Глава II. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие детей
21.Краткий анализ ситуации.
Региональная система образования представлена всеми типами образовательных учреждений.
В Калининградской области функционируют 347 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которые посещают 35674 детей (в 2008 году - 30200 детей посещали детские сады). Из них 270 государственных и муниципальных детских садов, 5 образовательных учреждений «начальная школа - детский сад», 9 негосударственных детских садов. В 56 общеобразовательных учреждениях открыты классы предшкольной подготовки, а также в 7 учреждениях, не относящихся к системе образования, открыты группы, в которых реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Дома творчества, клубы и т.д.).
За счет строительства, реконструкции, оптимизации и реорганизации сети образовательных учреждений с учетом социальных запросов населения, в зданиях ранее существующих образовательных учреждений разных типов (общеобразовательные школы, детские дома, образовательные центры) в 2010-2011 годах было открыто 2233 дополнительных места для дошкольников.
Тем не менее, основной проблемой доступности дошкольного образования является сохраняющийся дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях.
По данным муниципальных образований (по состоянию на 01.07 2012 года) в очереди состоит 26325 детей, из них 80 % - дети в возрасте до 3-х лет (21142). Численность детей, которым нужно предоставить места в детских садах в период с 01 сентября 2012 года по 01 сентября 2013 составляет 5321 человек (если учесть детей, которым в течение учебного года исполнится 3 года, эта цифра возрастет до 12368).
В настоящее время разработан и утвержден план реализации поэтапной программы ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения Калининградской области. Поэтапная программа («дорожная карта») по ликвидации очередности в дошкольных учреждениях Калининградской области включает в себя два основных направления:
- ликвидацию очередности в дошкольные учреждения за счет развития государственно-муниципальной системы дошкольного образования;
- использование возможностей негосударственного сектора дошкольного образования.
Для повышения доступности дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья особую роль играет развитие служб ранней помощи.
Наличие ранней комплексной реабилитационной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать отклонения в состоянии его здоровья и сдвиги в психическом развитии, сократить число детей, которым по достижению школьного возраста потребуется специальное образование в условиях специализированных учреждений, кроме этого ранняя реабилитационная помощь обеспечит ребенку более широкую интеграцию в школьную жизнь.
В Калининградской области созданы службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Они функционируют как структурные подразделения – отделения раннего сопровождения - муниципальных консультативно-диагностических и образовательных учреждений.
Вместе с тем, доля детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, получающих коррекционную помощь в общей численности выявленных детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, продолжает оставаться низкой и составляет 46 %.
В системе образования Калининградской области функционируют следующие общеобразовательные учреждения:
- общеобразовательные учреждения – 183 (173 – дневных школы, 7 - вечерних школ, 3 – общеобразовательных школы-интерната).
- негосударственные общеобразовательные учреждения – 4.
Из 173 муниципальных общеобразовательных учреждений:
- 9 – начальных общеобразовательных школ,
- 25 – основных общеобразовательных школ,
- 139 – средних общеобразовательных школ.
24 общеобразовательные учреждения региона предоставляют повышенный уровень образования: 12 лицеев, 8 гимназий, 4 школы с углубленным изучением отдельных предметов.
В условиях модернизации системы образования главной задачей в государственной политике в сфере образования является обеспечение современного качества образования и доступности.
Итогами реализации приоритетного национального проекта «Образование» на настоящий момент и регионального комплексного проекта модернизации образования стало повышение открытости образовательных систем, формирование инновационного характера образования, достижение системных образовательных, управленческих и социально-экономических эффектов. Удельный вес школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, составляет 85 %. Удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих доступ к информационно-коммуникационной сети «Интернет», составляет 100 %. Доля образовательных учреждений, участвующих в реализации инновационных проектов и программ в 2011 году составляет 45 %.
Дальнейшее развитие идущих системных изменений в сфере российского образования определяется национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», которой особая роль отводится совершенствованию системы общего образования. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года стратегическими ориентирами являются следующие направления: переход на новые образовательные стандарты общего образования, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников.
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации с 01 сентября 2011 года в Калининградской области реализуется проект модернизации региональной системы общего образования. Проект включает в себя следующие направления: повышение заработной платы учителей и качества образования, модернизация материально-технической базы общеобразовательных учреждений.
В сфере общего образования современные требования к условиям предоставления общего образования предусматривают с одной стороны - обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья. С другой стороны - оснащение образовательного процесса современным учебным и учебно-наглядным оборудованием.
