Просвещение на территории средневековых государств Закавказья
Существовавшие в начале средних веков школы на территории Западной Грузии (Колхиды) и Армении напоминали школы античного мира.
В Колхиде школы открывались обычно при церквях или монастырях, в них обучали литературе, астрономии, математике, музыке, теологии. Знание греческого языка было обязательным уже при поступлении в школу. Следовательно, чтобы поступить в возрасте 6–7 лет в школу, ребенок должен был получить предварительную подготовку. Такую подготовительную «школу» ребенок проходил в любой семье, которая могла пригласить учителей для обучения не только своих, но и посторонних детей, как это было распространено в Западной Европе в системе рыцарского воспитания. В колхидских школах в процессе обучения использовались рукописные книги по теологии, истории Грузии, о повадках животных, толкования древних и новых книг, псалмы Давида, книги об иудейских, персидских, римских и византийских императорах.
В конце Х – начале XI в. Грузия стала централизованным государством, что способствовало развитию городов, ремесел, торговли, культуры. В частности, гениальный поэт Шота Руставели написал в то время своего «Витязя в тигровой шкуре». Эта поэма вошла в сокровищницу мировой литературы. Шота Руставели предвосхищал идеи гуманистов раннего Возрождения, отстаивая право личности на свободу, идеи товарищества и сотрудничества людей, патриотизм и др.
Развитие культуры отразилось в первую очередь на школе. Для преподавания приглашались образованные наставники. Наиболее способные дети продолжали обучение в Византии, Гелатской академии, называвшейся «вторыми Афинами», или в Икалтойской академии, включавшей в свою программу помимо «семи свободных искусств» и медицинское образование.
Среди деятелей просвещения Грузии той эпохи был широко известен Георгий Мтацминдели. Собрав свыше 80 сирот, он организовал для них воспитательно-образовательное учреждение с целью подготовки к поступлению в Иверскую монастырскую школу. Поскольку дети были разных возрастов, Мтацминдели разделил их на возрастные группы, разработав для каждой соответствующую программу обучения. Обучение он организовал таким образом, чтобы оно соответствовало природе ребенка: в процессе обучения использовались физические упражнения и подвижные игры, которые чередовались с умственными занятиями.
Оригинальное нововведение в начальное обучение было предложено крупнейшим философом, историком, грамматиком, астрономом Иоанном Петрици (XI–XII вв.). В частности, в обучении родному языку он опирался на такие не сформулированные еще тогда дидактические принципы, как сознательность, переход от простого к сложному.
Появление в литературе поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» оказало большое влияние на концепцию воспитания того времени, поскольку здесь не только были прекрасно описаны возможности светско-рыцарского образования, приобретавшего популярность в обществе, но и содержалась глубокая философская идея о зависимости добродетели от уровня человеческих знаний и разума.
К XII в., хотя церковь и продолжала сохранять контроль за учебными заведениями, наблюдалась постепенная секуляризация школы. Желающих получить образование становилось значительно больше, чем могли вместить существовавшие церковные школы. Состоятельные семьи отправляли своих детей в Рим, менее обеспеченные горожане использовали практику ученичества по западноевропейскому образцу, отдавая своих детей на обучение какому-либо ремеслу к мастеру-наставнику. При этом мастер должен был быть в достаточной степени грамотным.
Влияние западноевропейской системы образования и Византии на школу средневековой Грузии было весьма сильным. Вместе с тем в традиционных школах использовались учебные пособия, в которых находили отражение лучшие национальные традиции, особенности родной истории, языка и культуры в целом.
Армения, в течение долгого времени находясь в зависимости от Персии и Византии, лишь к середине VI в. получила относительно независимое положение. Благодаря созданию еще в V в. армянским просветителем Месропом Маштоцем (361–440) национального алфавита после получения независимости в Армении стали открываться школы с обучением на родном языке. Но уже в VIII в., в связи с нашествием арабов, успешные начинания в области просвещения приостанавливаются, и только в XI в. происходит истинное возрождение государственной и культурной независимости Армении. Снова открываются школы на родном языке, и центром образования становится столица – Вагаршапат, откуда лучшие ученики направлялись для просветительской деятельности и распространения армянской грамоты и христианства по всей стране.
