Глава 4. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни
33. Краткий анализ ситуации.
В Калининградской области в последние годы наблюдается тенденция к постепенному увеличению рождаемости. Рост показателя рождаемости за 10 лет - 45 % (от 8,0 в 2000 году до 11,8 в 2011 году).
Одновременно снизились показатели младенческой смертности. Всего снижение младенческой смертности к 2012 году составило 76,5 % от уровня 2000 года. Показатель младенческой смертности за 2011 год– 4,5 на 1000 родившихся детей (по Российской Федерации – 7,5).
В 2012 году имеет место тенденция к увеличению данного показателя, что связано с переходом Российской Федерации на новые критерии живорождения от 22 недели гестации и от 500 г массы тела ребенка.
На демографическую ситуацию, во многом, положительно повлияла реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» по направлениям охраны здоровья матери и ребенка, а также подпрограммы «Здоровый ребенок» целевой программы Калининградской области «Развитие здравоохранения Калининградской области на 2008 – 2012 годы».
С сентября 2009 года работает государственное автономное учреждение Калининградской области «Региональный перинатальный центр», который обеспечен необходимым современным высокотехнологичным оборудованием: аппаратурой ультразвуковой диагностики экспертного и среднего класса, наркозно-дыхательным оборудованием, аппаратурой для искусственной вентиляции легких, реанимобилем. За 2010 год в центре принято 3098 родов, рождено 3152 ребенка, в 2011 году - 3198 родов, рождено 3254 ребенка.
В рамках реализация целевой программы Калининградской области «Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011- 2012 годы» 25 % средств было направлено на развитие детского здравоохранения, большая часть из них на « модернизацию оснащения Детская областная больница Калининградской области. Детские поликлиники областного центра оснащены необходимым рентгеновским оборудованием, УЗ аппаратами, лабораторным оборудованием.
В рамках этой программы осуществляется диспансеризация подростков 14 лет, направленная, в том числе, на раннее выявление нарушений репродуктивного здоровья.
Для повышения доступности медицинской помощи детям Министерством здравоохранения Калининградской области принят ряд дополнительных мер:
- с 1 января 2012 года исключены из системы фондодержания и системы взаиморасчетов расходы за оказание стационарной медицинской помощи и скорой медицинской помощи;
- для обеспечения диагностики заболеваний определены пять диагностических центров, в том числе 2 детских;
- объем финансирования расходов на здравоохранение, в том числе детское, в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи увеличен за 2010 – 2011 годы в 1,7 раза.
Одно из важных направлений работы по детствосбережению - охрана репродуктивного здоровья населения. Звеньями региональной системы охраны репродуктивного здоровья являются женские консультации, центры охраны репродуктивного здоровья подростков, детские поликлиники, центр планирования семьи и репродукции в составе Регионального перинатального центра, родовспомогательные учреждения Калининградской области. Женские консультации действуют в каждом муниципальном образовании: 21 – в центральных районных и центральных городских больницах, 3 – в городе Калининграде.
С 1992 года в Калининградской области функционирует Центр планирования семьи и репродукции. В настоящее время это специализированное консультативное и лечебно-диагностическое подразделение Регионального перинатального центра, осуществляющее также профильную организационно-методическую работу в городах и районах Калининградской области, интегрирует в своём составе три службы - собственно службу планирования семьи, медико-генетическую службу и службу охраны репродуктивного здоровья подростков. С 2011 года в центре проводится централизованное углубленное исследование всех беременных женщин на 11 – 14 неделе беременности на наличие нарушений развития плода (биохимическая пренатальная диагностика, экспертное УЗИ, медико-генетическое консультирование, по показаниям – инвазивная диагностика). Централизованным скринингом в настоящее время охвачено 86 % беременных женщин.
Показателем результата работы по планированию семьи является уменьшение числа прерываний беременностей. Снижение числа абортов за 5 лет составило 32 % с 9681 в 2007 году до 6586 в 2011 году. Показатель прерываний беременности у женщин детородного возраста соответствует среднему по Российской Федерации (пять лет назад он был значительно выше упомянутых данных).
