Внеклассное занятие по правоведению по теме «Конституционное право»

Участники: обучающиеся 101 класса.

Форма: интеллектуальный ринг.

Цель: обобщение полученных знаний.

Задачи:

· воспитание гражданских качеств личности;

· дать возможность обучающимся высказать своё мнение в публичном выступлении;

· научить слушать и принимать мнение оппонента;

· развивать устную речь обучающихся.

Оборудование: два «круглых стола» для двух команд, «Корзина проблем» с карточками, часы, листы с тестами, листы для написания названия команд, листы со словами для 4 раунда. Заранее назначается жюри.

Организуются две команды знатоков права по 6 человек.
Команды готовят по 5 вопросов для соперников на знание Конституции РФ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий.Рад приветствовать вас, друзья, на нашем необычном состязании. Сегодня на нашем ринге встречаются «тяжеловесы», знатоки права. Доказывать своё превосходство команды будут не кулаками, а в интеллектуальном бою.

Судить игру будет жюри, которое я с удовольствием представляю: Ниязов Борис Анатольевич и Жубанищев Арман Жумартович.

Прошу команды занять свои места за «круглыми столами». Пока наш интеллектуальный бой не начался, команды должны придумать себе название. Пусть оно будет связано с темой нашего ринга. На это у команд – 1 минута.

Команды выставляют таблички с названиями.

1 раунд. Команды получают листы с одинаковыми тестами по теме «Конституция РФ»

Тест.

1. В каком году была принята ныне действующая Конституция РФ:

А) 1991 г.;

Б) 1992 г.;

В) 1996 г.;

Г) 1993 г.

2. Ныне действующая Конституция РФ принята:

А) Учредительным собранием;

Б) Конституционным собранием;

В) Государственной Думой;

Г) на всенародном референдуме.

3. Какая по счёту нынешняя Конституция, принятая в нашем государстве:

А) первая;

Б) третья;

В) четвёртая;

Г) пятая.

4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является:

А) Президент РФ;

Б) Федеральное Собрание;

В) Конституционный Суд РФ;

Г) многонациональный народ России.

5. По своему территориальному устройству Россия является:

А) унитарным государством;

Б) федеративным государством;

В) конфедеративным государством;

Г) империей.

6. Конституция РФ называет высшей ценностью:

А) закон;

Б) основы конституционного строя;

В) человека, его права и свободы;

Г) правовое государство.

7. Смертная казнь устанавливается в качестве:

А) вынужденной меры наказания;

Б) временного средства наказания;

В) исключительной меры наказания;

Г) справедливого наказания.

Ведущий.На решение этого теста отводится 3 минуты. По истечении времени тесты передаются в жюри. Максимальная оценка за этот раунд – 7 баллов. Правильный ответ – 1 балл.

Ведущий.Жюри проверяет задание 1 –го раунда, а командам некогда отдыхать, так как я объявляю второй раунд!

2 раунд. Ведущий.Этот раунд подразумевает быстрый темп интеллектуального боя. Команды задают друг другу вопросы и дают ответы. На то, чтобы дать ответ на вопрос у команд 1 минута.
Команды задают друг другу по 5 вопросов, приготовленных заранее. Вопросы должны быть на знание Конституции РФ и подразумевать однозначный ответ.

За каждый правильный ответ жюри присуждает 1 балл.

Ведущий.Что ж, «быстрый бой» окончен. Позвольте предоставить слово нашему жюри. Жюри подводит итоги первых двух раундов.

Ведущий.Сообщаю правила третьего раунда нашего интеллектуального боя. Передо мной «Корзина проблем». В этой корзине лежат карточки, на которых обозначена какая-то правовая проблема. Сейчас представитель от каждой команды, не глядя, вынет карточку из корзины. Команда должна будет обсудить проблему в течение 6 минут и выбрать представителя, который озвучит нам мнение команды.

3 раунд. Представители команд берут из «Корзины проблем» карточки.

Возможное содержание карточек:

1. Статья 19 п.3 Конституции РФ гласит: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Как вы считаете, соблюдается ли эта статья? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Статья 24 п.1 Конституции РФ гласит: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается». Как вы считаете, нарушается ли эта статья СМИ? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Как вы понимаете статью 29 п.1 Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода мысли и слова»?

4. Статья 32 п. 1 Конституции РФ гласит: «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Как, по-вашему, соблюдается это право? Обоснуйте свою точку зрения.

За третий раунд максимальная оценка –5 баллов. Оценивается не точка зрения, а аргументированность рассуждений, убедительность и связность выступления оратора. Подводятся итоги третьего раунда.

Ведущий.Интеллектуальный бой продолжается! Четвёртый раунд!

4 раунд. Ведущий. Каждая команда получает лист бумаги, на котором записаны некоторые слова. Просьба кратко объяснить данные понятия. Каждой команде надо объяснить три понятия. На обсуждение 6 мин.

