IX. Подведение итогов урока

— Бабушка — это надежный и верный друг, она убережет от неприятностей, простит, успокоит, научит... Вот почему бабушке нужно помогать, быть к ней чуткими, щедрыми и внимательными.

Учащиеся читают стихотворение.

Бабушка-заботаЕсли внуки веселы, Ну, как дождь либо град -

Бабушка — подавно: Ведь промочат ноги!

— Ишь, распелись, как щеглы, Если внуки спать легли. До чего же славно! Бабушка не дышит: Если внуки есть хотят, — Люли, люли, люли, Бабушке отрада: Тише, тише, тише! Пусть сидят, пусть едят, Чистота, тишина. Подрастать им надо! Теплота, дремота... Если внуки вышли в сад, Вот какая она — Бабушка в тревоге: Бабушка-забота.

Е. Благинина

X. Домашнее задание

1. Перечитать стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки».

2. Подготовить рассказ о дедушках.

Урок № 38

Тема: ВЛАДИМИР ДАНЬКО «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО»

Цель:совершенствовать умение читать вслух и молча, регулируя темп и скорость чтения; формировать умение находить в тексте риф­мующиеся строки; развивать умение читать выразительно, передавая во время чтения свое отношение к героям; содействовать развитию речи, формированию коммуникативных навыков; создавать условия для формирования уважительного отношения к пожилым людям, сво­им дедушкам и бабушкам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки».

III. Подготовка к восприятию произведения

1. Вступительное слово учителя.

— Милые, добрые, немного ворчливые, но всегда справед­ливые бабушки и дедушки. Они воспитали ваших родителей, теперь воспитывают вас. Им, как никому другому, нужны ваше внимание, забота, ласка, понимание.

Наши предки

Очень давно каждая семья славян — отец, мать и дети — жили в своей избушке отдельно от других таких же семей. Даже тогда, когда у отца было много взрослых сыновей, а у каждого сына была своя жена и дети, и тогда все — и дети, и внуки — жили вместе со своими родителями и со своим дедушкой. Это была очень большая семья, и называлась она родом или племенем.

В каждом роде все дети во всем слушались родителей, но больше всего любили и уважали своего старого дедушку. На­зывали его старейшиной и начальником рода.

Н. Головин

— Почему дедушку считали старейшиной, начальником рода? (Он был самый старший, самый мудрый. Много знал, учил жить молодых.)

IV. Разговор по кругу «Мой дедушка»

Учащиеся рассказывают о дедушках по плану:

1) Имя, отчество.

2) Внешний вид.

3) Кто дедушка по профессии? Кем работает (работал)?

4) Что делает дома? Какое у него любимое занятие?

5) Как ты дружишь с дедушкой? Как помогаешь ему?

6) «Если бы я был волшебником, то сделал бы для дедушки...»

V. Работа с текстом стихотворения В. Данько «Волшебное слово»

1. Чтение произведения учителем (с. 104).

2. Проверка первичного эмоционального восприятия произ­ведения.

— Какое это стихотворение: грустное, смешное? Докажите.

3. Чтение произведения учащимися.

4. Обсуждение прочитанного.

— Как вы думаете, кто рассказал мальчику такую волшеб­ную историю?

— Прочитайте, что случилось с дедушкой.

— Какие мечты у дедушки? Прочитайте.

— Почему они не могут осуществиться?

— Можно ли помочь дедушке?

5. Самостоятельное чтение.

— Найдите слова, которые рифмуются, замените их своими словами и прочитайте новый текст.

6. Выразительное чтение.

— Прочитайте стихотворение, передавая настроение мальчика.

VI. Работа в группах

Задание для 1 группы

Прочитайте рассказ.

Доброго вам здоровья, дедушка!

Возле школы живёт старик — дед Иван. Нет у него нико­го — ни родных, ни товарищей. Было два сына — погибли на фронте. А жена недавно умерла.

Каждый день приходит дед Иван в школу за водой. «В школь­ном колодце очень вкусная вода», — говорит дед соседям.

Как только дедушка подходит к колодцу, к нему подбега­ют дети.

— Дедушка, давайте мы поможем вам воду вытащить, — говорят они.

Дедушка улыбается. Он не успевает отдохнуть возле колод­ца, как ведро уже с водой.

— Доброго вам здоровья, дедушка, — щебечут дети.

Эти слова звучат для старика прекрасной музыкой. От них на сердце становится тепло и радостно.

Вот и сейчас вышел дед Иван из хаты и сел на лавке возле забора. Сидит и прислушивается. К чему же он прислушивает­ся? На школьном дворе прозвенел звонок. Дедушка берёт ведро и идёт за водой. Как хочется ему услышать сердечные слова: Доброго вам здоровья, дедушка».

В. Сухомлинский

2. Ответьте на вопросы!

— Почему дедушка ходил в школу за водой?

— Действительно ли в школе была вкусная вода?

— Почему нужно говорить пожилым людям добрые слова?

Задание для 2 группы

1. Прочитайте рассказ.

Для чего говорят «спасибо»

По лесной дороге шли двое — дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.

Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

— Спасибо, тебе, ручей, — сказал дедушка. Мальчик за­смеялся.

— Вы зачем сказали ручью «спасибо»? — спросил он дедуш­ку. — Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

— Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не ска­зал. А мы не волки, мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово.

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь пред­стоял долгий...

В. Сухомлинский

2. Ответьте на вопросы.

— Чему учил дедушка внука?

— Для чего нужно употреблять добрые слова?

— Как бы вы ответили на вопрос дедушки?

Задание для 3 группы

1. Прочитайте стихотворение.

Мой дедушка

...Много знает дедушка — А скоро ли?

Былей-небылиц: — Сколько?

Про луну, про солнышко, — Почему?

Про зверей и птиц. Мне на всё мой дедушка

Я вопросы разные Может дать ответ.

Задаю ему: И не стар мой дедушка,

— Где? Хоть ему сто лет.

— Зачем? Р. Гамзатов

2. Ответьте на вопросы.

— Почему мальчику интересно быть с дедушкой?

— Как он относится к дедушке?

Наши рекомендации