Опросник для диагностики способности к эмпатии
Педагогическое общение
Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, воспитателями и воспитанниками, пораждаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
*как видно из определения, в педагогическом процессе реализуются коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции, т.е. оно несет в себе основные черты человеческого общения.
Чтобы педагогическое общение было эффективным, педагогу (воспитателю, родителю) необходимо знать:
- Закономерности общения:
- Структуру общения, особенности реализации коммуникативной, перцептивной и интерактивной функций общения;
- Методику изучения общения и межличностных отношений;
- Основные психолого-педагогические требования, предъявляемые к организации педагогического и в целом межличностного общения.
Педагогу необходимо уметь:
- Передавать информацию, используя при этом весь арсенал коммуникативных средств, методов и приемов;
- Организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношение детей в процессе совместной деятельности;
- Понимать актуальные эмоционально-психологические состояния, адекватно воспринимать и объективно оценивать личностные качества и поведение человека, с которым он вступает в общение;
- Корректно и педагогически целесообразно воздействовать на партнера по общению;
- Управлять собственным психическим состоянием и поведением.
Вторя часть данного сборника направлена на развитие коммуникативных умений и развитие психолого-педагогических компетенций, необходимых специалистам всех сфер для конструктивного общения и взаимодействия.
Задание №1.
Оценка коммуникабельности
Чтобы оценить свою коммуникабельность, полезно задать себе следующие вопросы: (Добрович А.А. «Общение: наука и искусство»)
- Умеете ли вы так поздороваться или о чем-то спросить, чтобы человеку было приятно ответить вам?
- Способны ли вы вызвать интерес и чувство доверия?
- Если с вами грубы, находите ли вы ответную реакцию помимо собственной грубости? Есть ли у вас способность спокойно осадить грубияна, сделать его поневоле вежливее?
- Умеете ли вы вовремя пошутить, разрядить накаленные страсти?
- Умеете ли вы прервать разговор, но так, чтобы собеседник не обиделся на вас?
- Умеете ли вы отказать в чьей-то просьбе, но не вызвать при этом враждебности?
- Умеете ли вы попрощаться, но так, чтобы вас хотели видеть еще раз?
Следует проанализировать, в каких ситуациях вы чувствуете себя скованно, неуверенно: при публичном выступлении, попадании в общество малознакомых людей, беседах с начальством, при знакомстве с представителями другого пола и т.д. Что в этих ситуациях вас смущает: отсутствие ли общей темы разговора, косноязычие, тягостные паузы, боязнь покраснеть или показаться неумным и т.д. [8, Сс.542-543].
Задание № 2.
Опросник для диагностики способности к эмпатии
( А.Мехрабиен, Н.Эпштейн)
Прочитайте утверждения и ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие «+» или несогласие «-» с каждым из них.
- Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.
- Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.
- Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
- Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя не жалеют.
- УКогда со мной кто-то рядом нервничает, я тоже начинаю нервничать.
- Я считаю, что плакать от счастья глупо.
- Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей
- Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.
- Я сильно волнуюсь, когда должен сообщить людям неприятное для них известие.
- На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.
- Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными
- Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общ9ением с людьми.
- Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
- Мне очень нравится наблюдать, когда люди принимают подарки.
- По-моему, одинокие люди часто бывают недоброжелательными.
- Когда я вижу плачущего человека, то и сам расстраиваюсь.
- Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым.
- Когда я читаю книгу (роман, повесть), то так переживаю, как будто-то, о чем читаю, происходит в самом деле.
- Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
- Я могу оставаться спокойным даже если все вокруг волнуются.
- Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
- Мне неприятно, когда люди смотря кино, вздыхают и плачут.
- Чужой смех меня заражает.
- Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.
- Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
- Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
- Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных
- Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
- Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
- Чужие слезы вызывают у меня раздражение.
- Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
- Я могу оставаться равнодушным к любому волнению вокруг.
- Маленькие дети плачут без причин.
Обработка результатов.
Сопоставьте свои ответы с ключом и подсчитайте количество совпадений.
Ответ | Номера утверждений-предложений |
Согласен «+» | 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19,25, 26, 27, 29, 31 |
Не согласен «-» | 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33 |
Полученное общее количество совпадений (сумму баллов) сравните со шкалой ( таблицей):
Пол | Уровень эмпатических тенденций | |||
высокий | средний | низкий | Очень низкий | |
Юноши | 33 - 26 | 25 - 17 | 16 - 8 | 7 - 0 |
Девушки | 33 - 30 | 29 - 23 | 22 - 17 | 16 - 0 |
Уровень эмпатических тенденций у женщин выше, что, вероятно, связано с влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин. Необходимо помнить о возможности развития к эмпатии по мере личностного роста и стремления к самоактуализации. [8, Сс. 549-550].
Задание №3.