Изложение - это метод обучения, при котором учебный материал преподносится ученикам в связной форме посредством слова.

Методы обучения

Метод обучения - понятие многоаспектное. Методы проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон взаимодействия педагога и воспитанников. И если педагог говорит о применении в данный момент определенного метода, то это значит, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.

Деятельность преподавателя: определение цели, содержания, порядка деятельности учащихся; собственно обучающая деятельность; руководство познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся, контроль, подведение итогов.

Словесные методы. Устное изложение. Рассказ-объяснение, сочетающее изложение учебного материала в повествовательной форме с подробными пояснениями, сравнениями и сопоставлениями, обоснованиями, выводами закономерностей, решением задач.

Объяснение - изложение материала, целью которого является раскрытие новых понятий, законов, выведение формул, разъяснение характера предстоящих действий (доказательства, вычисления, подбор фактов, иллюстраций).

Вводная беседа - используется перед началом изучения нового материала. Выявление и восстановление имеющихся знаний, интерес, предпосылки. Повторительная беседа - первичное закрепление и осмысление материала - совершенствование знаний, обобщение, подведение итогов.

Эвристическая (сообщающая) беседа - цель - изучение нового материала с опорой на личный опыт учащихся и ранее накопленные знания (анализ, сравнение, сопоставление - новые положения, выводы). Элементы исследовательской работы.

Беседа(диалог). Условия использования эвристической беседы:

-содержание учебного материала должно быть логически стройным и четким;

-формулировка «продуктивных» вопросов;

-продумывание возможных ответов учащихся.

Группы вопросов:

на сравнение и сопоставление предметов, их изображений, явлений, процессов, фактов;

на обобщение и выделение существенных признаков изучаемых фактов, процессов, понятий;

на умение использовать знания в различных ситуациях;

на объяснение причины;

на выяснение последствий действия, процесса;

на доказательство, приведение доводов «за» и «против»;

на установление межпредметных связей.

Функции средств наглядности: иллюстрация к объяснению, средство для создания наглядного образа, источник нового.

Классификация методов обучения (в переводе с греческого слово метод означает путь исследования или познания). Философия рассматривает метод как способ достижения целей, определенным образом упорядоченную деятельность. В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия, как-то:

- способ деятельности учителя и учащегося;

- совокупность приемов работы;

- путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;

- система действий учителя и учащегося.

Выберем такое определение: метод - совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

В педагогике проблема разработки методов воспитания и обуче­ния и их классификации выступает как одна из основных.

Классификация методов - это упорядоченная по определенному признаку система. Понятие «метод» имеет много сторон, в соответствии с которыми методы обучения и воспитания можно группировать, но это же и затрудняет классификацию, так как невозможно подобрать единого критерия. Существует множество классификаций отдельно методов обучения и отдельно методов воспитания. Одну из первых предложил Б.В. Всехсвятский, который описал две категории методов обучения: методы передачи готовых знаний и методы искания (исследовательские). Наиболее распространена и традиционная классификация методов обучения по источнику знаний (некоторые исследователи называют их не источниками, а средствами передачи) — слово, образ и действие (СИ. Петровский, Е.Я. Голант), сответственно группы методов: словесные (рассказ, объяснение, беседа, лекция и др.), наглядные (наблюдение, демонстрация, иллюстрация), практические (упражнение, практикумы лабораторные работы и др.).

Существует и широко применяется классификация по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): объяснительно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, объяснение, доклад, показ, инструктаж), репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, упражнение), проблемные (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение), частично-поисковый (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа), исследовательские (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование).

Есть классификации, в которых методы группируются на основе двух или более признаков. Например, классификация, предложенная М.И. Махмутовым, построена на сочетании методов преподавания и методов учения. Методы преподавания: информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий. Методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.

Классификация методов обучения по дидактической задаче была разработана М.А. Даниловым и Б.П. Есиповым: методы усвоения знаний (восприятия и осмысления): устное изложение, беседа, лабораторная работа, работа с книгой и пр.; методы совершенствования знаний (закрепление и применение): упражнения, повторение; методы развития навыков; методы творческой деятельности, методы проверки знаний, умений и навыков и т.п. Есть классификации по логике изложения материала: дедуктивные и индуктивные; по источникам знаний и уровню самостоятельности учащихся в учебной деятельности (А.Н. Алексюк, И.Д. Зверев) и т.д.