В целях предупреждения прерывания беременности в женских консультациях г. Калининграда работают психологи, но в районах области таких специалистов явно недостаточно. Значимую роль в данном направлении играет взаимодействие учреждений здравоохранения с учреждениями социальной помощи населению, в ходе которого комплексная помощь оказывается молодым семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, юным беременным женщинам.
Особое внимание детям школьного возраста уделяется при работе по формированию здорового образа жизни населения. В системе здравоохранения координирующей структурой по данному направлению является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр медицинской профилактики и реабилитации Калининградской области». С 2009 года в Калининградской области началось создание Центров здоровья по формированию здорового образа жизни у населения. В 2011 году таких центров было 5, в том числе один для детей.
Амбулаторно-поликлиническую помощь детскому населению региона оказывают 34 учреждения здравоохранения, в том числе – 20 поликлиник в составе центральных городских и районных больниц, 6 детских поликлиник г.Калининграда, 2 городских поликлиники с участками врачей общей практики, 1 – городская детская стоматологическая поликлиника, консультативная поликлиника Детской областной больницы, медико-генетическая консультация Регионального перинатального центра, поликлинические отделения Областного противотуберкулезного диспансера, Центра специализированных видов медицинской помощи (дерматология, венерология), диспансерное отделение Психиатрической больницы № 1, дневной стационар отделения спортивной медицины ГБУЗ «Центр медицинской профилактики и реабилитации Калининградской области».
В последние годы в регионе активно развиваются стационарзамещающие технологии в педиатрии, акушерстве и гинекологии. В детских поликлиниках дневные стационары очень востребованы, но их сеть существует лишь в областном центре. Необходимо их создание и развитие в наиболее крупных муниципальных образованиях (Калининград, Советск, Черняховск).
Нуждается в дальнейшем развитии система реабилитационной помощи детям, которая оказывается в ряде медицинских и социальных учреждений региона. Дети направляются для реабилитации и в федеральные государственные санаторные учреждения, расположенные на территории области (ортопедического, пульмонологического и психоневрологического профиля), а также за ее пределами.
Система оказания стационарной, специализированной и высокотехнологичной педиатрической помощи в последние годы претерпела серьезные изменения: с 2001 по 2011 годы в муниципальных образованиях Калининградской области происходила оптимизация коечного фонда учреждений здравоохранения, количество педиатрических коек количество инфекционных отделений по решениям органов местного самоуправления были сокращены. Количество педиатрических (неспециализированных) коек уменьшилось в 2011 году на 30% от по сравнению с 2009 годом, а детских инфекционных коек за тот же период стало меньше на 7%. В настоящее время в муниципальных образованиях работают 10 детских отделений, в двух муниципалитетах функционирует по 5 коек в составе терапевтических отделений, при этом показатель числа дней занятости детской койки в течение года – 323.
Для получения высокотехнологичной педиатрической помощи в федеральные медицинские центры только в 2011 году направлен 1101 ребенок, проведено стационарное лечение за счет средств федерального бюджета 423 детям. Нередки исключительные случаи, при которых при необходима транспортировки больных, находящихся в крайне тяжелом состоянии, в том числе на искусственной вентиляции легких, с использованием специальных авиарейсов МЧС или федерального центра медицины катастроф с оплатой из средств областного или федерального бюджета. Насущной необходимостью является вопрос об обеспечении лечения таких пациентов в учреждениях здравоохранения Калининградской области.
Требует активизации и повышения эффективности работа по первичной профилактике различных зависимостей у детей, которую осуществляют Инфекционная больница (Центр СПИД), Наркологический диспансер и «Центр медицинской профилактики и реабилитации Калининградской области». координирующий работу всех учреждений здравоохранения Калининградской области по вопросам просветительской деятельности среди населения, в учреждениях образования по профилактике алкоголизма, употребления наркотических веществ. В Центре работает горячая линия «Телефон доверия» (ежедневно). За период 2010 – 2011 годов было принято 723 звонка по вопросам отклоняющегося поведения в подростковой среде. Функционируют антикризисный центр для подростков, студия психотерапии семейных отношений.
