Раздел 5. Возрастные особенности висцеральных систем

Тема 1.Возрастные особенности висцеральных систем

Вопросы для подготовки:

1. Возрастные особенности системы крови.

2. Особенности кровообращения плода. Общая характеристика органов кровообращения. Строение сердца, его возрастные особенности.

3. Дыхание плода. Первый вдох ребенка, факторы, его обусловливающие. Легочная вентиляция у детей разного возраста.

Тема 2.Возрастные особенности висцеральных систем

Вопросы для подготовки:

1. Общая характеристика органов пищеварения, их возрастные особенности.

2. Особенности белкового, углеводного, жирового, водно-солевого обмена в детском возрасте.

3. Энергетический обмен. Затраты энергии на рост и развитие детского организма. Терморегуляция, возрастные особенности.

Список рекомендуемой литературы

1. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. М.: Академия, 2002. С. 103-115, 126-173, 324-329, 345-347, 354-357, 369-370, 385-393.

Раздел 6. Психофизиология ребенка

Тема 2. Интегративные процессы в центральной нервной системе

как основа психических функций

Вопросы для подготовки:

1. Ощущения, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности.

2. Внимание, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности внимания детей и подростков.

3. Мотивации, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Виды мотиваций. Связь между эмоцией и мотивацией. Внешнее проявление эмоций у детей разного возраста. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка. Влияние эмоционально обогащенной и обедненной среды на воспитание ребенка.

4. Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Развитие памяти у детей, возрастные особенности.

5. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к школе.

Список рекомендуемой литературы

1. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. М.: Академия, 2002. С.243-246, 251-267, 334-343, 349-351, 360-366, 374-382, 399-413.

Раздел 7.Гигиеническое обеспечение учебного процесса

Тема 2.Гигиеническая оценка расписания уроков

Вопросы для подготовки

1. Гигиеническое значение учебной нагрузки в общем режиме дня школьника.

2. Максимально допустимая недельная часовая нагрузка для различных классов.

3. Назначение и способ проведения перемен.

4. Работоспособность учащихся в течение дня и недели. Понятие сложности предметов.

5. Гигиенические принципы составления расписания уроков и их фи­зиологическое обоснование.

Список рекомендуемой литературы

1. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. М., 2010. (http://www.epidemiolog.ru/law/san/SanPin-189.doc)

Содержание практических работ

№ и названия разделов и тем Цель, содержание и результаты практической работы
Раздел 2. Возрастные особенности регуляторных систем Тема 2.Развитие нервной системы в процессе онтогенеза
Практическая работа №1. Рефлексы и функции отделов центральной нервной системы
Ознакомиться с рефлексами спинного и продолговатого мозга, функциями мозжечка и среднего мозга Представить схемы рефлекторных дуг коленного, ахиллова, мигательного и глотательного рефлексов, указав отделы дуги, а также результаты исследований функций мозжечка и среднего мозга.
Раздел 3. Возрастные особенности сенсорных систем
Практическая работа №2. Определение остроты зрения
Ознакомиться с методикой определения остроты зрения и выявить возрастные изменения остроты зрения. Представить результаты индивидуального обследования и вывод о возрастных закономерностях изменения остроты зрения.
Практическая работа №3. Определение ближней точки ясного видения и силы аккомодации глаза
Ознакомиться с методикой определения ближней точки ясного видения и выявить возрастные изменения ближней точки ясного видения и силы аккомодации глаза. Представить результаты индивидуального обследования и вывод о возрастных закономерностях изменения силы аккомодации и расстояния до ближней точки ясного видения.
Практическая работа №4. Исследование костной и воздушной проводимости звука
Ознакомиться с методикой определения костной и воздушной проводимости звука и выявить возрастные изменения. Представить результаты индивидуального обследования.
Практическая работа №5. Роль двигательного анализатора в оценке пространственных отношений
Убедиться в значении сигналов от мышц глаза и конечностей для анализа пространственных отношений. По результатам проб сравнить роль собственно зрительных сигналов и сигналов от мышц рук в оценке пространственных отношений.
Раздел 4. Возрастные особенности моторных систем Тема 1.Закономерностиразвития костной системы
Практическая работа №6. Строение скелета человека
Ознакомиться с частями скелета человека. Научиться определять кости, образующие его отделы. Выявить возрастные особенности скелета. Представить заполненную таблицу «Отделы скелета человека».
Практическая работа №7. Оценка степени уплощения стопы
Освоить методику получения отпечатка стопы и определения степени уплощения стопы. Представить результаты исследования, вывод о степени уплощения стопы обследуемого ребенка.
Тема 2.Закономерностиразвития мышечной системы
Практическая работа №8. Мышцы тела человека
Ознакомиться с основными группами скелетных мышц и выяснить их функции. Представить записи исследования.
Практическая работа №9. Измерение силы мышц кисти и силовой выносливости
Определить силу мышц кисти, силовую выносливость и выявить возрастные изменения. Представить результаты индивидуального обследования и вывод о возрастных закономерностях изменения силы мышц кисти, силовой выносливости.
Раздел 5. Возрастные особенности висцеральных систем Тема 1. Возрастные особенности висцеральных систем
Практическая работа №10. Возрастные изменения некоторых функциональных показателей
Выявить возрастные и половые закономерности изменения частоты сердечных сокращений, артериального давления, систолического объема крови, минутного объема крови, частоты дыхания и жизненной емкости легких. Представить протокол исследования, выводы.
Тема 2. Возрастные особенности висцеральных систем
Практическая работа №11. Расчет основного обмена по таблицам
Используя индивидуальные данные детей, рассчитать и сравнить величину основного обмена у детей разного возраста и пола. Представить протокол исследования, выводы.
Раздел 6. Психофизиология ребенка Тема. 2. Интегративные процессы в центральной нервной системе как основа психических функций
Практическая работа №12. Определение школьной зрелости
Ознакомиться с показателями функциональной готовности детей к обучению в школе. Проанализировать предложенные результаты тестирования ребенка. Представить анализ результатов тестирования и вывод о функциональной готовности ребенка к обучению в школе.
Раздел 7.Гигиеническое обеспечение учебного процесса
Практическая работа №13. Гигиеническая оценка расписания уроков
Дать оценку фактического расписания уроков одного класса. Проанализировать соответствие фактического расписания гигиеническим требованиям. Составить расписание, соответствующее гигиеническим требованиям. Нарисовать графики нагрузки по суммарной сложности уроков за день на всю неделю.

Формы и методы обучения

Технологии аудиторной работы:

Академические лекции, лекция-визуализация, выступление с сообщением по реферату, практические занятия, решение проблемных задач.

Технологии внеаудиторной работы:

Конспектирование литературы, подготовка доклада/реферата, составление схем/таблиц, выполнение практической работы, решение проблемных задач.

Структура и содержание самостоятельной работы студентов

Наши рекомендации