Зарубежный опыт - деление методов на импрессивные и экспрессивные - дополняет отечественные классификации.

Импрессивные методы обучения (от лат. impressio - впечатление, переживание, чувство) предполагают организацию участия детей в экспонированных ценностях: социальных, моральных, эстетических, научных — и основаны на активизации такой деятельности, как:

- получение информации о произведении, его создателе, полное сосредоточение на восприятии и участие в ходе экспонирования произведения;

- соответствующая форма собственной активности участников, выражающая главную идею произведения;

- сопоставление этой идеи с принципами поведения участников, практические выводы в отношении собственного поведения и поступков.

Экспрессивные методы (от лат. expressio — выражение) основаны на конструировании ситуаций, в которых участники сами создают или воссоздают конкретные ценности, как бы выражая себя и одновременно переживая их: картины, скульптуры, короткометражные фильмы, другие произведения.

Но ни исследователей, ни практиков не устраивают существующие классификации. В принципе основной набор методов есть в любой классификации, но каждый метод в зависимости от основания, на котором она сделана, технологично используется по-разному. Б данном пособии в параграфе о методах обучения они будут рассматриваться по классификации, предложенной Ю.К. Бабанским, на основе методологии целостного подхода к деятельности.

§ 2. Методы обучения

Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.

Прием обучения - элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода. Например: лекция — метод, записи на доске, использование в ее процессе иллюстраций — приемы. Отдельные методы могут в одних случаях выступать как методы, а в других — как приемы. Вопросы, заданные во время лекции или рассказа, и непродолжительная беседа - прием обучения. В другом варианте, когда все объяснение построено в вопросно-ответной форме, бе­седа выступает как метод обучения.

Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского получила широкое распространение в дидактике. Исходя из теории деятельности, он положил в основу классификации элементы деятельности: опосредование, регулирование и контроль. Соответственно и деятельность в процессе обучения должна осуществляться с помощью таких способов (методов), которые в единстве сочетают организацию действий по опосредованию учебной информации, регулирование деятельности личности, прежде всего разнообразными способами ее стимулирования, а также оперативный контроль. Выделяются три группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Эта классификация привлекательна тем, что она является открытой и в принципе любая (за редким исключением) классификация методов обучения вписывается в нее. В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие, осмысление и практическое применение, учтены все основные функции и стороны методов, все главные структурные элементы деятельности (см. табл.). Метод обучения предполагает прежде всего наличие цели у учителя и его направленную деятельность к ней имеющимися у него средствами.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Методы контроля и самоконтроля в обучении

В результате у ученика также возникает цель, он осуществляет и деятельность имеющимися у него средствами. Под влиянием этой деятельности начинается процесс усвоения учеником изучаемого содержания, достигается намеченная цель, или результат, обучения, что является критерием соответствия метода цели. Таким образом, любой метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения. Метод обучения предполагает непременное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения, в результате чего осуществляется процесс учения.

Как это реализуется в различных методах при определенной технологии их использования?

Первая группа - методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности- группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Подгруппа по источнику информации и восприятия А. Словесные методы

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. К ним относятся: рассказ, лекция, беседа, работа с учебником (печатное слово). Но в процессе объяснения, беседы, рассказа, лекции можно не только излагать информацию, но и отвечать на вопросы уча­щихся, а также продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Изложение - это метод обучения, при котором учебный материал преподносится ученикам в связной форме посредством слова.

Внешним признаком этой учебной работы является активная деятельность учителя при сообщении знаний учащимся, которые должны внимательно следить за изложением. Изложение учителя в форме сообщения или описания обеспечивает объективное объяснение вещей и явлений, а в форме рассказа или художественного описания отличается наличием подробных, образных изображений, действующих чаще всего на чувства детей.

Проблемное изложение развивает мышление учащихся.

Методы изложения применяются главным образом при сообщении новых знаний, в меньшей степени при закреплении знаний.

Речь учителя должна быть: ясной, четкой, понятной, эмоциональной и выразительной; логичной, хорошо структурированной.