В регионе отмечается большая распространенность в последние годы табакокурения и употребления пива среди подростков. Требует более серьёзной оценки и ситуация с употреблением несовершеннолетними наркотических веществ тем более, что в настоящее время наркологические кабинеты функционируют не во всех муниципальных образованиях области, Проблемой является и наличие квалифицированных специалистов в этой области (зачастую работа ведется совместителями из других муниципальных образований или психиатрами, имеющими подготовку по наркологии).
Таким образом, несмотря на определённые достижения, в сфере детского здравоохранения, существует ряд проблем, требующих самого пристального внимания и неотложного решения.
Серьезной проблемой стала недостаточная обеспеченность медицинскими кадрами. По ряду поликлиник недостаток участковых педиатров достигает 40 %, крайне недостаточно врачей специалистов, особенно детских эндокринологов, в стационарных учреждениях – анестезиологов-реаниматологов. Приток молодых кадров в педиатрическую службу за последние десять лет – 32 человека (трудоустроенных в медицинские организации), приток врачей – специалистов в детскую службу за 10 лет – 23 человека, что не перекрывает оттока врачей в связи с возрастом или другими причинами. Детских врачей психиатров-наркологов в Калининградской области всего 2 – в Наркологическом диспансере и в Психиатрической больнице № 2.
Необходимо развитие учебных баз в лечебных учреждениях, активизация повышения квалификации врачей разных специальностей, средних медицинских работников, дальнейшее осуществление целевой подготовка молодых специалистов для нужд учреждений здравоохранения, привлечение медицинских кадров из других регионов, привлечение медицинских кадров из числа участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за границей, приглашение выпускников медицинских ВУЗов России для трудоустройства в Калининградской области.
При этом необходимы меры социальной поддержки врачей-педиатров, особенно молодых врачей, в целях привлечения их и укрепления в этой службе.
В связи с недостаточностью медицинских психологов в учреждениях здравоохранения в целях обеспечения медико-социальной помощи женщинам и детям, в том числе - в части обеспечения работы психологов с беременными женщинами группы социального риска и детьми подросткового возраста целесообразно дальнейшее развитие взаимодействия с учреждениями социальной защиты.
Так как деятельность центров охраны репродуктивного здоровья подростков имела положительные результаты, целесообразно расширение их сети, подготовка специалистов в этой области.
На период до 2020 года предполагается развитие двухуровневой системы амбулаторной акушерско-гинекологической помощи с максимальной централизацией ее на базе Регионального перинатального центра (центра планирования семьи и репродукции), что целесообразно в условиях небольшой территории области. Для достижения этой цели необходимо строительство второй очереди Регионального перинатального центра.
В настоящее время периодически (при сезонном подъеме инфекционных заболеваний) возникают трудности с местами для госпитализации детей. Проведенный анализ работы детских инфекционных коек показал потребность в увеличении их количества с одновременным решением кадрового вопроса.
Насущной необходимостью является развитие сети дневных стационаров неврологического, ортопедического, эндокринологического, оторинолярингологического профилей. В Детской областной больнице необходимо также создание Центра малоинвазивной хирургии на базе дневного стационара.
В Калининградской области отсутствует стационарное реабилитационное учреждение, в котором может осуществляться «долечивание» детей после травм и операционных вмешательств. Для обеспечения прав детей на качественную медицинскую помощь в данном вопросе необходимостью является также развитие взаимодействия с федеральными детскими санаториями, расположенными на территории региона.
Насущной потребностью является повышение эффективности всех видов профилактической работы по предупреждению зависимостей у подростков в Калининградской области.
Должны быть продолжено дальнейшее ресурсное оснащение детских поликлиник, повышена эффективность лечебно-диагностического процесса при хронических социально значимых заболеваниях у детей.
Требуется более активное осуществление мероприятий по расширению иммунизации детей Калининградской области в рамках регионального календаря профилактических прививок против пневмококковой инфекции, ветряной оспы, папилломавирусной инфекции.
34.Основные задачи.
Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечения доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения и восстановления здоровья.
Развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни.
Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями.
Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственного-частного партнерства.
Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно- профилактических, санаторно- курортных и реабилитационных учреждениях.
35. Меры по созданию условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечения доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения и восстановления здоровья.
Совершенствование нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям.