Понятия:

  1. Толерантность
  2. Права человека
  3. Светское государство
  4. Суверенитет государства
  5. Федеративное государство
  6. Демократия

Жюри оценивает этот раунд максимальной оценкой – 3 балла.

5 раунд.Ведущий читают отрывки с незаконченными фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на (личную неприкосновенность).

2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на (бесплатное образование).

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право (пользоваться учреждениями культуры).

4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино (иметь имущество в собственности).

5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на (неприкосновенность жилища).

6. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом (уехать из своей страны и вернуться на родину).

Ведущий.Наш интеллектуальный бой подошёл к концу. Мы видим, что нокаутом в середине боя не был сражён ни один из соперников. Тем не мене бой был интересным, даже захватывающим. Осталось узнать, кто победитель?.. Жюри уже подвело итоги всех раундов. Им слово.
Жюри сообщает итоги игры.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации 2009г. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Сибирское университетское издательство. Новосибирск, 2008.

2. Щуркова Н.Е. «Игровые методики». Педагогическое общество России. Москва 2004.

Задание 7.

Тема урока: «Защита прав человека. Всеобщая декларация о правах человека»

Подготовка к уроку: тема урока выбрана по просьбе учителя-предметника Катуниной Л.А. При подготовке урока были использованы следующие материалы: учебник "Право. 10-11 классы. Профильный уровень" А.Никитин; НПА: Конституция РФ; Всеобщая декларация о правах человека; интернет-ресурсы.

Цели и задачи урока:Цели урока:

· объяснить значимость и актуальность документов по правам человека для обеспечения современной защиты прав и свобод личности;

· сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;

· закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации;

· сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных в документах по правам человека.

Задачи:

Образовательная:

· Формирование общеучебных умений и навыков:

· умение объяснять политические, социально-экономические, личные права человека и механизм их защиты;

· умение характеризовать способы и средства правовой защиты основных прав человека в государстве;

· умение анализировать состояние дел с правами личности в РФ, возникающие проблемы и пути их решения;

· навыки культуры ведения диалога;

· умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

· умение получать и критически осмысливать информацию, предложенную в правовых источниках, анализировать ее, применить к реальным ситуациям;

· навыки публичного выступления;

Воспитательная:

· формирование гражданской позиции

· воспитание социально-адаптированной личности

Развивающая:

· создание условий для социализации личности

· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения задач в области правовой культуры личности, в области прав и свобод человека

Тип урока: Изучение нового материала с первичным закреплением. Использование элементов технологии критического мышления.

Ход урока: I. Актуализация знаний.

II. Изучение нового материала.

III. Закрепление полученной информации.

IV. Рефлексия.

Для поддержания внимания и мыслительной активности учащихся при изложении нового материала использовались яркие примеры, факты, учащиеся подключались к их обсуждению, побуждались к подкреплению теоретических положений собственными примерами. Задания для самостоятельной работы позволили осуществить первичный контроль за
усвоением нового материала. Примененные с этой целью задания носили
проектировочный характер, что способствовало более глубокому анализу
учащимися пройденного материала.

Основными методами были частично-поисковый метод, лекция и объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов. Репродуктивная деятельность учащихся дополнялась творческой за счет постановки проблемных вопросов при изложении нового материала и использования проектировочных заданий в самостоятельной работе. Использовалась дифференциация на этапах работы с задачами, при решении примеров и сравнении числа и числового выражения; по степени помощи учителя; по творчеству; по объему; по степени самостоятельности.

Общая оценка урока:

Структура и содержание урока способствовали взаимосвязанному решению основных задач урока. Атмосферу урока можно назвать психологически комфортной для учащихся. В ходе урока развивался операционный компонент учащихся, а именно развивалось - логическое мышление, мыслительные операции (при составлении задачи, варьировании вопроса, работе с геометрическим материалом, при решении логического задания); операция обобщения (при повторении и обобщении правил проверки, выводы); гибкость мышления на основе творческой деятельности, произвольности - при удерживании цели заданий; развивалась память, речь учащихся. А также происходило развитие регулирующего компонента проходило в процессе самоконтроля (итоговый, пошаговый, взаимопроверка, внешний контроль).

Контроль осуществлялся с помощью средств обратной связи, взаимопроверки, проверки учителем.

С классом установлены доверительные отношения, диалоговые формы общения, при которых учащиеся задавали вопросы, свободно высказывали свою точку зрения. Урок был завершен правильно. Итоги подведены.

Предложения по повышению эффективности урока:

1. использовать наглядные и технические средства обучения;

2. разнообразить виды самостоятельной работы учащихся на уроке.

3. более четко планировать организационную структуру урока;

4. включить в содержание урока новейшие научные данные по изучаемой теме.

Наши рекомендации