Преимущество изложения учителя: за сравнительно короткий срок можно охватить большой круг знаний, познакомить с предметами, явлениями и событиями, отдаленными во времени и пространстве.

Недостаток: ограниченная обратная связь с учащимися и вероятность того, что усваиваемые знания не у всех могут оказаться достоверными и точными.

Применение учебных пособий во время изложения делает учеб­ную работу живой и интересной и во многих случаях более успешной. Рассмотрим особенности методов этой группы,

Объяснение

Объяснение - это доказательное изложение какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения и т.п.

Объяснение может использоваться как самостоятельный метод обучения, но чаще оно выступает в качестве составной части рассказа, беседы, лекции. Его функция заключается в раскрытии с помощью логических приемов, убедительной аргументации и доказательств научной сути законов, правил, истин. В процессе объяснения происходит обучение учащихся формально-логическому и диалектическому мышлению, умению аргументировать и доказывать защищаемые положения, поэтому, как правило, его используют при изучении теоретического материала различных наук, решении физических, химических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует логически точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления, аналогии с привлечением ярких примеров.

Обучающе-познавательный результат объяснения проявляется в глубоком и ясном понимании учеником сути явления, его закономерных связей и зависимостей. Его развивающий результат выражается в активизации мыслительных процессов, формировании у школьников умения сосредоточиваться на выявлении главного и существенного. Воспитательное значение метода заключается в развитии у учащихся стремления докопаться до истины, выявить в изучаемом материале главное и отделить его от несущественного, второстепенного.

Этот метод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями необходимость в объяснении становится все более настоятельной.

Рассказ

Рассказ представляет собой монологическую, непродолжительную по времени (10-15 минут) форму изложения учебного материала педагогом или учащимися. Внимание внем акцентируется на конкретных фактах, их взаимосвязях и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но обучение умению последовательно излагать материал.

При изучении тех предметов, в которых на первый план выступает фактический материал, требующий образности и последовательности изложения, лучше использовать такую форму, как рассказ. Его эффективность как метода изложения материала предполагает возбуждение внимания и интереса учащихся, чему немало способствуют содержательные и риторические вопросы, обращенные к опыту детей, использование образных сравнений, документов и отрывков художественных произведений, разнообразие видов деятельности учащихся по ходу рассказа: слушание, наблюдение, выполнение самостоятельных работ и т. п. В заключение рассказа учитель выявляет понимание детьми сути фактов, их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Развивающий смысл рассказа состоит в том, что он активизирует психические процессы: представления, память, мышление, воображение, эмоциональные переживания. Воспитательный результат проявляется в формировании у учащихся устойчивого внимания, любознательности, интереса. Рассказ может быть использован в работе с детьми любого возраста. Но наибольший обучающе-развивающий эффект достигается при обучении младших школьников, накапливающих фактический материал и склонных к образному Мышлению.

В последнее время все чаще стали использоваться элементы проблемного изложения знаний в процессе рассказа.

Лекция

Лекция - последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.Лекция предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложение фактов, объективных связей, опосредовании между явлениями и краткий вспомогательный диалог, обеспечивающий диагностику, получение преподавателем обратной информации о качестве восприятия—усвоения материала слушателями. Лекции читаются по наиболее общим, фундаментальным вопросам и по тому учебному материалу, которого, как правило, нет в соответствующих учебниках. Они представляют собой органическое единство метода и формы обучения, вовлекают учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организуют целостное, законченное учебное занятие.

Применяемая в старших классах для преподавания предметов общественно-гуманитарного цикла школьная лекция отличается от вузовской. Школьная лекция представляет собой модификацию урока новых знаний: изложение учебного материала распределяется на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение большой темы в единстве всех ее компонентов.

Технология лекции предполагает сообщение учащимся плана, основной и дополнительной литературы, указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстративного материала, эпизодические обсуждения, ответы на вопросы, резюме и краткий анализ литературы. Учащиеся следят за логикой изложения, что развивает их способность логического мышления, умение концентрировать внимание на главном. Лекция способству­ет целостному осмыслению фактов в их логической взаимосвязи. Ее структура состоит из введения; оснащенной разнообразными приемами изложения материала основной части, заключения - резюме; ответов на вопросы и инструктажа по поводу домашнего задания.