Обеспечение доступности медицинской помощи детскому населению Калининградской области. Обеспечение транспортной доступности медицинской помощи для детей, проживающих в сельской местности
Обеспечение юридического и психологического сопровождения рожениц в женских консультациях и родильных домах.
Осуществление комплекса мер, направленных на дальнейшее снижение младенческой и детской смертности.
Совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях в целях выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития и своевременного оказания им медицинской помощи.
Решение проблем кадрового дефицита врачей- педиатров, врачей узких специальностей. Разработка и реализация межведомственной программы кадрового обеспечения учреждений здравоохранения Калининградской области врачами и средним медицинским персоналом, включающей меры социальной поддержки медицинских работников в целях укрепления их в государственном здравоохранении.
Обеспечение учреждений здравоохранения современным оборудованием.
Развитие стационарзамещающих технологий.
Обеспечение возможности экстренной транспортировки детей с тяжелыми заболеваниями, при наличии медицинских показаний, в федеральные медицинские центры специальным авиатранспортом.
Постоянный мониторинг ситуации в части получения детьми высокотехнологичной медицинской помощи с принятием оперативных мер по сокращению времени ожидания лечения.
Проведение диспансеризации детей первого года жизни, расширение объёма диспансеризации детей всех возрастов.
Развитие технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказание необходимой помощи их семьям.
Улучшение качества оказания медицинской помощи .
Внедрение современных стандартов обследования и лечения детей. Внедрение протоколов оказания медицинской помощи по видам патологии
Обеспечение в каждом родовспомогательном учреждении полного комплекса обследования детей, в том числе на наличие врожденных пороков развития, определение групп риска по реализации перинатальной патологии в целях своевременного обеспечения всех видов медицинской помощи (первичной медико-санитарной, квалифицированной, специализированной, высокотехнологичной).
Улучшение условий предоставления медицинской помощи женщинам и детям. Строительство новых детских поликлиник, отвечающих санитарным нормам и правилам, второй очереди Регионального перинатального центра. Проведение капитального и текущих ремонтов имеющихся учреждений здравоохранения.
Осуществление организационных мер по улучшению условий для нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения.
Внедрение информационных технологий в работу учреждений здравоохранения (электронной записи на прием, электронной версии медицинских документов).
Повышение ответственности медицинского персонала медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям.
Формирование механизма государственно-общественного партнерства при решении вопросов оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям с участием негосударственных фондов и организаций, активно занимающихся финансовой поддержкой лечения детей.
36. Меры по развитию подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни.
Открытие в муниципальных образованиях области центов охраны репродуктивного здоровья подростков, развитие их сети на базе центральных районных и городских больниц с включением обеспечения их деятельности в программу обязательного медицинского страхования.
Развитие и активизация деятельности детского центра здоровья, его взаимодействия с образовательными учреждениями, в сфере проведения обследования детей, обучение их гигиеническим навыкам, и мотивирования их отказа от вредных привычек. Создание сети центров здоровья для детей.
Проведение диспансеризации 14- летних подростков, обеспечение их дообследования и оздоровления.
Создание социальной рекламы в СМИ, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних
Обеспечение деятельности «телефонов доверия» на базе Центра медицинской профилактики и реабилитации, молодежных центров репродуктивного здоровья, Медико- генетического центра, Наркологического диспансера Калининградской области.
Распространение здоровьесберегающих технологий во всех общеобразовательных учреждениях
Проведение постоянного мониторинга поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков.
Введение и обеспечение проведения психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных учреждениях общего и профессионального образования Калининградской области на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.
Создание в структуре детских поликлиник центров (отделений) медико-социальной помощи подросткам. Обеспечение взаимодействия поликлиник с Центром социальной поддержки семье и детям Министерства социальной политики Калининградской области.
Расширение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних.
Создание и обеспечение деятельности кризисного центра «Маленькая мама».
Привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью.
Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни.
Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций, учреждений социального обслуживания семьи и детей Калининградской области.
Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения.
Реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни.
