Ассистентская практика проводится в 3 семестре на 2 курсе очной формы обучения.
Ассистентская практика
Ассистентская практика проводится в 3 семестре на 2 курсе очной формы обучения.
За время педагогической практики аспирантом очного обучения должно быть проведено не менее 10 часов практических занятий (ассистентская практика) по дисциплинам в соответствии с определенным профилем.
В ходе практической деятельности по ведению учебных занятий у аспирантов должны быть сформированы основные профессиональные компетенции преподавателя высшей школы, а также приобретены умения: постановки учебных целей и задач; выбора типа, вида занятий; использования различных форм организации учебной деятельности студентов; изложения предметного материала во взаимодействии с учебным планом студентов; контроля и оценки эффективности учебной деятельности; использования в учебном процессе знаний фундаментальных основ, новейших достижений и тенденций развития научной отрасли, использования инновационных образовательных технологий, в том числе информационных.
Краткое содержание практики
Модуль 1. Разработка индивидуальной программы прохождения педагогической практики аспиранта. В ходе первичной консультации научного руководителя, в которой он представляет основные требования, нормативные положения и формы отчетности по результатам практики, аспирант уясняет цель и задачи педагогической практики, намечает основные виды работ. В ходе последующих консультаций научный руководитель знакомит аспиранта с планируемыми к изучению темами занятий, определяет даты проведения занятий аспирантом и дает краткую характеристику особенностей студенческого коллектива, в котором аспиранту предстоит прохождение практики. Планируя прохождение педагогической практики, аспирант приобретает навыки планирования учебного процесса, приобщается к самоорганизации своей деятельности в вузе.
Модуль 2. Посещение семинарских и практических занятий преподавателей кафедры. Изучение опыта преподавания ведущих преподавателей кафедры в ходе посещения учебных семинарских и практических занятий по дисциплинам, реализуемым на кафедре. Знакомство с особенностями учебной группы. В ходе посещения занятий преподавателей аспиранты должны познакомиться с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, особенностями профессиональной риторики, с различными способами и приемами оценки учебной деятельности в высшей школе, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель».
Модуль 3. Подготовка и проведение практических занятий. Подготовка и проведение практических занятий по теме, определенной руководителем кандидатской диссертации и соответствующей направлению научных интересов аспиранта. Подбор и изучение методической и учебной литературы. Изучение источников по теме. Разработка содержания учебных семинарских, практических занятий по предмету; проведение семинарских, практических занятий и их самоанализ. В ходе практической деятельности по ведению учебных занятий у аспиранта должны быть сформированы умения постановки учебно-воспитательных целей, выбора типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности студентов; диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности. Посещение практических занятий, которые проводятся другими аспирантами, их анализ.
Модуль 4. Ознакомление с организацией учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Общее ознакомление с организацией учебно-воспитательного процесса в высшей школе на примере кафедры, по которой работает аспирантура. Участие в оценке качества различных видов работ у студентов: в проверке курсовых работ и отчетов по практикам студентов. Участие аспирантов в профориентационной работе со школьниками.