Во всех общеобразовательных учреждениях региона с 1 сентября 2011 года обучение в первых классах ведется по федеральным государственным стандартам.
В дальнейшем успешный переход на новые стандарты на региональном уровне требует продолжения реализации следующих задач: обеспечение финансово-экономических механизмов, кадровое обеспечение, создание материально-технических условий, развитие системы оценки качества, системы духовно-нравственного воспитания, развитие общественно-государственного управления образованием.
Калининградская область второй год является участником мероприятия по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.
По итогам 2011 года универсальная безбарьерная среда создана в 7 общеобразовательных учреждениях области, в 2012 году ведется работа по формированию доступной среды еще в 7 школах.
Активная работа ведется по совершенствованию региональной модели проведения процедур независимой оценки качества дошкольного и общего образования (создание экспериментальных и пилотных площадок, разработка и апробация методик, технологий и инструментария для оценки сформированности планируемых (предметных, метапредметных, личностных) результатов, совершенствование нормативных документов, регламентирующих процедуры независимой оценки качества образования).
Функционирует система региональных мониторингов образовательных достижений обучающихся. В сфере дошкольного образования ведется разработка и апробация модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования. В сфере общего образования совершенствуются нормативная база, методики и технологии для проведения на региональном уровне мероприятий по оценке качества образования. Стоит задача доработки, апробации и внедрения инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Процессы информатизации образования, претерпев несколько этапов развития, ключевым из которых была реализация концепции «Электронная школа», привели к высокой технической оснащенности образовательных учреждений и достаточной готовности педагогических работников к использованию имеющихся ресурсов.
В Калининградской области сложилась многоуровневая и многофункциональная система поддержки и сопровождения одаренных детей и молодежи. Созданы и успешно работают региональные и муниципальные учреждения в сфере образования и науки, культуры и искусства, спорта, молодежной политики. Реализуется практика направления талантливых учащихся совместно с учителями для участия в выездных профильных школах и мероприятиях за пределами региона. Участие в подобных мероприятиях позволяет разнообразить опыт работы с одаренными детьми, освоить новые методики, кроме того, создает дополнительные конкурентные условия для развития самих школьников.
В системе поддержки и сопровождения одаренных детей в Калининградской области работает многопрофильное учреждение на базе муниципального автономного учреждения школы-интерната лицея-интерната при поддержке Балтийского федерального университета им. И. Канта.
Для поддержки и поощрения одаренных детей и талантливой молодежи в регионе учреждены стипендии Губернатора Калининградской области.
Региональные целевые программы на новый период 2012-2016 годов нацелены на создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях деятельности.
В Калининградской области накоплен большой опыт по профилактике асоциального, агрессивного поведения детей и подростков, профилактике ксенофобии и межконфессионального напряжения среди молодежи, по формированию позитивного мировоззрения у детей, этическому и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Основой создания в области целостной профилактической системы, предусматривающих мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия является целевая программа Калининградской области «Комплексные меры противодействия потреблению наркотических средств и их незаконному обороту на 2012-2016 годы», утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 29 декабря 2011 года № 1022.
С 2003 года в регионе ведется работа по созданию системы духовно-нравственного развития и воспитания. При Государственном автономном образовательном учреждении Калининградской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Институт развития образования» создана база по системному повышению квалификации педагогов в данной сфере. Калининградская область, начиная с 2009 года, принимала участие в апробации нового курса, включенного в федеральный государственный стандарт – Основы религиозных культур и светской этики. В регионе развивается система поддержки детского творчества и стимулирования работы педагогов в сфере духовно-нравственного развития и воспитания посредствам конкурсов и фестивалей.
В Калининградской области успешно функционирует система дополнительного образования детей. Она включает в себя 76 учреждений системы образования. Дополнительное образование детей в области искусства и спорта осуществляют:
- 45 спортивных школ различных типов, в том числе 30 детско-юношеские спортивные школы и 15 специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, училище олимпийского резерва, где занимается более 18 % детей школьного возраста;
- 42 учреждения художественно-эстетического цикла, в том числе 15 музыкальные школы, 3 художественные школы, 22 школы искусств, в которых занимается более 15,7 % детей школьного возраста. Из числа указанных учреждений на селе функционирует 11, шесть из них - детские музыкальные школы, пять - детские школ искусств.
