Структура педагогических наук. Связь педагогики с другими науками

Введение в психолого-педагогическую деятельность.

1. Профессиональная компетентность педагога: сущность, структура и содержание.

2. Философские основания педагогики.

3. Образование как социальный феномен. Факторы социализации и формирование личности.

4. Современные модели организации образования. Авторские школы.

5. Обучение как способ организации педагогического процесса. Структура процесса обучения.

6. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

1. Профессиональная компетентность педагога: сущность, структура и содержание.

Понятие компетентность. Сущность профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность как совокупность теоретической и практической готовности к решению профессионально-педагогических задач. Педагогические умения. Содержание теоретической готовности: познавательные, конструктивные умения, их составляющие. Содержание практической готовности: организационные, коммуникативные, информационные умения, их составляющие. Модель профессиональной компетентности педагога.

Философские основания педагогики.

Философские учения, выступающие в качестве методологии педагогики: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм. Представители данных направлений. Основное понятие и идеи экзистенциализма. Неотомизм: роль религии в воспитании подрастающих поколений. Идеи позитивизма, неопозитивизма. Главные понятия прагматизма, опыт ребенка как основа учебного процесса. Основные положения диалектического материализма, законы диалектики.

Образование как социальный феномен. Факторы социализации и формирование личности.

Понятия "образование", "образование как социальное явление". Взаимосвязь развития общества и образования. Формы образования, движущие силы развития образования. Понятие "социализация личности". Группы факторов социализации: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы. Средства социализации. Факторы формирования личности.

Современные модели организации образования. Авторские школы.

Модель образования как государственно-ведомственной организации. Модель развивающего образования. Традиционная модель образования. Рационалистическая модель. Феноменологическая модель. Неинституциональная (дистанционная) модель образования. Авторские школы как эксперименты учебно-воспитательного учреждения, деятельность которых основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом. Примеры авторских школ.

Обучение как способ организации педагогического процесса. Структура процесса обучения.

Понятие о процессе обучения и его двусторонний характер. Обучение как пед. система целостного педагогического процесса. Взаимосвязь обучения, воспитания, развития и образования. Структура процесса обучения: цель, содержание, средства, методы организации, принципы, достигаемые результаты. Познавательная деятельность. обучение как взаимодействие учителя и учащихся, субъект-субъектный характер их отношений. Вербально-деятельностный подход в обучении.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

Сущность содержания образования и его исторический характер, теории формального и материального формирования содержания образования, научно – теоретические основы содержания образования, проблема структурирования содержания образования. Принципы формирования содержания образования источники и факторы формирования содержания образования. Содержательная характеристика основных компонентов базовой культуры личности: когнитивный опыт личности, опыт осуществления способов деятельности (практический опыт), опыт творческой деятельности, опыт отношений. Мировоззрение личности, как синтетический результат освоения содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования в школе.

.

Общие основы педагогики.

1.Структура педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

2.Инновационные образовательные процессы.

3.Личностно-ориентированное обучение: цели, сущность, содержание.

4.Формы организации обучения: история и современность.

5.Современные дидактические концепции.

6.Воспитательная система современной школы. Авторские воспитательные системы.

Структура педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

Понятие "педагогика". Связь педагогики с философией, психологией, биологией, медициной, экономическими науками, социологией, политологией. Формы связей педагогики с другими науками. Структура педагогической науки.

Наши рекомендации