Подготовка предложений по внесению в федеральное законодательство изменений, касающихся раннего выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, среди обучающихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования, а также оказания наркологической помощи несовершеннолетним, больным наркоманией, в возрасте от 16 до 18 лет без их согласия по просьбе или с согласия их родителей (законных представителей).
Разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка.
Обеспечение работы лицензированных медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях.
Повышение положительной мотивации подростков к сбережению собственного здоровья через пропаганду занятий физической культурой и спортом, соблюдения принципов рационального питания и закаливания.
Проведение мониторингов уровня гигиенических знаний школьников, умений и навыков здорового образа жизни.
37. Меры по обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями.
Разработка совместно с федеральной службой медико-социальной экспертизы предложений по внесению изменений в критерии для установления категории «ребенок-инвалид», направления предложений в Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Создание областного регистра детей с редкими заболеваниями, организация адресного финансирования лечения таких детей.
Решение вопроса обеспечения детей с орфанными заболеваниями специальным лечением, питанием, реабилитационным оборудованием.
Активизация взаимодействия с федеральными государственными санаторно-курортными учреждениями по вопросам расширения санаторного лечения детей Калининградской области.
Создание на базе одного из лечебных учреждений детского реабилитационного центра.
Организация и обеспечение реализации III-его этапа выхаживания детей, родившихся с экстремально низкой массой тела.
Создание службы паллиативной медицинской помощи детям.
38. Меры по формированию потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно- профилактических, санаторно- курортных и реабилитационных учреждениях.
Разработка и внедрение программы здорового питания, информационных материалов по здоровому питанию для образовательных учреждений (для учеников, педагогов и родителей).
Обеспечение контроля за качеством питания детей в образовательных учреждениях совместно с ТУ Роспотребнадзора по Калининградской области и Министерством образования Калининградской области, обеспечение качественным питанием детей в учреждениях здравоохранения и контроль.
Организация просветительской работы по формированию культуры здорового питания.
Организация особого контроля за обеспечением качественным питанием больных детей, страдающих социально значимыми заболеваниями.
39. Меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственного-частного партнерства.
Совершенствование координации деятельности органов исполнительной государственной власти области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области по организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
Реализация мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей.
Сохранение и укрепление материально-технической базы оздоровительных учреждений.
Обеспечение предоставления безопасных и качественных услуг в сфере отдыха и оздоровления детей.
Разработка схемы взаимодействия реабилитационных центров и санаторно- курортных учреждений.
Внедрение программы «долечивания» детей в рамках обязательного медицинского страхования на базе государственных и частных санаторных учреждений, функционирующих на территории Калининградской области.
Обеспечение программно- целевого метода в организации отдыха и оздоровления детей, разработка системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей.
Создание условий для организации отдыха и санаторно- курортного оздоровления детей в Калининградской области.
Создание условий для организации отдыха и оздоровления семей с детьми по типу «Мать и дитя»
Организация досуговой деятельности детей и подростков в летнее время. Организация трудовой занятости подростков в летнее время. Обеспечение оздоровления, отдыха и занятости детей, оставшихся без попечения родителей.
Методическое и кадровое обеспечение сферы оздоровления и отдыха детей.
40. Ожидаемые результаты.
Улучшение общих показателей здоровья детского населения за счет.
Снижение показателя смертности детей первого года жизни, детской смертности, случаев материнской смертности.
Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек.
Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья.
Получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в сельской местности.
Гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием.
Увеличение числа детей и подростков, отказавшихся от употребления табака и ПАВ.
Снижение числа детей и подростков с ВИЧ- инфекцией, вирусными гепатитами В, С.
Снижение числа суицидов среди детей и подростков.
Обеспечение детей и подростков качественным и здоровым питанием.
Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Повышение информированности населения об условиях возникновения заболеваний, возможностях их предотвращения.
Повышение степени удовлетворённости качеством предоставляемых услуг в сфере оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков.
Обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности детей в оздоровительных, создание максимально-благоприятных условий для развития творческого потенциала в художественной, научно-технической, социально-педагогической, туристско-краеведческой, экологической и иных сферах у детей и подростков.
Наличие доступной развитой сети учреждений, включая телефоны доверия, консультирование в режиме «Онлайн», оказывающих помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.