О милосердии и сострадании
Сострадательнымчеловеком называют того, кто в трудную для кого-то минуту умеет пожалеть и посочувствовать другому. Когда кто-то несчастен и кому-то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и переживает вместе с ним, старается его утешить и успокоить.
Милосердныйчеловек не только жалеет и успокаивает другого, но и готов прийти ему на помощь. Милосердный человек может многое простить другому. Он старается как-то помочь, что-то сделать для того, кто оказался в беде.
° Сострадание – главный аспект любви.
Любим некоторых, но сострадаем ко многим. Без сострадания мир погрузился бы во тьму и зло.
° Сострадание – вектор любви направленный к несовершенству.
Любить можно нечто совершенное, а к тому, что далеко от совершенства и не вызывает восхищения нужно иметь сострадание или чувство сопричастности к страдающим в окружающем мире.
Два облачка
Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они между большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.
– Ах, какое оно бедненькое, наверное, из-за этих камней ему не хватает воды, – сказало белое облачко, – а эти большие тучи летают так высоко, что ничего не видят и никогда не знают, где их дождь нужен.
– Мне его тоже жаль, – сказало серое облачко и тут же предложило белому: – А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоем как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить. Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.
– Вот еще, – недовольно ответило белое облачко. – Я полетать хочу, а ты мне, белому и чистому, предлагаешь в темную тучку превратиться и дождем в грязную землю вылиться.
– Но ведь тебе же жаль деревце, вот и давай с тобой поможем ему.
– Нет, жалеть деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает пусть кто-нибудь другой. А я лучше дальше полечу, – сказало белое облачко и улетело.
Оставшись одно, серое облачко решило поскорее найти где-нибудь воду. Нужно было поскорее собрать в себя воду, вырасти и, превратившись в тучку, полить деревце. Но кругом воды нигде не было, много дней стояла жаркая погода и все лужи давно пересохли. Долго летало серое облачко и лишь случайно нашло одну большую лужу. Совсем не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воды, стало темною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоила его. Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало угощать прохожих людей спелыми грушами. Едят люди груши и не догадываются, что сладкую и сочную еду они получили благодаря милосердному поступку серого облачка.
[?] – Что вам больше понравилось: сочувствие и жалость белого облачка, или милосердный поступок серого облачка?
– Что труднее: сочувствовать и жалеть или помогать и поступать милосердно?
– Сострадание – хорошее или плохое качество? (Очень хорошее, но его часто бывает мало для того, чтобы помочь).
Доброе преступление
В одном городе жил мальчик Леша, который ненавидел зоопарки. Да, да, не удивляйтесь. Все дети любят бывать в зоопарке и с интересом разглядывают зверей. А ему, представьте себе, совсем не нравилось смотреть на то, как тоскуют и мечутся в клетках звери, привыкшие к свободе и широким просторам природы. Звери в клетках вызывали у Леши только жалость, сочувствие и сострадание. Настроение его быстро портилось, и он становился грустным. Мама его даже успокаивала и говорила,что в зоопарках зверям хорошо, потому что их там постоянно кормят. Но Леша хорошо знал, что ни один человек не согласится сесть в тюрьму, даже если его будут там очень хорошо кормить.
И вот однажды, когда Леша уже учился в четвертом классе, он совершил добрый и милосердный поступок, из-за которого он очутился в милиции. Вы этому не верите? Ну что ж, тогда послушайте эту необычную историю.
Началась эта история одним летним вечером, когда в городе закрывают все магазины. Леша выбежал со двора, пошел по улице и зашел в один из магазинов. В магазине он увидел какую-то открытую дверь, незаметно от продавцов проскочил в нее и спрятался за коробками в темном углу. Вскоре магазин стал закрываться. Сначала вышли все покупатели, позже разошлись по домам продавцы, а магазин закрыли на ключ. Так Леша остался внутри магазина совершенно один, среди множества витрин и товаров. Леша в тишине ходил по полутемному магазину и что-то искал.
Да, совсем забыл сказать, что этот магазин был зоологическим, именно таким, в котором продают птиц, рыбок, хомячков, и всякий другой живой товар. Этот магазин Леша не любил точно так же, как и зоопарк. Не так давно, попав сюда первый раз, он увидел клетку с тремя белками. Маленькие рыжие зверьки, привыкшие бегать на просторе и прыгать по деревьям, казалось, сходили с ума в небольшой клетке. Они непрерывно метались по ней из угла в угол и бегали по кругу, как будто искали выхода на волю. Сразу было ясно, что им очень мало места, и они очень сильно хотят свободы. Леша захотел купить их на те деньги, которые он скопил для железной дороги и выпустить их на волю. Но продавщица сказала, что белки не продаются и что они служат украшением витрины, чтобы в магазин больше покупателей заходило. Увидит маленький ребенок пушистых рыжих белочек, захочет в магазин зайти, чтобы их поближе рассмотреть, и обязательно упросит родителей хоть что-нибудь ему купить.
Тогда в голове у Леши возникла одна идея: – Если я выпущу белок на свободу, – подумал он, – то покупателей в магазине станет меньше, а значит, и люди станут меньше ловить и сажать в клетки птиц и зверят. С того самого дня Леша и задумал тайно проникнуть в магазин и освободить белок.
И вот теперь его мечта исполнилась. Он был совершенно один в магазине, и ему никто не мог помешать. Поднеся клетку с белками к окну, он открыл форточку и клетку, и вскоре все три белки оказались на свободе. Быстро и ловко они стали прыгать по веткам деревьев, как будто очень спешили поскорее выбраться из города в какой-нибудь лес. Как только белки скрылись из виду, послышалась сирена. Возле магазина резко затормозила милицейская машина с мигалкой на крыше, из нее выскочили милиционеры с автоматами.
Так Леша оказался в милиции. Поздно ночью за ним приехали родители и забрали его домой. Но почему-то ни в милиции, ни дома Лешу не стали наказывать и даже совсем не поругали. Через день об этом необычном преступлении написали в городской газете, и теперь о том, как Леша освободил белок, знали все учителя, все одноклассники и соседи по двору. Несмотря на то, что Леша совершил преступление и побывал в милиции, все к нему стали относиться еще лучше, чем раньше. А все потому, что сострадание и сочувствие к другим, милосердие и желание помочь тому, кто в беде, всегда нравились всем людям: и учителям, и родителям, и милиционерам.
[?] – Благодаря каким своим качествам Леша совершил этот поступок?
– Почему Леша тайком пробрался в магазин и даже не испугался милиции? (Он чувствовал сердцем, что поступает правильно).
– Можно ли назвать этот поступок геройским, почему? (Смело и самоотверженно помогая другим, мальчик не думал о себе).
– Вам понравился Леша и его сострадание к другому, милосердие и желание помочь тому, кто в беде?
– Почему милиция отпустила Лешу домой? (Милиционеры поняли сердцем, по-человечески, что Леша поступил красиво и благородно).
– Можно ли назвать поступок Леши настоящим преступлением? (Настоящие преступления совершаются с пользой и выгодой для себя, а Леша думал о других).