Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Общие положения
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся являются:
· Закон Российской Федерации «Об образовании»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
· СанПиН 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»(Постановление Минздрава от 29.12.2010 №189);
· Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации;
· Программа развития образования Самарской области;
· Районная целевая программа « Образование и здоровье»;
· Программы Развития школы на 2010-2015г.г.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни младших школьников составлена на основе программы здоровья школы «Школа - территория здоровья» с учётом факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
1) Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
2) неудовлетворительные санитарные условия осуществления процесса обучения;
3) нерациональная организация учебного процесса, не учитывающая возрастных, анатомо-физиологических и психологических особенностей развития учащихся;
4) несоответствие содержания и организации обучения уровню подготовленности;
5) отсутствие обоснованного режима двигательной активности школьников в учебное и внеучебное время;
6) недостаточное внимание к воспитанию бережного отношения к своему здоровью и формированию потребности в здоровом образе жизни;
7) отсутствие или низкая эффективность психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;
8) недостаточное внимание к внедрению современных технологий обучения, отвечающих требованиям здоровьесбережения;
9) отсутствие или низкая эффективность диагностической работы;
10) недостаточно высокий уровень профессиональной компетентности педагогического комплекта ОУ;
11) отсутствие оздоровительно-спортивной базы, соответствующей требованиям здоровьесбережения.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья школьников учитывалась зона их актуального развития. Так как формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми.
Инфраструктура образовательного учреждения |
Организация учебной и внеучебной деятельности |
Просветительско- воспитательная работа |
Физкультурно-оздоровительная работа |
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ |
Методическая работа с педагогами |
Профилактика и мониторинг состояния здоровья учащихся |
Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации в нашей школе строилась на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.