Предъявляемые к методу рассказа требования относятся и к лекции. В зависимости от дидактических целей обучения лекция и рассказ могут быть вводными, обобщающими, обзорными и проблемными.

Преимущества обучающего аспекта лекции проявляются в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия - усвоения школьниками объемного учебного материала в его логических опосредствованиях и взаимосвязях. Развивающий эффект состоит в вовлечении учащихся в поток логического мышления, приемов диалектической логики, восхождения учительской мысли от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному, обращения к анализу и синтезу, индукции и дедукции. В воспитательном смысле лекция формирует устойчивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умение ставить вопросы и выяснять непонятое.

Этот метод обучения рекомендуется для работы со старшими школьниками, готовыми в физиологическом, психическом и интеллектуальном отношениях к сравнительно длительному трудовому напряжению.

Беседа

Беседа - это такой метод, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения. С помощью этого важнейшего метода устного изложения учащиеся должны развивать способность усваивать новые понятия и приобретать новые знания путем самостоятельного логического мышления. Помимо этого, данный метод служит цели повторения, закрепления и проверки знаний.

При применении метода беседы предполагается, что учащиеся уже имеют некоторые знания и личный опыт относительно изучаемого материала, на которые может опереться учитель. Вопросы учителя, задаваемые учащимся в соответствии с определенным планом, побуждают учащихся во время беседы связывать уже имеющиеся у них знания или находить связь между уже имеющимися знаниями и вновь приобретаемыми.

Беседы бывают эвристические, катехизические, сократические, герменевтические.

Эвристическая беседа получила свое название от греческого слова heurisko - я нахожу. Характерным ее признаком является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителем и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний. На один вопрос учителя следует чаще всего много ответов учащихся.

Поисковые беседы (с элементами проблемного обучения) наиболее эффективны, потому что вооружают учащихся способами научного по­иска. Они дают возможность школьникам самим решать посильные для них познавательные задачи. Излагая учебный материал или обобщая изученный, учитель обращается к учащимся с вопросами, которые вовлекают их в самостоятельное решение познавательных задач (можно высказать предположение, объяснить сущность каких-то фактов, сделать выводы из проведенного опыта и т.п.). При использовании таких бесед учащиеся более эффективно участвуют в поисковой деятельности. Эти беседы в процессе обучения повышают интерес к изучаемому материалу, стимулируют активную работу мысли, обеспечивают сознательное усвоение материала. Метод беседы вооружает школьников такими умственными действиями, как анализ, обобщение, сравнение и т. п.

Беседа может иметь как индуктивный характер познавательной деятельности, когда учащиеся совместно с учителем идут от частных фактов к общему выводу, правилу, закону, так и дедуктивный, когда учащимся предлагается какая-то информация, какие-то наиболее общие понятия и они самостоятельно делают более частные выводы, подбирают свои примеры и факты, т.е. рассуждение идет от общего к частному. Такого характера беседы могут использоваться и при закреплении изученного материала, что позволяет сэкономить учебное время.

При проверке того, что было предложено выучить, используется так называемая катехизическая беседа. Понятие «катехизический» образовано от греческого слова katecheo - я поучаю, я наставляю (в процессе обучения с помощью вопросов и ответов). Этот метод применялся уже в средневековых школах в целях передачи учащимся знаний. По точно такому же принципу построен катехизис, церковный учебник, в котором религиозные догмы подразделены на вопросы и ответы. В то время как катехизический метод требовал от учеников в средневековых монастырских школах заучить без понимания и осмысливания вопрос и ответ, катехизическая беседа в современной школе используется таким образом, что ученики подводятся к самостоятельной умственной работе, к самостоятельному мышлению..

Применение катехизической беседы необходимо для того, чтобы проконтролировать понимание учащимися всего ранее изложенного или прочитанного вслух учителем, всего того, что учащиеся наблюдали или пережили, а также чтобы прочно закрепить у них приобретенные знания.

