IX. Подведение итогов урока
— Бабушка — это надежный и верный друг, она убережет от неприятностей, простит, успокоит, научит... Вот почему бабушке нужно помогать, быть к ней чуткими, щедрыми и внимательными.
Учащиеся читают стихотворение.
Бабушка-заботаЕсли внуки веселы, Ну, как дождь либо град -
Бабушка — подавно: Ведь промочат ноги!
— Ишь, распелись, как щеглы, Если внуки спать легли. До чего же славно! Бабушка не дышит: Если внуки есть хотят, — Люли, люли, люли, Бабушке отрада: Тише, тише, тише! Пусть сидят, пусть едят, Чистота, тишина. Подрастать им надо! Теплота, дремота... Если внуки вышли в сад, Вот какая она — Бабушка в тревоге: Бабушка-забота.
Е. Благинина
X. Домашнее задание
1. Перечитать стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки».
2. Подготовить рассказ о дедушках.
Урок № 38
Тема: ВЛАДИМИР ДАНЬКО «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО»
Цель:совершенствовать умение читать вслух и молча, регулируя темп и скорость чтения; формировать умение находить в тексте рифмующиеся строки; развивать умение читать выразительно, передавая во время чтения свое отношение к героям; содействовать развитию речи, формированию коммуникативных навыков; создавать условия для формирования уважительного отношения к пожилым людям, своим дедушкам и бабушкам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учащиеся читают стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки».
III. Подготовка к восприятию произведения
1. Вступительное слово учителя.
— Милые, добрые, немного ворчливые, но всегда справедливые бабушки и дедушки. Они воспитали ваших родителей, теперь воспитывают вас. Им, как никому другому, нужны ваше внимание, забота, ласка, понимание.
Наши предки
Очень давно каждая семья славян — отец, мать и дети — жили в своей избушке отдельно от других таких же семей. Даже тогда, когда у отца было много взрослых сыновей, а у каждого сына была своя жена и дети, и тогда все — и дети, и внуки — жили вместе со своими родителями и со своим дедушкой. Это была очень большая семья, и называлась она родом или племенем.
В каждом роде все дети во всем слушались родителей, но больше всего любили и уважали своего старого дедушку. Называли его старейшиной и начальником рода.
Н. Головин
— Почему дедушку считали старейшиной, начальником рода? (Он был самый старший, самый мудрый. Много знал, учил жить молодых.)
IV. Разговор по кругу «Мой дедушка»
Учащиеся рассказывают о дедушках по плану:
1) Имя, отчество.
2) Внешний вид.
3) Кто дедушка по профессии? Кем работает (работал)?
4) Что делает дома? Какое у него любимое занятие?
5) Как ты дружишь с дедушкой? Как помогаешь ему?
6) «Если бы я был волшебником, то сделал бы для дедушки...»
V. Работа с текстом стихотворения В. Данько «Волшебное слово»
1. Чтение произведения учителем (с. 104).
2. Проверка первичного эмоционального восприятия произведения.
— Какое это стихотворение: грустное, смешное? Докажите.
3. Чтение произведения учащимися.
4. Обсуждение прочитанного.
— Как вы думаете, кто рассказал мальчику такую волшебную историю?
— Прочитайте, что случилось с дедушкой.
— Какие мечты у дедушки? Прочитайте.
— Почему они не могут осуществиться?
— Можно ли помочь дедушке?
5. Самостоятельное чтение.
— Найдите слова, которые рифмуются, замените их своими словами и прочитайте новый текст.
6. Выразительное чтение.
— Прочитайте стихотворение, передавая настроение мальчика.
VI. Работа в группах
Задание для 1 группы
Прочитайте рассказ.
Доброго вам здоровья, дедушка!
Возле школы живёт старик — дед Иван. Нет у него никого — ни родных, ни товарищей. Было два сына — погибли на фронте. А жена недавно умерла.
Каждый день приходит дед Иван в школу за водой. «В школьном колодце очень вкусная вода», — говорит дед соседям.
Как только дедушка подходит к колодцу, к нему подбегают дети.
— Дедушка, давайте мы поможем вам воду вытащить, — говорят они.
Дедушка улыбается. Он не успевает отдохнуть возле колодца, как ведро уже с водой.
— Доброго вам здоровья, дедушка, — щебечут дети.
Эти слова звучат для старика прекрасной музыкой. От них на сердце становится тепло и радостно.
Вот и сейчас вышел дед Иван из хаты и сел на лавке возле забора. Сидит и прислушивается. К чему же он прислушивается? На школьном дворе прозвенел звонок. Дедушка берёт ведро и идёт за водой. Как хочется ему услышать сердечные слова: Доброго вам здоровья, дедушка».
В. Сухомлинский
2. Ответьте на вопросы!
— Почему дедушка ходил в школу за водой?
— Действительно ли в школе была вкусная вода?
— Почему нужно говорить пожилым людям добрые слова?
Задание для 2 группы
1. Прочитайте рассказ.
Для чего говорят «спасибо»
По лесной дороге шли двое — дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
— Спасибо, тебе, ручей, — сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
— Вы зачем сказали ручью «спасибо»? — спросил он дедушку. — Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
— Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово.
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий...
В. Сухомлинский
2. Ответьте на вопросы.
— Чему учил дедушка внука?
— Для чего нужно употреблять добрые слова?
— Как бы вы ответили на вопрос дедушки?
Задание для 3 группы
1. Прочитайте стихотворение.
Мой дедушка
...Много знает дедушка — А скоро ли?
Былей-небылиц: — Сколько?
Про луну, про солнышко, — Почему?
Про зверей и птиц. Мне на всё мой дедушка
Я вопросы разные Может дать ответ.
Задаю ему: И не стар мой дедушка,
— Где? Хоть ему сто лет.
— Зачем? Р. Гамзатов
2. Ответьте на вопросы.
— Почему мальчику интересно быть с дедушкой?
— Как он относится к дедушке?