даются аксессуары: пара сапожек, шапочка и бантик определенного цвета (один из семи цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Дети подбирают им перчатки и сапожки, шапочку и бантик по цветовому тождеству.
Содержание занятия. Воспитатель расставляет на подставках котят. У каждого котенка на одной лапке перчатка, другая лапка — без сапожка. Аксессуары для котят разложены на стоящем рядом столе: в одной стороне — сапожки, в другой — шапочки, в третьей — перчатки. Педагог заранее надевает на руку перчаточную куклу-кошку и убирает ее в карман.
Воспитатель обыгрывает ситуацию появления кошки и котят. Дети рассматривают котят, замечают, что у каждого котенка только по одной перчатке и одному сапожку.
«Я вам расскажу что-то про кошку и котят», — говорит воспитатель и начинает разыгрывать сценку на основе следующего текста:
Заботливая кошка Котяток нарядила И погулять пустила. Нарядные котятки Играли долго в прятки, И потеряли, крошки Перчатки и сапожки.
Замерзли у них ушки, Озябли у них лапки, Они проголодались И к маме постучались: «Прости нас, мама-кошка, Дай хлебушка немножко!»
Мама-кошка удивилась И, конечно, рассердилась: «Найдите прежде, крошки, Перчатки и сапожки, И творожка немножко На ужин я вам дам»
(Л. Павлова) 347
^
Педагог высоким голосом имитирует голос котят, а низким — мамы-кошки.
Педагог предлагает помочь котяткам: «Поможем котяткам-малышам найти перчатки и сапожки, чтобы на них не сердилась мама-кошка». В этой части занятия педагог предлагает каждому малышу выбрать себе котеночка. Обращает внимание, что у них на лапках по одной перчатке. Далее каждый малыш поочередно подбирает для своего котеночка вторую идентичную по цвету перчатку. Аналогично подбирается сапожок.
Педагог называет ее цвет, помогает укрепить их на лапках котенка. Затем ребята «дарят» котяткам шапочки и бантики такого же цвета, как и перчатки. Шапочки и бантики подбираются поочередно. Если малыш ошибается, котенок отказывается от шапочки и бантика: «Это не моя шапочка, не мой бантик». А воспитатель помогает подобрать предмет нужного цвета. В конце занятия педагог разыгрывает сценку с котятами и кошкой, которые очень довольны находкой и подарками, благодарят ребят.
На этом занятии вместо предлагаемого текста можно использовать английскую народную песенку «Перчатки» в обработке С. Маршака1.
Речь. «Нос, умойся!»
Задачи.Побуждать детей к внеситуативному общению со взрослым. Словесно выражать согласие и несогласие. Активизировать глаголы. Соотносить глагол и выразительное движение. Уточнить представления детей об умывальных принадлежностях. Учить использовать в речи придаточные предложения.
Материалы.Игрушка-мишка. Сундучок с предметами: мыло, губка, зубная щетка, зубная паста, расческа, кастрюля, сковородка, половник. Мешочек. Расчески, губки, щетки — по количеству детей, для свободной игры.
Содержание занятия.Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Да-да-да, нет-нет-нет». «Если говорю правильно — хлопаем в ладоши и говорим: да-да-да. Если неправильно — грозим пальцем и говорим: нет-нет-нет». (В медленном темпе.)
Предложения — материал для игры:
Мишка любит мед.
Петушок лает.
А что делает петушок?
Кто лает?
У коровы рога.
Курица дает молоко.
Кто дает молоко? — (Корова, коза.)
Что делает курица?
У детей пушистые хвосты.
У кого есть хвосты?
Птичка летает.
Коза грызет косточку.
Кто грызет косточку?
Что делает коза?
Лошадка скачет.
Уточка мяукает.
Кто мяукает?
Кошка умывается.
А кто еще умывается? — (Дети, мамы, папы и т.п.)