Катехизическая беседа служит прежде всего для развития мышления, но особенно для тренировки памяти. Школьники благодаря вопросам, поставленным учителем в определенном порядке, закрепляют свои знания. Их заставляют вспоминать уже изученный мате­риал и излагать его, повторять ранее найденные связи, резюмиро­вать ход мысли и систематизировать свои знания. Учитель всегда может проверить, нет ли у кого неясностей, которые устраняются с помощью объяснений учителя или в процессе беседы. На вопрос учителя чаще всего следует только один ответ ученика.

Мастером ведения сократической беседы был греческий философ Сократ (469—399 тт. до н. э.). Он никогда не давал готовых ответов.

Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения. Целью Сократа было не само знание, а пробуждение у людей любви к знанию. Беседы Сократа - устный диалогический метод, рассчитанный на то, что уже известно собеседнику, и предполагающий наводящими вопросами выяснить границы его знания и незнания и вместе с ним прийти, если для этого в нем есть предпосылки, к открытию в себе прекрасного и разумного. «Сократова индукция» - это установление эмпатического взаимодействия с партнером, диалогическое соучастие, направленное на понимание Я другого, предвидение возможностей этого другого. П.П. Блонский считал, что «учитель должен быть не энциклопедическим словарем, а Сократом». Сократическая беседа - это беседа, обучающая умению сомневаться (без сомнения нет поиска и познания), мыслить диалектически, избегать жестких и категоричных высказываний, видеть вещи и явле­ния во всей их сложности и многоаспектности. Это сложный метод, но современному учителю надо стремиться к овладению им.

Герменевтическая беседа. Герменевтика (разъясняющий, растолковывающий) - направление в философии, основной проблемой которого является проблема понимания. Герменевтика - это искусство толкования, объяснения текстов, музыкальных пьес, картин и т.п. Учитель будет вести с учащимися герменевтическую бесед}', когда имеются учебные пособия, с помощью которых им легко постичь требуемые знания. Ценность этого метода и в том, что у учащихся развивается умение самостоятельно пользоваться, например, книгами, картинами, моделями и т.д. Во время или после экспериментальной работы, во время или после учебной экскурсии, при разборе стихотворения или отрывка для чтения учитель будет стараться вести учащихся к правильной оценке изучаемого материала

Объяснительное чтение - один из методов герменевтической бесе­ды. Оно является особым видом ведения такой беседы. Ученикам на ос­нове читаемого им текста словесно объясняются реальные взаимосвязи, Поступки действующих лиц, события, понятия, правила и термины. Одновременно у них нужно постепенно развивать способность понимать свой родной язык в полном объеме и правильно пользоваться им в разговоре, при чтении и письме. Этот метод увеличивает запас слов и выразительных средств. Наиболее часто такой вид беседы используется в Начальной школе, но он может иметь место на любой ступени обучения.

Беседа как метод обучения в младших классах может продолжаться от 10 до 15 минут, а в старших классах на нее может быть предусмотрено большее количество времени, но нельзя в виде беседы проводить объяснение нового материала по гуманитарным предметам в течение сдвоенных (а то и утроенных) учебных часов. Даже учащиеся гимназических старших классов не могут усвоить смысл и логику новой темы при таком методе ее подачи.

Овладение учителем техникой постановки вопросов является важной предпосылкой для успешного проведения беседы. В соответствии со степенью сложности существуют вопросы различного характера: 1) вопросы о фактах; 2) вопросы, которые требуют для ответа сравнения и соответствующего анализа явлений; 3) вопросы о причинных связях и о значении явлений; 4) вопросы, требующие доказательств.

Требования к вопросам беседы и методике ее проведения:

-вопросы должны ставиться различной трудности, чтобы как сильные, так и слабые и средние учащиеся были убеждены, что они все активно помогают в разрешении проблемы;

- с каждым вопросом следует обращаться ко всему классу; внимание всех учащихся должно сохраняться и тогда, когда учитель обращается с вопросами к отдельным учащимся;

- включение в беседу большей части класса, а не только активно работающих учащихся;

- то же правило, если используются вопросы, на которые отвеча­ют «да» или «нет»;

- не следует спрашивать о само собой разумеющихся вещах;

- вопросы не должны быть слишком легкими или уже содержать ответ;

- ясная целевая установка и логика задаваемых вопросов;

