Словестное действие в предмете Техника речи
Речи-ручной рефлекс в работе по воспитанию речевого голоса
Постановка речевого и певческого голоса по своей физиологической сущности представляет собой образование определенного динамического стереотипа, совокупности условных рефлексов, связанных с рациональным использованием голосового аппарата. В большинстве случаев постановка голоса происходит на фоне ломки старых неэффективных привычек голосообразования и голосоведения. Задача и сложность тренинга состоит в разрушении прежних условнорефлекторных связей и формировании правильных навыков. Академик Павлов говорил, что ломка старого «динамического стереотипа» (в данном случае дыхательного и голосового) сопряжена с упорной работой над собой. Работа над голосом – длительный процесс. Развить можно и объем, и силу, и звучность голоса. За счет верхних резонаторов (полость глотки, рта, носа) достигаются такие качества голоса, как звонкость, полетность, а за счет нижних резонаторов грудной клетки – насыщенность, мягкость, сила, «мощь», «объем». Такое разделение функций каждого резонатора во многом условно, так как четко разграничить их невозможно. Весь наш речевой аппарат, все наше тело – сложный и удивительно устроенный резонатор. Отсюда происходит исключительное богатство и тембровое разнообразие человеческого голоса. Известно, что движения рук отличаются не меньшим разнообразием, чем движения мускулов речевого аппарата. Речевой процесс регулируется двигательным, слуховым и зрительным анализаторами. Можно считать поэтому, что речевая деятельность-это деятельность всего мозга в целом, а управление осуществляется из двигательной зоны коры головного мозга. Эффект применения в голосовых и речевых упражнениях рече-ручного рефлекса, который находит все более широкое использование в педагогической практике, очевиден.В первых же упражнениях по голосу самое активное участие принимает кисть руки, делая привычное, много раз повторяющееся в жизни движение. Например, палец нажимает "курок" - и вместе с взрывным согласным "П" "вылетают пулею", разорвав губы, звуки "пиф-паф". Кисть руки короткими, резкими движениями бросает жонглерские "тарелки". Руки "укачивают ребенка", бьют в "барабан", печатают на "пишущей машинке", "ловят комара", работают "с пульверизатором" и т.д.Эти и подобные движения рук координируются с речью, звучанием отдельных гласных и согласных и их сочетанием. Их движения помогают рождению свободного звучания голоса, придают нужный характер произнесению отдельных звуков речи, словам, фразам.
Словестное действие в предмете Техника речи
Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. Природа рождения речи – психологический акт, мотивируемый действиями говорящего. Отсюда вытекает основной принцип речи, который заключается в том, чтобы подчинить все элементы техники речи – действию.Техника сценической речи — существенный элемент актёрского мастерства; она связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения дикцией интонационной выразительностью.Словестное действие - это один из моментов процесса речи, превращающий простое словоговорение в подлинное продуктивное и целесообразное действие. Только чувство, мысль или воображение оживят пустые звуки, создается иное к ним отношение, как к содержательному слову. Слово «вперед», оживленное изнутри патриотическим чувством, способно послать целые полки на верную смерть.Слово может возмуждать все наши ощущения и даже болевые. Словесное действие – заключается в умении раскрыть характер героя. Словесное действие, как достижение цели. Слово является главным выразителем мысли. Работая над текстом, надо знать логические паузы и ударения. Одиннадцать простых словесных действий и их направленность: воздействие на внимание партнера; воздействие на чувства (эмоции) партнера; воздействие на воображение партнера; воздействие на память партнера воздействие на мышление партнера; воздействие на волю партнера (П.М. Ершов). Эмоциональное воздействие на слушателей посредством активного словесного действия. Элементы словесного действия: видения, кинолента видений, внутренние и внешние объекты; личное восприятие текста, ассоциативный ряд; иллюстрированный подтекст; предлагаемые обстоятельства. Отношение, оценка. Перспектива речи, события. Три принципа словесного действия (выразительная триада): видение, лепка фразы, способы воздействия. Их взаимосвязь и взаимозависимость. Принцип видения. Тренировка воображения. Технология «лепки фразы». Способы словесного воздействия. Опорные словесные действия. Слова - это Энергия, превращенная в эмоцию звука.