В столичных учебных заведениях изучались армянский, греческий и сирийский языки, история, музыка, теология, естественнонаучные предметы. Учащиеся старшего возраста получали также некоторую подготовку в области методики преподавания, с тем чтобы они могли работать учителями.
Учебные заведения в Армении того времени были государственными, церковными, общественными и частными, подразделяясь на элементарные школы, повышенные училища, семинарии и церковно-монастырские школы, готовившие проповедников. Обучение длилось от 2 до 5 лет в элементарных школах, от 4 до 6 лет – в церковных и 7–8 лет – в школах повышенного типа.
На содержание образования в этих школах сильное влияние оказывало возрождение сложившегося еще в V в. светского грекофильского направления культуры. Именно благодаря этому направлению система образования принимала все более светский характер: познание внешнего мира приводилось в соответствие с развитием и совершенствованием самого человека.
Крупнейший просветитель Мовсес Хоренаци (V – начало VI в.) рекомендовал воспитывать молодое поколение на примерах героического прошлого своего народа. Для выработки умения формировать ум и душу детей необходимо, по его мнению, создавать специальные учебные заведения для подготовки высокообразованных и нравственно безупречных учителей и наставников.
Наивысший экономический подъем и восстановление науки и культуры приходится в Армянском государстве на XII–XIV вв. В то время получили развитие такие отрасли знания, как химия, медицина, математика, астрономия, которые, в свою очередь, способствовали развитию экономики и культуры в целом. Центром подготовки специалистов в этих областях знания стали учебные заведения типа западноевропейских университетов. Курс обучения здесь длился 7–8 лет и включал в себя изучение философских, экономических, математических, политических, гуманитарных наук, а также Ветхого и Нового заветов. Оканчивающие сдавали письменные экзамены и держали выпускную речь, после чего им присваивался титул вардапета, приближавшийся к званию профессора в средневековой Европе.
По общему образцу средневекового Востока отдельные армянские просветители открывали свои высшие школы, где сами и преподавали. Так, философ Ованес Саркаваг Имастасер (ок.1055–1129) организовал школу в городе Ани, которая стала одной из лучших в стране. Преподавательскую деятельность он сочетал с научной работой, переводил и комментировал труды античных мыслителей. Касаясь вопросов обучения, он придерживался мнения, что каждому виду ремесла, искусства или науки должны соответствовать свои методы и способы обучения. Сам он разработал новый подход для первоначального обучения детей – метод одновременного овладения чтением и письмом.
Одним из самых крупных в Армении XIV в. центров науки считался Татевский университет, основателем которого был общественный деятель и философ Ованес Воротнеци (1315–1386). Его философско-педагогическое наследие считается наивысшим достижением средневековой армянской теоретической мысли. Оно получило развитие в трудах его знаменитого ученика Григора Татеваци (1346–1409), которого уже при жизни называли «трижды великим армянским философом и учителем». Музыкант, живописец, мыслитель, он возглавлял высшую школу Апракунис, читал лекции по различным наукам в других учебных заведениях. Учебные пособия и методические рекомендации Татеваци пользовались широкой популярностью.
В конце XIV в. Армения была оккупирована полчищами Тимура. С 1555 г. Западная Армения перешла к Турции, а Восточная – к Персии. Если до серединыXV в. Армения еще сохраняла свои национальные традиции, то начиная с его середины армянская национальная культура приходит в упадок.
Рекомендуемая литература
Аль-Фараби. Естественнонаучные трактаты / Пер. с араб. С. Бурабаева, Б.Н. Тайжановой. Алма-Ата, 1987.
Аль-Фараби. Философские трактаты / Пер. с араб. Алма-Ата, 1970.
Бартольд В.В. История Ислама и Арабского Халифата: Соч: В 9 т. М., 1966. Т. 2, 6.
Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Хадоуна «Мукаддима». М., 1965.
Бируни Абу Райхан. Избранные произведения / Пер. А.Б. Халидова, Ю.Н. Завадского. Ташкент, 1963.
Булгаков П.Г. Жизнь и труды Бируни. Ташкент, 1972.
Гегель Г.Ф. Лекции по истории философии. М.; Л., 1934.
Григорян С.Н. Великие мыслители Арабского Востока. М., 1960.
Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966.
Ибн Сина Абу-Али. Избранные произведения. М., 1980.
Ибн Сина Даниш-Намэ. Книга знания / Пер. и предисл. А.М. Богоутдинова. Сталинабад, 1957.
Ибн Туфейль. Повесть о Хайие Ибн Якзане. М., 1978.
Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV вв. М., 1961.
История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958.
Источники по истории высших школ средневековой Армении (XII-XVвв.). Ереван, 1983.
Кабус-Наме / Пер. Б.Э. Бертельса. 2-е изд. М., 1958.
Касымджанов А.Х. Абу Наср аль-Фараби. М., 1982.
Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1963.
Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока: Сб. науч. тр. / Под ред. К.И. Салимовой. М., 1988.
Памятники минувших поколений. Ташкент, 1957.
Петрици Иоанн. Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха. Тбилиси, 1941.
Руставели Шота. Витязь в тигровой шкуре / Пер. с груз. Н. Заболоцкого. М., 1991.
СагадеевА.В. Ибн Рушд. М., 1973.
Тллашев Х.Х. Общепедагогические идеи выдающихся мыслителей Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья. Ташкент, 1985.
Хайруллаев М.М. Абу Наср аль-Фараби. М., 1982.
Шидфар Я. Абу Нувас. М., 1979.
Шмидт К. История педагогики: В 4 т. М., 1877–1880. Т. 2.
Энциклопедия персидско-таджикской прозы. Душанбе, 1986.
Глава 7
Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до XVII в.)
Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до XVII в. невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточнославянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие в 988 г. христианства. В общем, этот большой временной отрезок можно разделить на два этапа: дохристианский и христианский, внутри последнего достаточно четко выделяются киевский (X–XIII вв.) и московский (XIV–XVII вв.) периоды, разделенные нашествием монгольского хана Батыя в 1237–1243 гг.
От того времени сохранилось весьма мало свидетельств о воспитании и обучении детей. В летописных источниках той эпохи конкретной информации о школах и обучении практически нет, как и в более или менее официальных документах. Даже в достаточно позднем документальном источнике – постановлении Стоглавого Собора (1551) выражалась только озабоченность плохим состоянием школьного обучения.
В связи с этим важными для истории педагогики являются литературные памятники, такие как «Поучение детям» князя Владимира Мономаха или «Послание архиепископа новгородского Геннадия митрополиту Симону». Однако их авторы отражали события односторонне, не учитывая особенности эпохи. Важным событием для исследователей стало нахождение археологами берестяных грамот, свидетельствующих о распространении грамотности в Древней Руси и существовании каких-то форм обучения.
Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы воссоздать картину воспитания и обучения в Древней Руси, приводит к необходимости использовать различного рода косвенные источники – церковно-служебную литературу, записки иностранцев, фольклор, книжные миниатюры, иконописи и т.п.
Ограниченность числа источников приводит иногда к диаметрально противоположным оценкам состояния воспитания и обучения в Древней Руси: от утверждения, что все древние славяне были невежественны, до чрезмерной идеализации постановки у них воспитания и обучения.
Характер воспитания и обучения у древних славян изменялся в процессе продвижения их на север и восток, в связи с чем обогащались и их представления о целях и содержании воспитания, что происходило благодаря тесному общению с другими народами.
Следует иметь в виду и то, что Русь приняла христианство почти на полтысячи лет позднее Европы и к этому моменту имела развитые самобытные традиции, которые были необычайно крепки и жизненны. В итоге на Руси сформировалась специфическая воспитательно-образовательная культура, принципиально отличавшаяся от западноевропейской.