- нужно избегать альтернативных вопросов (Это дуб или береза?) или предлагать аргументировать ответ;

- постоянная проверка ответов, чтобы они были правильные, грамотно построены и всегда, когда это необходимо и имеет смысл, сформулированы целыми предложениями;

- необходимо вникать в неправильные ответы и направлять мысль ученика на правильный путь;

- отводить достаточно времени, чтобы учащиеся могли подумать и изложить свои знания или выводы, но задавать достаточно быстрый темп при воспроизведении известных фактов, дат и других перечислений;

- не задавать одновременно несколько вопросов;

- побуждать учащихся самим ставить вопросы, которые способствуют во время беседы разрешению проблемы;

- не удовлетворяться одним ответом на поставленный вопрос, побуждать других учащихся к сомнению, поиску своего решения или доказательства;

- уметь формулировать наводящие, но не подсказывающие или со­держащие ответ вопросы в случаях затруднения с ответами у учеников.

Если учитель, как и во время рассказа, использует учебные пособия, например модели, зарисовки на доске, натуральные предметы, картины я т.п., помогающие учащимся значительно легче и точнее ответить на вопросы, то беседа на уроке идет легко и целеустремленно. Учащиеся, работая самостоятельно, приобретают при помощи вопросов учителя хорошие и прочные знания, которые дольше сохраняются в их памяти.

Педагогическая функция беседы заключается в использовании знаний и личного опыта учащимися в целях активизации познавательной деятельности, вовлечения их в активный мыслительный поиск, в разрешение противоречий, самостоятельное формулирование выводов и обобщений. Чтобы активизировать учебный процесс, включают элементы беседы в рассказ и объяснение. С помощью диалога осуществляется и проблемное обучение: постановка задачи, уточнение понимания ее сути и обсуждение, подведение учащихся к самостоятельным выводам.

Познавательный результат беседы обнаруживается в прочном усвоении знаний школьниками, в актуализации их жизненного опыта. Развивающий эффект проявляется в формировании умения четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль. Воспитательное влияние беседы состоит в том, что она пробуждает в учащихся самостоятельность, помогает обретению уверенности в собственных силах, становлению коммуникативной способности.

Преимущества беседы: оживляет процесс обучения, удовлетворяет потребности детей в активной деятельности, возможно включение в работу многих учащихся, учет индивидуальных особенностей учеников и их личный опыт, им представляется возможность доказывать, отстаивать свою позицию; они учатся говорить, грамотно оформлять свои мысли.

Недостатки беседы: возможность уйти от темы урока в сторону, работа с небольшой группой детей при пассивном участии основной части класса, требует достаточно много времени, особенно если используется индукция; трудность формулирования вопросов по ходу беседы, особенно для начинающих учителей.

Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с детьми не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине обсуждения проблем.

Работа с книгой

Учащимся в процессе обучения очень трудно запомнить всю получаемую информацию. Им следует запомнить фундаментальные положения, на которых основываются знания по тому или иному учебному предмету. Более частные положения школьники должны уметь самостоятельно отыскать в учебнике или в другой учебной литературе, чему надо обучать на уроках. Это один из важнейших путей подготовки учащихся к самообразованию.

Каждый учебный предмет предполагает особые приемы работы с книгой, но имеются и общие для всех. Навыки самостоятельной работы с учебником и специальной учебной литературой можно разделить на три группы в зависимости от цели работы: самостоятельное приобретение новых знаний; закрепление знаний, сообщенных учителем; применение знаний в практической деятельности.

Прежде чем начинать работу с книгой, необходимо познакомить уче­ников с ее структурой: главами, их последовательностью, объяснить, поче­му они расположены в таком порядке, какая связь между разделами; на­значение и содержание методического аппарата. Это обычно делается в начале учебного года. Следует также использовать метод объяснительного чтения, (чем меньше возраст учащихся, тем чаще используется этот прием). Можно дать план, по которому они должны работать с учебником, поставить вопросы, на которые учащиеся должны найти ответы. Они должны научиться самостоятельно составлять план прочитанного.