Воспитатель: «Поиграем. Мы будем умываться». Он читает стихотворение, выполняет вместе с детьми выразительные движения.
Кран, Откройся! Нос, Умойся!
Мойтесь Сразу, Оба Глаза!
Мойтесь,
Ушки,
Мойся,
Шейка!
Шейка,
Мойся
Хорошенько!
Мойся, Мойся, Обливайся!
Грязь, Смывайся! Грязь, Смывайся!
Э. Мошковская «Нос, умойся!»)1
1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 86.
' Литература и фантазия / Сост. Л. Е. Стрельцова. — М.: Просвещение, 1992. С. 15.
Стихотворение читается дважды. При повторном чтении дети выполняют условные действия и подговаривают слова.
Воспитатель обращается к детям: «Покажите, какие белые стали зубки, улыбнитесь. Какие ясные глазки. Какие чистые ушки, ручки, шейка. Чтобы быть чистым, красивым, нужны умывальные принадлежности. У меня в сундучке много полезных, нужных вещей. Давайте их рассмотрим, выберем те, которые нужны для умывания». Дети окружают воспитателя, рассматривают предметы.
Далее педагог вызывает детей по одному. Вызванный ребенок (по желанию) достает из сундучка любой предмет, называет его и определяет, для чего он нужен. Воспитатель задает вопросы.
Затем выкладываются на стол умывальные принадлежности. Лишнее воспитатель убирает в мешочек. Кто-то из детей перечисляет все умывальные принадлежности.
Воспитатель: «Послушайте историю про Мишку, который не хотел умываться». Демонстрирует игрушку — медведя.
Утром звери просыпались, Чисто звери умывались.
Лишь Медведь не умывался, Неумытым он остался.
Тут все звери закричали, Мишку в реку затолкали.
Стали мыть его, купать, С головою окунать.
Плачет Мишенька:
— Простите!
Не топите, отпустите!
Я большой. Я буду сам Умываться по утрам!
(В. Степанов «Мишка-неряха»)'
Воспитатель: «Поможем Мишке умываться. Что будем делать губкой? (Ответы детей.) Губку надо намылить. (Условные действия.) Кто хочет помыть мишку губкой?» (Вызвает желающего.)
Воспитатель: «Что будем делать зубной щеткой? (Ответы детей.) Что еще надо, чтобы почистить зубы? (Ответы детей.) Кто хочет почистить зубы Мишке? Причесать? Кто еще хочет помочь Мишке умываться?»
' Степанов В. Детки-конфетки. — М.: Омега, 2005. С. 27.
Далее воспитатель предлагает: «Давайте выкупаем наши игрушки. Кого вы хотите взять?» Дети приносят игрушки из кукольного уголка. Воспитатель предоставляет детям в пользование губки, расчески, щетки.
Занятие переходит в свободную игровую деятельность детей.
Лепка. «Котятки играют в прятки»
Задачи.Продолжать развивать сюжетно-игровой замысел, обогащать содержание лепки вокруг панорамы «Кошкин дом». Лепить из комочков пластилина фигурки котят; способом прищипывания передавать их характерные признаки (ушки, хвостик, лапки).
Материалы,Панорама «Кошкин дом»; два листа ватмана большего по размеру, чем панорама (для фона ночного неба с изображением звездочек и солнечного дня с яркими лучами солнца); столик; пластилин или глина, перчаточная кукла Кошка, вылепленная воспитателем фигурка котенка, клееночки, салфетки для рук.
Предварительная работа.Рассматривание панорамы «Кошкин дом», чтение стихов, пение песенок про кошку и котят, игры с игрушками.
