Тема: Автобиографическая повесть о детстве в XIX в. Герой-ребенок. Проблема «точки зрения».

Цель: рассмотреть произведения Аксакова, Гарина-Михайловского, Толстого и др. в которых главный герой – ребенок, выявить особенности повествовательной манеры писателей, своеобразие создаваемого образа ребенка, характера обобщения размышлений героя-ребенка; выявить традиции произведений о герое-ребенке.

Вопросы для подготовки:

1) Понятие «автобиографическая повесть». Прототип. Типизация. Точка зрения. Субъекты речи в эпическом произведении.

2) Анализ фрагмента художественного произведения по выбору студентов.

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука». Лаконизм, максимальная смысловая нагрузка слова. Лирические отступления. Описания природы и их функция. Способы создания образа ребенка. Детали уходящей эпохи.

Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы». Сюжет. Деталь. Мир глазами ребенка. Описательность, усиление публицистических элементов. Проявления внутритекстового автора.

Л.Н. Толстой «Детство». Педагогические взгляды автора и их отражение в произведении. Образ ребенка и образ взрослого (родители, учитель). Диалектика души.

3) Место названных произведений в детском чтении. Педагогическая направленность. Актуальность.

Методические рекомендации:

Ответ на первый вопрос предполагает актуализацию знаний, полученных в курсе литературоведческих дисциплин. Обратившись к словарям и пособиям, следует дать понятие термином «автобиографическая повесть», прототип, типизация (способы типизации), точка зрения, субъекты речи в эпическом произведении (повествователь, рассказчик, образ автора). Особое внимание нужно уделить разграничению понятий автор биографический и автор внутритекстовый.

Анализ эпизода нужно выполнить письменно (полный текст или тезисы). Можно руководствоваться примерной моделью анализа.

Модель анализа эпического произведения:

1. Определение жанра произведения.

2. Рассмотрение структуры повествования:

1) определение типа и формы повествования;

2) выявление средств создания повествователя;

3) выделение «точек зрения», организующих повествование;

4) соотношение субъектных планов повествователя и героя (персонажей) и рассмотрение их роли в композиции целого.

3. Характеристика архитектоники текста и выделение в его структуре сквозных повторов.

4. Анализ пространственно-временной организации произведения. 5 .Рассмотрение системы образов текста.

6. Выявление элементов интертекста, определяющих связь рассматриваемого изведения с другими произведениями русской и мировой литературы.

7. Обобщающая характеристика идейно-эстетического содержания текста.

Примерный план анализа эпизода эпического произведения

1. Варианты вступления:

а) общая характеристика произведения, его сюжета, композиции, конфликта, авторского замысла и т. д.;

б) рассуждение о целом и части, о том, как по отдельному фрагменту можно составить некое представление о художественном мире писателя, его стиле, нравственной и эстетической позиции;

в) восприятие произведения читателем (избирательность, мозаичность картины, выбор читателем понравившихся эпизодов и пропуск отдельных фрагментов, которые показались в процессе чтения не столь существенными, интересными).

2.Вопросы, на которых следует остановиться при анализе эпизода:

а) Что предшествовало в произведении этому эпизоду, описанию, диалогу? Как мы были подготовлены автором к восприятию этого эпизода?

б) Какой момент в развитии сюжета произведения связан с данным эпизодом (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)? Опишите обстановку, психологическое состояние героев.

в) Определите основное содержание данного эпизода, его связь с авторским замыслом, место в структуре художественного произведения.

г) В чем своеобразие художественной формы данного фрагмента? Что перед нами: пейзажная зарисовка, описание интерьера, диалог, монолог или внутренний монолог героя, фрагмент письма или дневника, авторское размышление иди комментарий? Чья точка зрения (идеологическая, психологическая, пространственно-временная, фразеологическая) преобладает в эпизоде? Что можно сказать о характере повествования, способах реализации авторского замысла? Какие художественные приемы используются в данном отрывке? Обратите внимание на особенности поэтического языка (лексики, синтаксиса).

д) Как готовит нас этот эпизод к последующему ходу событий в произведении?

3. Варианты заключения:

а) роль данного эпизода в произведения;

б) характерные черты художественного мира, нравственной и эстетической позиции писателя, проявившиеся в этом фрагменте;

в) ваше восприятие эпизода в контексте всего произведения.

Вопросы для беседы:

1. Проследите один день из жизни Николеньки Иртеньева в повести Л.Н. Толстого «Детство. Как меняется поведение мальчика? Кто оказывает влияние на формирование его характера? Какое место занимает пора детсва в жизни человека, по мысли Л.Н. Толстого?

2. Сравните поведение мальчиков в сцене охоты в повестях Л.Н. Толстого «Детство» и С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Что роднит Николеньку и Сережу?

3. На какие традиции своих предшественников опирался Н.Г. Гарин-Михайловский в жанре автобиографической повести? Что для него важнее: события эпохи или их преломление в душе растущего человека? Как сцена спасения Жучки характеризует Тему в детстве?

4. Какой показана гимназия ее влияние на ребенка в произведениях русских писателей?

5. Каковы взаимоотношения в семьях Иртеньевых (Л.Н. Толстой «Детство»),, Багровых (С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»), Карташевых (Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»)? Каково восприятие взрослых ребенком?

Список рекомендуемой литературы:

  1. Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. - М.: Дет. лит., 1986.
  2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с.
  3. Бегак Б. А. Классики в Стране Детства: Очерки. - М.: Дет. лит., 1983.
  4. Богданов В. А. Становление человека // Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. – М.: Дет. лит., 1986.
  5. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.
  6. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Высш. шк., 2004. 551 с.
  7. Детская литература: Хрестоматия. / Сост. Я.А. Чернявская, Г.В. Регушевская. М.: Просвещение, 1987. 447 с.
  8. Коровина В. Я. Литература. 7 класс. Методические советы. – М.: Просвещение. – 153 с. // [Электронный ресурс] URL: http://sputnik.master-telecom.ru/Seans/Methodical.teaching.mat/korovina7/index-1.htm (дата обращения: 05.05. 2011)
  9. Минералова И.Г. Историография души в детской литературе. Художественная автобиография о детстве // И.Г. Минералова. Детская литература: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. 175 с.
  10. Русские детские писатели ХХ века. Библиографический словарь / Под ред. А.В. Терновского. М., 1997.
  11. Смирнова В. В. О детях и для детей. - М., 1967.
  12. Чернышевский Н. Г. Детство и отрочество. Сочинения графа Л. Н. Толстого// Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность. - М.: Дет. лит, 1989.
  13. Успенский Б.А. Поэтика композиций. – М., 2000.
  14. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999.

Практическое занятии № 8.

Наши рекомендации