Особое внимание необходимо обращать на обучение ведению раз­личного рода записей: тезисы, выписки отдельных наиболее важных положений, составление конспекта прочитанного, текста сообщения по одному или нескольким источникам и т.п. Во время школьной лекции можно использовать такой прием: учащиеся, подготовив материал заранее, по ходу лекции учителя зачитывают отрывки, подтверждающие, иллюстрирующие или содержащие другую точку зрения на рассматриваемый вопрос, из различных источников.

Наглядные методы

К ним относятся демонстрация и наблюдение.

Их главная особенность заключается в том, что основным источником информации при их использовании является не слово, а различного рода объекты, явления, технические и наглядные средства. Эти методы довольно часто сочетаются со словесными методами обучения. Их цель - подкрепление информации, данной учителем, но они могут быть использованы и с элементами проблемного обучения, иметь творческий характер. В некоторых учебниках педагогики вводится так называемый видеометод, связанный с применением компьютера, что представляется не совсем обоснованным, так как компьютер - это техническое средство, пусть и более сложное и многофункциональное, но не единственное, с помощью которого можно передавать видеоинформацию.

Демонстрация и наблюдение способствуют реализации принципа наглядности, эти методы оказывают эмоциональное воздействие на учащихся. К ним предъявляются такие требования: целесообразность, последовательность демонстрируемых объектов, мера в их использовании, понимание цели используемых наглядных средств обучаемыми, обеспечение качественной и эстетической сторон используемой наглядности, обеспечение ясности и точности восприятия и др.

Наблюдение

Как метод обучения, наблюдение представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством учителя на уроке, экскурсиях, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя.

При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: разработка памяток-схем наблюдения, обучение учащихся приемам фиксирования и обработки данных наблюдения и их использования и т.д. Он способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное, организующее и воспитательное значение.

Демонстрация

Демонстрация - метод обучающего взаимодействия педагога с детьми на основе показа реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях обращения внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений и процессов.

Демонстрация как метод обучения обеспечивает восприятие сложных явлений действительности в их динамике, во времени и в пространстве. С ее помощью расширяется кругозор ученика, психологически облегчается процесс усвоения знаний, создается чувственно-эмпирическая основа познания при изучении всех предметов учебного плана.

Демонстрация используется в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. Обеспечение основательного, глубокого восприятия учебного материала достигается демонстрацией учебных и художественных фильмов, их фрагментов, научных экспериментов, реальных процессов в природе и обществе, натуральных и искусственно созданных предметов: макетов, моделей, муляжей; произведений изобразительного искусства, фрагментов литературных, музыкальных, научных произведений; символических пособий - карт, схем, графиков, диаграмм. Главная функция демонстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы: ощущения, восприятие, представления, в результате чего возникает эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога. Технология демонстрации: беседа до восприятия объектов и явлений, показ, обязательное собеседование с учащимися по поводу воспринятого, что помогает учителю контролировать степень усвоения знаний школьниками. Демонстрация используется в тех случаях, когда:

· наглядное пособие (опыт, явление и т.п.) является непосредственным объектом изучения;

· наглядный объект в сочетании с предшествующим опытом учащихся служит основой для объяснения внутренних связей в явлениях, недоступных непосредственному восприятию;

· наглядный объект служит подтверждением, иллюстрацией к словесному объяснению учителя;

· наглядный объект выступает основой для рассказа о явлениях и связях, неизвестных учащимся и недоступных непосредственному восприятию (показ ландшафтных картин, слайдов и т.п. для рассказа о поясных климатических зонах).

Обучающий результат демонстрации проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, в обогащении детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности. Развивающее значение заключается в активизации деятельности анализаторов, процессов восприятия и формирования представлений, в активизации всех психических процессов школьника, возбуждении у него живого интереса к предмету познания, расширении общего кругозора. Воспитательный эффект - в огромном эмоциональном воздействии демонстрируемых явлений, их убеждающей силе. В диагностическом отношении использование иллюстраций дает учителю обильную обратную информацию, поскольку порождает у учащихся многочисленные вопросы, отражающие движение их мысли к пониманию сути явления.

Демонстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов в любых возрастных группах обучаемых Вместе с тем злоупотребление иллюстративностью приводит к сдерживанию развития мыслительных процессов.

Наши рекомендации