Содержание занятия.Воспитатель ставит на мольберт панораму дома и спрашивает детей, для кого они построили такой красивый дом с «окошками расписными и ставенками резными?». Ответы детей: «Для кошки и котят». «А куда убежали котята?» —
спрашивает Кошку воспитатель. «Я не знаю, где котята, поищите их, ребята!» — просит она детей. Воспитатель предлагает им отыскать котят (прячет вылепленную ранее фигурку). Дети ищут котят и вдруг находят фигурку котенка. Они рады этой находке. «Но где другие котятки?» — спрашивает Кошка. «Не волнуйся, мама-кошка, ребята найдут всех твоих котят», — говорит воспитатель, сажает Кошку на крылечко и предлагает детям слепить котят: «У них лапки, у них хвостик, у них ушки на макушке».
Каждый ребенок, экспериментируя с комком пластилина или глины, лепит фигурку своим способом: из целого кусочка или соединяя комочки. У детей возникает ассоциативный образ, сходство с котенком достигается путем прищипывания, вытягивания частей (ушек, хвостика, лапок), воспитатель в случае необходимости помогает.
В процессе лепки дети играют с фигурками котят (они убегают, прячутся, догоняют друг друга, играют в прятки и т.д.). Затем слепленные фигурки дети приносят, ставят перед панорамой дома (для этого около мольберта должен стоять столик). Кошка, увидев котят, спрашивает: «Где вы бегали, котятки?» — «Мама, мы играли в прятки», — отвечают котятки. Кошка рада, что нашлись ее котятки, гладит их: «Мур-мур-мур, мои котятки, не играйте больше в прятки».
Воспитатель ставит на мольберт за фасадом дома темно-синий лист со звездочками на небе и тихо говорит:
Солнце скрылось за горой, Котята все пришли домой. В небе звездочки зажглись, Спать котятки улеглись. Рядом с ними мама-кошка Замурлыкала немножко: «Мур-мур-мур, мои котятки, Спите крепко, спите сладко». В доме стало тише-тише, Не скребутся даже мыши».
(Т. Казакова)
Прячет фигурки котят за фасадом дома, закрывает ставенки на окнах. Затем, немного подождав, темно-синий фон заменяет на голубой с лучами солнца, ставит на столик фигурки котят и радостно восклицает:
Ночь прошла, на небе солнце. Открывай скорей оконца. (Воспитатель открывает ставенки.)
Рады солнышку ребята, Мама-кошка и котята. День настал, пора гулять! Будут весело играть: Ребятишки — в ловишки, А котятки — снова в прятки.
(Т. Казакова)
После занятия воспитатель предлагает детям поиграть с фигурками котят в прятки: спрятать их, а потом найти. Панорама домика служит основой для развертывания новых «сюжетов» не только с фигурками котят, но также с привлечением и других персонажей.
Организация детской игры
Воспитатель поощряет развитие игровых сюжетов, проекцию знакомых игровых действий на новые персонажи, видоизменяя и дополняя, таким образом, игровые умения малышей. Так привычная игра по сюжету «семья», в которой дети уже умеют кормить, укладывать спать, мыть, катать в коляске, лечить игрушечных персонажей (кукол, зверюшек), дополняется играми по видоизмененным сюжетам: семья животных (кошка и котята, лошадка и жеребенок и т.д. в соответствии с имеющимися в распоряжении детей сюжетными игрушками). При этом возможен простой перенос игровых навыков на новый материал (вместо привычной куклы просто используется котенок или щенок) или усложненный (проигрывается процесс ухода человека за семьей животных — лошадками, свинками, собаками). Приветствуется принятие ролей на себя (дети исполняют роль мамы-кошки и котят). Воспитатель помогает прямым показом, длительным или кратковременным включением в игру, наводящими вопросами, вспоминает подходящие по содержанию детские стишки, потешки, литературные произведения. Активно используются театрализованные игры с участием и под руководством воспитателя, их можно повторять многократно, пока сохраняется интерес у детей, т.к. они дают отчетливый образец игрового ролевого поведения в доступной для детей форме. Позднее, в игре с игрушками или со сверстниками под руководством взрослого, усвоенные сюжеты можно делать более разнообразными, обогащая новыми событиями с учетом личного опыта и игровых умений каждого ребенка. В этих случаях детей объединяют совсем маленькими подгруппами (2-3 чел.) или играют индивидуально с теми детьми, которые еще не готовы к иг-
23 Заказ 544 353
ровому взаимодействию со сверстником даже при участии и помощи воспитателя.
