Дошкольное воспитание и общее среднее образование


Система народного образования в СССР включает учреждения для осуществления дошкольного воспитания, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Детские дошкольные учреждения являются первым звеном нашей государственной системы народного образования. Они открываются исполкомами районных, городских, сельских и поселковых Советов народных депутатов, а также с их разрешения — государственными предприятиями и учреждениями, колхозами, кооперативными и другими общественными организациями. Ни в одной современной капиталистической стране дошкольное воспитание не включается в государственную систему народного образования, так как практически дошкольные учреждения существуют или на частные средства, или на средства церкви, а также различных общественных организаций или благотворительных обществ. В царской России существовало всего около трехсот детских дошкольных учреждений, охватывавших примерно 5 тыс. детей.
В нашей стране за 60 лет развития дошкольного воспитания сложилась стройная разветвленная система дошкольных учреждений для детей в возрасте от рождения до 7 лет. Это — ясли (для детей от 2 месяцев до 3 лет), детские сады (для детей от 3 до 7 лет), а также ясли-сады, в которых дети могут находиться с двух месяцев до 7 лет.
Дошкольные учреждения решают важнейшие социальные задачи оказания необходимой помощи семье в воспитании детей, создаются реальные условия женщине-матери для активного участия в производственной и общественной жизни. Всем детям, принятым в дошкольные учреждения, обеспечивается целенаправленное воспитание, способствующее их гармоничному развитию, осуществляется забота об их здоровье и всестороннем развитии. Основной школой, дающей полное среднее образование, является средняя общеобразовательная школа. Как указывается в статье 18 Основ законодательства о народном образовании, эта школа является единой, трудовой, политехнической. Другим путем получения среднего образования может быть обучение в средних профессионально-технических училищах — новом типе учебных заведений, в котором учащиеся овладевают рабочей профессией и одновременно завершают свое общее среднее образование. Третий путь — это поступление в средние специальные учебные заведения, дающие полное среднее образование и специальность, нужную для занятия должностей среднего педагогического, технического, медицинского и другого персонала в разных звеньях народного хозяйства и культуры.
Молодежь, в силу разных обстоятельств не получившая среднее образование, может продолжить занятия в вечерней (сменной) или заочной школе.
Рассмотрим последовательно все вышеназванные пути получения общего среднего образования.
В настоящее время в нашей стране в зависимости от местных условий, кроме полных десятилетних школ, функционируют отдельно начальные школы в составе I—III классов и восьмилетние школы в составе I—VIII классов. В статье 21 Основ законодательства о народном образовании подчеркивается необходимость сохранения единства и преемственности между всеми существующими школами. Число начальных школ постепенно сокращается. В крупных городах и индустриальных центрах их практически не осталось. Процесс постепенного закрытия мелких начальных школ и создания более крупных предусматривает значительное повышение уровня учебно-воспитательной работы, обеспечения школ необходимыми кадрами, современным оборудованием и необходимыми наглядными пособиями, а также расширение строительства пришкольных интернатов, где дети находились бы полную учебную неделю.
Несомненно, еще будет сохранена, в силу большой разбросанности поселков сельского типа, и восьмилетняя школа.
Десятилетняя средняя единая, трудовая, политехническая школа является основным типом школы, дающим полное среднее образование. Это подчеркнуто в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972).
В связи с переходом ко всеобщему обязательному среднему образованию особенно остро встает вопрос об обеспечении подвоза детей к школе или создании пришкольных интернатов.

Наши рекомендации