Одновременно с этим программы дополнительного образования реализуются в 173 дневных общеобразовательных учреждениях региона, где действует 2551 кружок и секция дополнительного образования. В них занимается более 70 % от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Значительную работу с детьми проводят 121 культурно-досуговое учреждение (было 215). Всего в культурно-досуговых учреждениях области действуют 1150 клубных формирований для детей до 14 лет, обеспечивающих занятость 16172 детей, и 662 формирования для молодежи от 15 до 24 лет, которые насчитывают 7948 участников.
Все учреждения решают задачи привлечения детей к занятиям различными видами искусства, спорта социальной адаптации и интеграции в общество, выявления новых талантов, совершенствования профессионального мастерства.
В Калининградской области действует 24 детских библиотеки, из них одна на селе. Всего во всех библиотеках области зарегистрировано 110 тысяч детей до 14 лет и 68 тысяч представителей молодежи от 15 до 24 лет. 22 библиотеки области имеют центры правовой информации.
Вместе с тем, продолжают существовать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными. Этими проблемами являются:
- дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, невысокий уровень качества дошкольного образования;
- дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию;
- отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей.
Требует дальнейшего развития и совершенствования управление процессом образования детей, а также контроль качества образовательных услуг.
В современных условиях проблема выявления одаренных детей должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста в образовательных учреждениях, что позволит выявить как можно больше обучающихся с признаками одаренности и обеспечить этим детям благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.
Важнейшим условием успешной работы с одаренными детьми и молодежью является интеграция образовательных учреждений разных типов. Трудностью интеграции является проблема межведомственного взаимодействия. В настоящее время не разработаны механизмы взаимодействия и координации работы учреждений образования, культуры и спорта, гражданского и бизнес-сообщества с одаренными детьми на различных уровнях; отсутствует организация тьюторского сопровождения одаренных детей в процессе взаимодействия образовательных учреждений разных типов и видов.
Недостаточно высокий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.
Не сформирована целостная система духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, которая должна являться базовым фактором современного образования, как то предусмотрено Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования. Работа в данном направлении требует интенсификации всех сфер образовательной деятельности в Калининградской области.
Остается неадекватной современным условиям материально-техническая и информационная база сферы культуры, требующая технического перевооружения. Необходимо решать проблемы развития и совершенствования нормативно-правовой, научной и методической базы учреждений, экономических и организационно-управленческих механизмов, внедрения современных образовательных технологий в сфере культуры.
Продолжает существовать асимметрия в вопросах доступности к услугам организаций культуры, которая обеспечена преимущественно для жителей областного центра.
Спектр услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями культуры, очень ограничен, недостаточно представлены инновационные формы культурной деятельности.
22.Основные задачи.
Обеспечение доступности качественного дошкольного образования на основе устойчивого развития системы дошкольного образования, расширение вариативности его форм.
Расширение спектра и объема коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе дальнейшего развития службы ранней помощи.
Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, а также требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям жителей Калининградской области.
Усиление значимости роли программ духовно-нравственного развития и воспитания в формировании ценностно-смысловой сферы личности ребенка.
Совершенствование региональной системы оценки качества образования, обеспечивающей единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся и качества учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.
Модернизация процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников системы образования, обеспечивающего рост профессиональной компетентности.
Становление единого образовательного пространства на основе использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий.
Создание системы выявления, развития и адресной поддержки талантливых детей независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей.
Развитие общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение на базе образовательных учреждений, учреждений культуры, центров туризма, спорта, загородных оздоровительных лагерей, через взаимодействие с общественными организациями.
Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
Создание механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие системы дополнительного образования детей.
Поддержка развития детских библиотек, системы художественного образования детей.
Организация профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде в соответствии с современными вызовами.
Развитие системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
23. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования.
Развитие государственно-муниципальной системы дошкольного образования, различных форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и других.
Обеспечение поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, организаций отдыха и оздоровления.
Содействие развитию негосударственного сектора дошкольного образования.
Обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы, доступности для каждого школьника современного качественного общего и дополнительного образования на всех ступенях обучения. Модернизация материально-технической базы школ в соответствии с требования федеральных государственных стандартов.
Создание современной школьной инфраструктуры, в том числе физкультурно-спортивных площадок, пищеблоков и столовых, библиотек, медицинских кабинетов, расширение каналов связи и увеличение скорости сети Интернет. Расширение транспортной доступности общеобразовательных учреждений.
Дальнейшее обеспечение реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (права на инклюзивное образование), права этих детей на отдых и оздоровление.
Создание условий для обеспечения доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования.
