Раздел 5. Возрастные особенности висцеральных систем
Тема 1.Возрастные особенности висцеральных систем
Вопросы для подготовки:
1. Возрастные особенности системы крови.
2. Особенности кровообращения плода. Общая характеристика органов кровообращения. Строение сердца, его возрастные особенности.
3. Дыхание плода. Первый вдох ребенка, факторы, его обусловливающие. Легочная вентиляция у детей разного возраста.
Тема 2.Возрастные особенности висцеральных систем
Вопросы для подготовки:
1. Общая характеристика органов пищеварения, их возрастные особенности.
2. Особенности белкового, углеводного, жирового, водно-солевого обмена в детском возрасте.
3. Энергетический обмен. Затраты энергии на рост и развитие детского организма. Терморегуляция, возрастные особенности.
Список рекомендуемой литературы
1. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. М.: Академия, 2002. С. 103-115, 126-173, 324-329, 345-347, 354-357, 369-370, 385-393.
Раздел 6. Психофизиология ребенка
Тема 2. Интегративные процессы в центральной нервной системе
как основа психических функций
Вопросы для подготовки:
1. Ощущения, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности.
2. Внимание, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности внимания детей и подростков.
3. Мотивации, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Виды мотиваций. Связь между эмоцией и мотивацией. Внешнее проявление эмоций у детей разного возраста. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка. Влияние эмоционально обогащенной и обедненной среды на воспитание ребенка.
4. Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Развитие памяти у детей, возрастные особенности.
5. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к школе.
Список рекомендуемой литературы
1. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. М.: Академия, 2002. С.243-246, 251-267, 334-343, 349-351, 360-366, 374-382, 399-413.
Раздел 7.Гигиеническое обеспечение учебного процесса
Тема 2.Гигиеническая оценка расписания уроков
Вопросы для подготовки
1. Гигиеническое значение учебной нагрузки в общем режиме дня школьника.
2. Максимально допустимая недельная часовая нагрузка для различных классов.
3. Назначение и способ проведения перемен.
4. Работоспособность учащихся в течение дня и недели. Понятие сложности предметов.
5. Гигиенические принципы составления расписания уроков и их физиологическое обоснование.
Список рекомендуемой литературы
1. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. М., 2010. (http://www.epidemiolog.ru/law/san/SanPin-189.doc)
Содержание практических работ
№ и названия разделов и тем | Цель, содержание и результаты практической работы |
Раздел 2. Возрастные особенности регуляторных систем Тема 2.Развитие нервной системы в процессе онтогенеза | |
Практическая работа №1. Рефлексы и функции отделов центральной нервной системы | |
Ознакомиться с рефлексами спинного и продолговатого мозга, функциями мозжечка и среднего мозга | Представить схемы рефлекторных дуг коленного, ахиллова, мигательного и глотательного рефлексов, указав отделы дуги, а также результаты исследований функций мозжечка и среднего мозга. |
Раздел 3. Возрастные особенности сенсорных систем | |
Практическая работа №2. Определение остроты зрения | |
Ознакомиться с методикой определения остроты зрения и выявить возрастные изменения остроты зрения. | Представить результаты индивидуального обследования и вывод о возрастных закономерностях изменения остроты зрения. |
Практическая работа №3. Определение ближней точки ясного видения и силы аккомодации глаза | |
Ознакомиться с методикой определения ближней точки ясного видения и выявить возрастные изменения ближней точки ясного видения и силы аккомодации глаза. | Представить результаты индивидуального обследования и вывод о возрастных закономерностях изменения силы аккомодации и расстояния до ближней точки ясного видения. |
Практическая работа №4. Исследование костной и воздушной проводимости звука | |
Ознакомиться с методикой определения костной и воздушной проводимости звука и выявить возрастные изменения. | Представить результаты индивидуального обследования. |
Практическая работа №5. Роль двигательного анализатора в оценке пространственных отношений | |
Убедиться в значении сигналов от мышц глаза и конечностей для анализа пространственных отношений. | По результатам проб сравнить роль собственно зрительных сигналов и сигналов от мышц рук в оценке пространственных отношений. |
Раздел 4. Возрастные особенности моторных систем Тема 1.Закономерностиразвития костной системы | |
Практическая работа №6. Строение скелета человека | |
Ознакомиться с частями скелета человека. Научиться определять кости, образующие его отделы. Выявить возрастные особенности скелета. | Представить заполненную таблицу «Отделы скелета человека». |
Практическая работа №7. Оценка степени уплощения стопы | |
Освоить методику получения отпечатка стопы и определения степени уплощения стопы. | Представить результаты исследования, вывод о степени уплощения стопы обследуемого ребенка. |
Тема 2.Закономерностиразвития мышечной системы | |
Практическая работа №8. Мышцы тела человека | |
Ознакомиться с основными группами скелетных мышц и выяснить их функции. | Представить записи исследования. |
Практическая работа №9. Измерение силы мышц кисти и силовой выносливости | |
Определить силу мышц кисти, силовую выносливость и выявить возрастные изменения. | Представить результаты индивидуального обследования и вывод о возрастных закономерностях изменения силы мышц кисти, силовой выносливости. |
Раздел 5. Возрастные особенности висцеральных систем Тема 1. Возрастные особенности висцеральных систем | |
Практическая работа №10. Возрастные изменения некоторых функциональных показателей | |
Выявить возрастные и половые закономерности изменения частоты сердечных сокращений, артериального давления, систолического объема крови, минутного объема крови, частоты дыхания и жизненной емкости легких. | Представить протокол исследования, выводы. |
Тема 2. Возрастные особенности висцеральных систем | |
Практическая работа №11. Расчет основного обмена по таблицам | |
Используя индивидуальные данные детей, рассчитать и сравнить величину основного обмена у детей разного возраста и пола. | Представить протокол исследования, выводы. |
Раздел 6. Психофизиология ребенка Тема. 2. Интегративные процессы в центральной нервной системе как основа психических функций | |
Практическая работа №12. Определение школьной зрелости | |
Ознакомиться с показателями функциональной готовности детей к обучению в школе. Проанализировать предложенные результаты тестирования ребенка. | Представить анализ результатов тестирования и вывод о функциональной готовности ребенка к обучению в школе. |
Раздел 7.Гигиеническое обеспечение учебного процесса | |
Практическая работа №13. Гигиеническая оценка расписания уроков | |
Дать оценку фактического расписания уроков одного класса. Проанализировать соответствие фактического расписания гигиеническим требованиям. | Составить расписание, соответствующее гигиеническим требованиям. Нарисовать графики нагрузки по суммарной сложности уроков за день на всю неделю. |
Формы и методы обучения
Технологии аудиторной работы:
Академические лекции, лекция-визуализация, выступление с сообщением по реферату, практические занятия, решение проблемных задач.
Технологии внеаудиторной работы:
Конспектирование литературы, подготовка доклада/реферата, составление схем/таблиц, выполнение практической работы, решение проблемных задач.
Структура и содержание самостоятельной работы студентов