Отметьте номера предложений, где правильно расставлены знаки препинания. 1. Как нарочно выбор учителя был решен человеком, от которого слишком пахло благочестивой стариной боярином Соковниным.

1. Как нарочно выбор учителя был решен человеком, от которого слишком пахло благочестивой стариной боярином Соковниным.

2. Дорога в батальон, куда направлялись Серпилин и Птицын, была небезопасна: постреливали.

3. Печорин, как безумный, выскочил на крыльцо.

4. Выцветшая и обносившаяся за лето, кубанская природа все-таки привлекала своей мягкой красотой.

5. По ночам медведь вспоминал свое детство: мать красивую медведицу, и ручей с песчаными берегами и запах муравьев.

6. Назовите причину обособления в предложении «Второй Чадаев, мой Евгений, боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант и то, что мы назвали франт».

1.Определение относится к определяемому слову – личному местоимению.

2. Одиночные согласованные определения стоят после определяемого слова.

3. Согласованное приложение стоит перед определяемым словом, имеет добавочное обстоятельственное значение.

4. Распространенные приложения относятся к определяемому слову – существительному нарицательному.

5. Распространенные и одиночные приложения, стоящие после определяемого слова – имени собственного.

7.Определите вид связи в словосочетании «смотреть вдаль».

1. Согласование;

2. Управление;

3. Примыкание.

Нормы фонетики и орфоэпии

1. Произнесите слова и словосочетания в соответствии с нормами русского литературного языка, в случае затруднений обращайтесь к справочной литературе.

Бутерброд с сыром, лишняя запятая, показаться на люди, яичница с ветчиной, языковой феномен, языковая колбаса, брошюра вручена, шарфы и бижутерия, воспринять антитезу, давнишний горчичник, положить гренки и термос, белесый двоечник, начался девичник, досуг еретика, повелось искони, истекший срок договора, истекший кровью, коклюш, колледж, включит компьютер, красивее, крем из щавеля, генезис, кухонный комбайн, ломота, дремота и зевота, мастерски откупорить, менеджмент, остричь наголо, держать шашки наголо, взбешенный полуночник, порядочный цыган, кулинария и прачечная, изготовить идентичный проект, апартаменты бизнесмена, обеспечение безопасности бензопровода, тайная вечеря, жалюзи, коллоквиум, копеечный.

2. Поставьте ударение в словах.

Купить йогурт, употребить алкоголь, ломоть хлеба, заключить договор, посмотреть по каталогу, учиться в колледже, найти закуток, заболеть коклюшем, настоящий феномен, опытный плавильщик, искусный танцовщик, овен по гороскопу, опытный столяр, щепоть соли, очистить от хвои, использовать бересту, носить бижутерию, учебник по кулинарии, почувствовать ломоту, отделение гастрономии, направление кинематографии, знаком со знахаркой, помнить благостыню, тайная вечеря, вступить в общину, вдолбит в голову, заглушит мотор, звонит по телефону, мутит воду, наворожит беду, просверлит дыру, насорит всюду, опошлит рассказ, переключит канал, откупорит бутылку, отчерпать воды, пломбировать зуб, баловать ребенка, начерпать воды, закупорить бутылку.

3. Прочитайте, разграничивая двойные и одиночные согласные.

Валить – ввалить, ведение – введение, воз – ввоз, верх – вверх, голосу –

к голосу, горлу – к горлу, горцам – к горцам, кости – к кости, кисти –

к кисти, камню – к камню, у кроткой – к кроткой, подать – поддать, подуть – поддуть.

Придумайте с двумя любыми парами слов словосочетания или предложения.

   

4. Прочитайте, разграничивая твердые и мягкие губные согласные.

Упрям – впрямь, крив – вкривь, знаком – знакомь, съем – семь, глуп –

вглубь, губ – пригубь, граб – грабь, кров – кровь, прав – правь, озяб – зябь.

5. Прочитайте приведенные ниже стихотворные строки в полном соответствии с рифмой.

Погулявши ночи звездные

В райском яблочном саду…

Быть нам, девицы любезные,

Сестры милые – в аду!

