Разделы дисциплины и виды учебных занятий
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический университет
им. М.Акмуллы»
(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)
Кафедра педагогики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Рекомендуется для
Направления Педагогическое образование
Уфа 2011
1. Целью дисциплиныявляется формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);
готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9).
2. Трудоемкость учебной дисциплинысоставляет 2 зачетных единиц (72 часа), из них 20 часов аудиторных занятий, 25 часов самостоятельной работы и 27 часов (1 ЗЕ) – зачет.
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:профессиональный цикл, базовая часть. Данная дисциплина изучается сопряженно с Методологией и методами научного исследования, Историей и философией науки и является предшествующей модулям Педагогика высшей школы, Инновационные процессы в образовании.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать
современные парадигмы в предметной области науки;
современные ориентиры развития образования;
Уметь
анализировать тенденции современной науки,
адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу;
Владеть
способами осмысления и критического анализа научной информации; навыками совершенствования и развития своего научного потенциала.
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Современное общество и современное образование | Современная классификация наук о человеке. Конструкция «Образование через всю жизнь». Новые концептуальные идеи и направления развития педагогической науки. Кризисные явления в образовательной сфере. Модели образования. Проектирование путей развития образования и науки. |
2. | Методология современной науки | Методология как наука. Общие и частные аспекты методологии. Философия науки и методология. Философские проблемы науки. Понятие «подход» в науке. Системный подход как основа научной деятельности. Синергетический подход и изучение системных объектов. Научная картина мира. Методы получения современного научного знания. |
3. | Смена научных парадигм – закон развития науки. | Понятие парадигмы в науке. Системоцентрическая и антропоцентрическая парадигма науки. Понятие о метасистеме и метасистемности в науке. Объект и предмет в научном исследовании. Комплексность научных представлений о человеке. Антропогенез и антропологический подход. Педагогическая антропология. Внесистемность, полисистемность, интерсистемность знания. Эсплицитность формы метасистемного знания. Характеристики метасистемы. Уровни развития познания по В.П.Кузьмину. Метасистемное знание как результат познания полисистемного комплекса. Иерархия и уровни эпистемологических знаний. Инвариантность элементов системы. Метасистемные изменения и преобразование теоретического знания. |
4. | Узловые проблемы современного образования и науки | Основы законодательства РФ, РБ, регламентирующие научно-исследовательскую и образовательную деятельность (НИД). Основные направления психолого-педагогических исследований. Образовательные инновации, проекты, критерии оценки их эффективности. Качество образования. Мониторинг в образовании как научная и практическая проблема. Интеграция науки и образования. Современные тенденции в области языковедческого образовательного процесса в вузе и школе. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством. Компетентностный подход в образовании. Индивидуальные траектории в образовании. Подушевое финансирование. Воспитание в образовании. Трансформация высшего педагогического образования. |
Разделы дисциплины и виды учебных занятий
№ | Наименование раздела дисциплины | Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий | ||||
ЛК | ПЗ | ЛБ | СРС | Всего | ||
1. | Современное общество и современное образование | |||||
2. | Методология современной науки | |||||
3. | Смена научных парадигм — закон развития науки. | |||||
4. | Узловые проблемы современного образования и науки | |||||
ИТОГО |
6.5. Требования к самостоятельной работе студентов (примерная тематика курсовых работ и/или рефератов, примерные задания по всем видам СРС).
К типовым заданиям для самостоятельной работы студентов относятся:
· работа с научно-педагогическими текстами (на основе технологий развития умений критического мышления; реферирования, аннотирования, рецензирования и др.);
· анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам (по индивидуальному выбору студента);
· сравнение педагогических концепций, теорий;
· участие в теоретических дискуссиях, дебатах и др.
· выполнение рефератов проблемного или аналитико-оценочного характера.
· реферирование источников по тематике учебного курса;
· сравнительный анализ трактовок сущности методологических подходов в различных источниках;
· анализ конкретных образовательных систем с целью выявления и описания реализуемых в них культурных практик.