Проигрывая различные сюжеты из жизни животных с привлечением опыта самих детей, можно закрепить в игре знания и навыки из области конструирования (построить дом для лошадок — конюшню, для курочек и петушков — курятник и т.д.), представления о гигиенических навыках (помыть губкой и воображаемым мылом «запачкавшихся» поросят, причесать лошадке гриву и хвостик, и т.п.). Взрослый в этом случае может предложить сюжет, создать игровую ситуацию, а далее участвовать в игре лишь в случае возникновения затруднений.
МАРТ. 26 НЕДЕЛЯ Планирование работы
Направленность педагогической работы.На этой неделе дети познакомятся с работой врача детского сада, педагог будет расширять их кругозор, формировать положительное отношение к образу врача, создавать условия для возникновения простейших обобщений, переноса увиденного в игру в форме «роли в действии». Дети будут также рисовать по замыслу картинки-подарки для «заболевших» игрушек. В контексте продолжающейся темы «Большие и маленькие» будут представлены сказочные образы козы с козлятами, кошки с котятами. Педагог расскажет и разыграет в настольном театре русскую народную сказку «Козлятки и волк», будет учить детей внимательно слушать и эмоционально откликаться на содержание сказки, споет вместе с ними песенку козы. Продолжится работа с созданной на предшествующей неделе панорамой «Кошкин дом». Дети дополнят композицию «Кошкиным двориком» и продолжат ее обыгрывание. Педагог будет активно побуждать их высказываться, как о том, что они видят (ситуативно), так и не опираясь на наглядную ситуацию (внеситуативно); начнет подводить детей к составлению текстов-описаний. Серия занятий этой недели будет посвящена формированию представлений о величине предметов. Действуя с разнообразными предметами-вкладышами, дети будут выстраивать их по принципу: большой — поменьше — маленький. Педагог поможет им делать различные постройки, активизируя при этом представления детей о величине предметов и закрепляя слова, ее обозначающие: длинный — короткий, высокий — низкий. На физкультурных занятиях особое внимание будет уделяться координации движений.
Организация наблюдений. «Кто нас лечит?»
Задачи.Познакомить детей с профессией врача. Создать условия для введения в активный и пассивный словарь существительных: «больной», «здоровый», «врач», «доктор», «лекарство», «бинт»; а также глаголов и словосочетаний с ними: «заболел» «вылечился», «выпил лекарство», «забинтовать лапку (ушко, головку) зайке», «лежать в постели», «сделать компресс», «поставить градусник под мышку» и т.п.
23*
Образ профессиональной деятельности врача связать с конкретными медицинскими манипуляциями, практически знакомыми каждому ребенку: доктор прикладывает трубочку (фонендоскоп) — слушает больного; смотрит горло; ставит градусник (измеряет температуру); спрашивает: «Что болит?»; дает лекарство; может сделать компресс на ушко или забинтовать ножку, лапку и т.д.
Знакомя с профессией врача, учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, связи действия и результата: кукла болела — врач вылечил — кукла здорова.
Сочетать знакомство с доктором детского сада с проигрыванием ситуаций с куклами. Показать детям, как врач пользуется медицинскими инструментами и оборудованием (фонендоскоп, термометр, шпатель, бинт, лекарство и т.п.). Создавать условия для развернутого наблюдения, необходимого для обобщения опыта малышей, переноса его в игру.
Содержание наблюдения. Посещение кабинета врача проходит по договоренности, в удобное для этого время.
Воспитатель подзывает к себе детей, говорит: «Посмотрите, кукла легла в постель. Зайка плачет. Мишка держит лапки на животике. Что случилось? Да они заболели! Что же нам делать?»