Создание условий для развития различных региональных вариантов поликультурной модели дошкольного, общего и дополнительного образования, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности.
Продолжение внедрения электронных, устных и других новых форм оценки знаний обучающихся, а также расширение содержания тестирования в рамках совершенствования существующих моделей проведения независимой оценки учебных достижений обучающихся, государственной итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена.
Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Расширение возможностей предоставления детям своевременной, комплексной качественной психолого-медико-педагогической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях, в том числе, на основе развития служб ранней помощи.
Внедрение программ, определяющих единую содержательную основу подготовки педагогов-психологов, а также детального правового регулирования оказания психологической помощи детям педагогами-психологами.
Развитие системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
24. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи
Совершенствование системы сложившейся многоуровневой и многофункциональной системы поддержки и сопровождения одаренных детей в различных видах деятельности. Поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми.
Развитие системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями).
Обеспечение информационной поддержки региональной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи.
25. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей.
Участие в разработке общенациональной стратегии развития воспитания как основы реализации государственной политики.
Совершенствование системы духовно-нравственного развития и воспитания детей. Разработка и разработка и внедрение региональной концепции, программ духовно-нравственного развития и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Калининградской области.
Создание и внедрение программ переподготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений Калининградской области в сфере культурологических и психолого-педагогических основ духовно-нравственного развития и воспитания ребенка.
Обеспечение воспитания и социализации подрастающих поколений на научной основе. Внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Расширение ресурсного обеспечения воспитательной деятельности (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) и организации контроля за условиями, созданными в образовательных учреждениях для воспитания и социализации детей.
Создание механизмов стимулирования деятельности образовательных учреждений, эффективно реализующих проекты духовно-нравственного развития и воспитания; поддержка информационно-издательских проектов, разработка и издание методических рекомендаций и учебных пособий в области духовно-нравственного развития и воспитания.
Создание условий для реализации социального заказа родителей (законных представителей) учащихся на изучение предметов этно-конфессионального и культурологического компонента.
Обеспечение эффективного функционирования целостной системы комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; внедрение новых форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей.
Внедрение и развитие эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.
Создание благоприятных условий для социализации детей, их духовно-нравственного, интеллектуального и физического становления на основе обеспечения возрождения, развития и защиты отечественных исторических, культурных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических традиций.
26. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
Внедрение и реализация федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования и спортивно-досуговой деятельности.
Разработка и формирование механизмов реализации нормативно-правовой базы по введению именных сертификатов для детей на получение гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования, спортивно-досуговых услуг по месту жительства.
Разработка и внедрение актуальных современных образовательных программ дополнительного образования детей, в том числе ориентированных на детей с особыми образовательными потребностями.
Поддержка музейных учреждений, школ искусств, учреждений дополнительного образования, реализующих программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Расширение сети детских и юношеских творческих объединений, центров, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности.
Региональная поддержка существующих и создаваемых новых передач для детей, подростков, детским театрам, кино- и телестудиям.
Формирование регионального заказа на издательскую, кино- и компьютерную продукцию.
Оказание региональной поддержки публичным электронным библиотекам, музейным, театральным и иным интернет-ресурсам для детей и подростков.
Реализация системы мер по сохранению и развитию специализированных детских библиотек.
Разработка и реализация комплексных межотраслевых и целевых программ, акций по развитию детского чтения и литературы для детей; организация открытых конкурсов на создание литературных произведений для детей.
Развитие системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей.
Доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.
Расширение для детей Калининградской области уровня доступности культурных благ на территории региона.
27. Ожидаемые результаты.
Обеспечение доступности и качества дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации (к 2016 году обеспечить 100 % доступность дошкольного образования для детей в возрасте 3-7 лет).
Обеспечение гражданам Калининградской области независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья доступность качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития Калининградской области.
Расширение общественного участия в управлении образованием и создании необходимых предпосылок для дальнейшего самостоятельного развития образовательных учреждений.
Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.
Увеличение доли детей, получивших коррекционную помощь в раннем возрасте.
Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью).
Повышение рейтинга школьников Калининградской области в международных и российских оценках качества образования.
Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.
Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.
Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, в том числе не менее 75 %.
Повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.
Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям.
Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.
Активизация интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий.
Повышение качества и доступности услуг, предоставляемых детской аудитории учреждениями культуры и искусства.
Рост посещаемости детьми и семьями с детьми учреждений культуры и искусства, библиотек.
Увеличение доли детей, участвующих в творческих мероприятиях.