***

Глаза над улыбкой шалой –

Что ночью без звезд!

Горит на мундире впалом –

Солдатский крест.

***

Как добры в час без спасенья

Силы первые – к последним!

Пока рот не пересох –

Спаси боги! Спаси Бог!

***

Над синевою подмосковных рощ,

Накрапывает колокольный дождь.

***

Чтобы пел надменный голос:

"Гибель здесь, а там тюрьма!"

Чтобы ночь со мной боролась,

Ночь сама!

***

Я знаю: в этой битве пасть

Не мне, прелестный трус!

Но милый юноша, за власть

Я в мире не борюсь.

***

Идешь, на меня похожий,

Глаза опуская вниз,

Я тоже была, прохожий,

Прохожий, остановись.

М. Цветаева

Им виделась во мгле кромешной,

Вдали надежда на успех.

Москва!

Она поймет, конечно,

Не зря она одна на всех!

В. Цыбин

6. Прочитайте слова. произнося правильно сочетания ЗЖ, СЖ, ЗШ, ЖЧ, СТН, ЗДН, СТЛ.

Изжить, брызжет, разжиться, изжарить, без жизни, дребезжит, позже. безжалостный, с желанием, с жаром, из жалости, без шапки, с шумом, без шинели, без шума, заказчик, подписчик, образчик, разносчик, расчет, песчаный, доблестный, областной, громоздкий, праздный, счастливый.

7. Мягко или твердо произносятся звуки [ш], [ж] в словах брошюра, жюри, парашют?

8. Прочтите слова в соответствии со старомосковским и современным литературным произношением.

Тверь, ветви, Матвей, лиственный, две, дверь, продвинуть, зверь, разве, в избе, свет, сметана, гость, церковь, смерть, вверх, скатерть.

9. Какие ошибки встречаются при произношении данных слов?

Дерматин, заем, изящный, инцидент, коллоквиум, компрометировать, констатировать, хищный, шоссе, эшелон.

10. Прочитайте четверостишия. Точные или неточные рифмы здесь представлены?

Добрый конь мой, ободрися, И вот приходишь, маясь, ты

Ускори ленивый бег К селенью за холмом,

Там, под сенью кипариса, Где спят на крышах аисты

Ждет нас ужин и ночлег. Своим пугливым сном.

11. Какие существуют литературные варианты произношения слова дождь?

Ненастье обложило мили, Я хочу, чтобы курьерский поезд

Огонь фонарный желт и тощ. Мчал тебя, за сотни верст гудя,

Весь Лондон, словно лошадь в мыле, Ни о чем другом не беспокоясь,

Упорно ломится сквозь дождь. Кроме как о музыке дождя.

12. Сравните разные типы произношения одного и того же слова: [здра´ствуйт'ь], [здра´стуйт'и], [здра´с'т'и], [дра´с'т'и]. Какие из этих типов произношения являются нелитературными? Как они соотносятся с разными стилями произношения?

13. Выполните тест.

Вариант 1

1. Орфоэпия – это…

1.Система правил правописания;

2.Система правил ударения;

3.Система правил произношения;

4.Правила управления.

2. Аканье – это…

1.Произношение звука, близкого к [и], в первом предударном слоге после мягких согласных на месте орфографических е,ё,я;

2.Произношение звука, близкого к [э], в первом предударном слоге после мягких согласных на месте орфографических е,ё,я;

3.Произношение звука, близкого к [а], в первом предударном слоге после мягких согласных на месте орфографических е,ё,я;

4.Произношение звука, близкого к [а], в первом предударном слоге после твердых согласных на месте орфографических о, а.

Определите правильный вариант произношения.

1. бАловать

2. боЯзнь

3. гЕнезис

4. ерЕтик

5. завИдно

Определите вариант произношения, соответствующий старомосковской произносительной норме.

1. це[р’]ковь

2. мяг[к’и]й

3. смеял[с’а]

4. [д’в’]ери

5. ле[х]

5. Всегда произносится [шн] на месте чн в словах.

1. скучно

2. закадычный

3. гречневый

4. булочная

5. Ильинична

Наши рекомендации