Педагог делает паузу. Выслушивает предложения ребят: например, «лечить куклу», «позвать врача», «пожалеть», «дать лекарство» и т.п.
Предлагает детям отвести больных к доктору детского сада: «У нас в детском саду, есть доктор (имя, отчество врача), у которого вы были с мамой. Помните, как доктор слушал вас трубочкой, смотрел горлышко? Вот нам и поможет доктор вылечить куклу, зайку и мишку». Воспитатель заворачивает больных в пеленки, и дети отправляются в кабинет врача.
«Больных» кукол несет второй воспитатель (помощник воспитателя, медицинская сестра, старший педагог или родительница). Воспитатель наблюдает за детьми.
Доктор ласково встречает малышей. Спрашивает, что у них случилось, не заболели ли детки. Воспитатель называет врача по имени и отчеству, дает возможность детям рассказать о «заболевших» игрушках.
«Вы хотите, что бы я полечила куклу, зайку и мишку?» — спрашивает врач, стараясь вступить в диалог с ребятами. Далее доктор показывает ребятам свой кабинет и необходимые принадлежности (градусник, трубочка, компресс, бинт и т.п.).
Доктор просит положить больную куклу на кушетку, а зайку и мишку посадить на стульчики.
Дети наблюдают, как врач лечит куклу. В начале он спрашивает: «Что болит?» Затем ставит термометр. Смотрит на термометр. «Аи! Аи! Температура высокая! Нужно куклу послушать трубочкой!» — поясняет врач. Далее разворачивается ситуация осмотра куклы, выслушивания фонендоскопом и др. Доктор подтверждает, что кукла простудилась и ее следует напоить лекарством и уложить в постель.
Лечение зайки и мишки проходит аналогично. Доктор ставит им разные «диагнозы». Выясняется, что зайка ел на улице сосульку, поэтому у него заболело горло, а мишка не помыл лапы перед едой — у него разболелся живот.
Воспитатель использует игровую ситуацию, чтобы еще раз сказать малышам: «Видите, что бывает, когда сосут на улице сосульки и не моют перед едой руки? Но наши детки так никогда не делают!»
Доктор прикладывает пузырек к губам зайки: «Я вылечу горлышко, зайка! Пей лекарство и все пройдет!» Мишке доктор перевязывает животик, предварительно положив компресс.
Педагог, обращаясь к зайке, читает стихотворение Е. Благининой: «Поиграй-ка, зайка...»1 Воспитатель: «Ребята, пожалейте зайку. Скажите ему: «Выздоравливай, зайка!»
Воспитатель просит доктора дать зайке лекарство еще раз. Доктор повторяет процедуру и завязывает зайке горлышко теплым шарфиком.
Воспитатель благодарит доктора за то, что он вылечил больных, говорит, что дети будут ухаживать за куклой. А зайке придется носить теплый шарф, мишке быть аккуратным и мыть лапы. Доктор дарит ребятам картинку (из серии «Профессии»: «На приеме у доктора»2): «Вот вам картинка. Будете на картинку смотреть и рассказывать про меня, как доктор лечит больных».
Ребята возвращаются в группу. Куклу укладывают в постель. Подарок доктора (картинку) укрепляют в кукольном уголке. Педагог собирает малышей около больной куклы и читает стихотворение:
1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 49.
2 Павлова Л.Н. Раннее детство. Развитие речи и мышления: Нагляд-
но-дидакт. пособ. — М.: Мозаика — Синтез, 2006.
Тихо. Тихо. Тишина. Кукла бедная больна. Кукла бедная больна. Просит музыки она. Спойте, что ей нравится, И она поправится.
(В. Берестов «Больная кукла»)1
Воспитатель читает стихотворение ласковым голосом и просит ребят спеть кукле песенку (по выбору детей). Кукла «выздоравливает» и танцует для ребят.