Введение в психологию

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»

ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ

ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ1-01 02 01 "НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

(на базе среднего специального образования)

Заочная форма получения образования

Барановичи 2015

Общие положения

Программа вступительных испытаний для абитуриентов учреждения образования «Барановичский государственный университет» разработана согласно Правилам приема в высшие учебные заведения, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 7 февраля 2006 года №80 «О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения» с изменениями и дополнениями, утвержденными указами Президента Республики Беларусь №70 от 8 февраля 2008 г., №52 от 23 января 2009 г., №243 от 12 мая 2009 г., №275 от 2 июня 2009 г., №200 от 26 апреля 2010 г., №109 от 14 марта 2011 г., №212 от 23 мая 2011г., №621 от 30 декабря 2011 г., №130 от 20 марта 2014 г.

Содержание вступительных испытаний соответствует учебной программе «Психология» для педагогических колледжей и педагогических училищ по специальности 1-01 02 01 «Начальное образование» (Минск, РИПО, 2009).

Целью вступительного испытания по психологии является качественный отбор абитуриентов для получения образования на факультете педагогики и психологии УО «Барановичского государственного университета» по специальности 1-01 02 01 «Начальное образование».

Достижение данной цели требует решения следующих задач: определение уровня подготовки абитуриентов; обеспечение объективной оценки качества подготовки абитуриентов.

На вступительных испытаниях абитуриенты должны показать:

- знание основ современных психологических знаний;

- представления о психике человека, его деятельности;

- понимание основных закономерностей развития психики;

- знание возрастной динамики психического развития;

- понимание психологической специфики педагогической и учебной деятельности, педагогического взаимодействия;

- уровень владения основными понятиями педагогической, социальной и возрастной психологии.

Абитуриенты, которые не смогли явиться на вступительные испытания по уважительным причинам (болезнь или другие непредвиденные, подтвержденные документально обстоятельства, препятствующие участию во вступительных испытаниях) по решению приемной комиссии высшего учебного заведения допускаются к их сдаче в пределах сроков, определенных расписанием вступительных испытаний.

РАЗДЕЛ 1.

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1.1 Структура, предмет и задачи современной психологии

Происхождение понятия «психология». Развитие психологии как науки. Понятие научной и житейской психологии. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней. Задачи психологии. Деление психических явлений на процессы, свойства, состояния. Принципы психологии: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития психики. Связь психологии с другими науками о человеке. Психологическая мысль в древнем мире. Воззрения на человека в средние века. Воззрение на человека в эпоху Возрождения и Нового времени. Развитие психологической мысли в 19 веке. Современное состояние науки.

Тема 1.2Методы психологии

Общее представление о методах исследования в психологии. Классификация методов по Б. Г. Ананьеву (организационные, эмпирические, методы обработки и интерпретации). Характеристика (определение, виды, требования при использовании) наблюдения, эксперимента, метода изучения продуктов деятельности, беседы, анкетирования, интервьюирования. Тесты как метод исследования.

Тема 1.3Психологическая диагностика, ее задачи и методы

Психодиагностика как теоретическая и практическая дисциплина. Задачи психодиагностики в системе образования. Метод и методики. Операциональная классификация психодиагностических методик. Тест как основной метод психодиагностики. Виды тестов. Особенности использования тестов.

Тема 1.4 Развитие психики и сознания

Отражение в неживой и живой природе. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри). Инстинктивные формы поведения, навыки, интеллектуальное поведение животных. Понятие о сознании и самосознании. Условия возникновения и развития сознания человека. Структура сознания. Сознательное и бессознательное.

РАЗДЕЛ 2.

Наши рекомендации