Педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
Задача совершения правосудия дает всем участникам судопроизводства широкие возможности не только к осуществлению правоприменительных и правоохранительных, но и педагогических функций. Высокая ответственность и большая общественная значимость деятельности следователей, прокуроров, судей и адвокатов, исключительное многообразие и сложность выполняемых ими профессиональных функций делают необходимым наличие у них целого комплекса педагогических свойств личности, к которым относятся:
- общая культура,
- всесторонняя образованность и воспитанность,
- широкая развитость во многих областях деятельности,
- обученность профессионально значимым умениям и навыкам.
Каждое из этих педагогических свойств, в свою очередь, выражается в наличии у субъекта ряда качеств и черт характера.
Чтобы соответствовать современному уровню и потребностям общественного развития, участники судопроизводства должны быть более компетентными, ответственными, чтобы обеспечить безусловное соблюдение законности и справедливости в правовом, цивилизованном государстве. Кроме того, им необходимо уметь быстро адаптироваться к постоянным изменениям в профессии. И при этом они не должны забывать, что играют важнейшую роль в осуществлении правосудия, состоят на службе обществу и государству, поэтому имеют обязанности перед гражданами и перед правовой системой в целом. Исторически русская юриспруденция всегда была неотъемлемой частью духовной культуры страны, оказывала воспитывающее и обучающее воздействие на общество.
Профессиональная компетентность следователя, прокурора, адвоката находится в прямой зависимости от их человековедческой компетентности, сформированности гуманистического мировоззрения. Их призвание — служить благополучию людей, укреплять правосознание граждан, их правоисполнительное поведение. Успешное выполнение этой высокой социальной задачи возможно лишь на основе комплекса юридических и человековедческих знаний.
Следователю, прокурору, судье или адвокату помимо общеюридической подготовки необходимо:
- владеть широким мышлением;
- разбираться в вопросах медицины;
- знать и предвидеть уловки лиц, занимающихся браконьерством, равно как и уловки предпринимателей, уклоняющихся от налогов;
- ясно представлять себе, каким образом был совершен подлог завещания, как произошло автотранспортное происшествие;
- как действовали в карточной игре шулера.
Сотруднику органов правосудия необходима высокая правовая образованность, которая характеризуется наличием определенных знаний, взглядов и убеждений, позволяющих понимать существующую в жизни общества правовую сферу, роль права, правопорядка, оценивать их как благо, как необходимое условие нормальной жизни и развития общества и защиты граждан. Глубокое и всестороннее знание права — обязательное требование к профессии следователя, прокурора, судьи, адвоката. И именно поэтому высшее юридическое образование является непременным условием назначения на должность, так же, например, как высшее медицинское образование является непременным условием занятия врачебной практикой.
В настоящее время в связи с изменением экономического уклада сотрудникам органов правосудия необходимы фундаментальные знания не только в области традиционных юридических наук: уголовного, гражданского, международного законодательства, но и таких его отраслей, которые лишь в последнее время стали играть заметную роль в жизни общества — налогового, таможенного, земельного, арбитражного, космического, дипломатического и др. Более того, обилие правовой базы, многообразие сложившейся и меняющейся практики применения права, неординарность и сложность разрешаемых коллизий вынудили участников судопроизводства специализироваться не только по отдельным отраслям права, но и по категориям дел. Сейчас требуются специалисты, умеющие не только работать с законодательными актами, но и активно участвовать в переговорных процессах, искать варианты юридического обеспечения экономических проектов, отстаивать интересы юридических и физических лиц в судах.
Сложность профессии следователя, прокурора, судьи или адвоката при работе с людьми состоит в том, что, например, учитель сам был когда-то учеником и способен войти в его положение, а следователь и прокурор не бывали в положении лица, совершившего преступления, не переживали ареста или предъявления обвинения. Это обусловливает повышенные требования к их теоретическим психолого-педагогическим, человековедческим знаниям. Знакомство с обстоятельствами дела в основном через свидетельства различных лиц требует от участников судопроизводства существенных знаний закономерностей психологической науки. Наличие психологических знаний дает возможность правильно определять отношение к источнику сообщаемых сведений, выяснить возможные причины искажения им имевших место в действительности фактов, все психические особенности данной личности, понять мотивы его деятельности как в исследуемом событии, так и в настоящее время, воздействовать на личность.
Одним из показателей образованности участника судопроизводства является профессионализм, который очень часто выражается тремя словами: знать, уметь, мочь. Профессионализм участника судопроизводства определяется как совокупность общезначимых и специфических профессиональных знаний и умений, позволяющих выполнять присущие ему правоохранительные функции, а также неуклонно следовать правилам и принципам, составляющим Кодекс профессиональной этики. Это — единство профессиональной образованности и воспитанности.