А) Методы педагогических исследований, их хар-ка

ПЕДАГОГИКА

ВОПРОС 1

А) Предмет и задачи пед-ки.

Педагогика – искусство вести ребёнка по жизни, воспитывать, учить, направлять.

Педаго́гика — наука о воспитании, обучении и образовании человека.

Слово «педагогика» происходит от греческого, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии.

Предмет пед-ки – воспитание и воспитательные отношения, позволяющие обучать и развивать человека.

Объект пед-ки – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

В авторитарной пед-ке ребёнок рассматривается как объект воспитания.

В гуманистической – как субъект, стремящийся к саморазвитию.

Задачи пед-ки:

1) Исследование закономерностей в области образования, воспитания.

2) Изучает, обобщает практику, разрабатывает новые формы, методы, системы воспитания, прогнозирует образование на будущее

Б) Связь пед-ки с другими науками.

1) С психологией – потому что очень важно знать хар-р ребёнка, его память, мышление, темперамент, важно учитывать его возрастные особенности

2) С физиологией – так как для управления физическим и психическим развитием ребёнка важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей

3) Социология – так как данные соц. исследований явл. базой для решения пед. проблем.

4) Философия Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского.

5) История

6) Этнография – наука о бытовых и культурных особенностях народов, использование национальных традиций в воспитании.

7) Экономика

8) Кибернетика – использование данных.

В) Структура педагогики

Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

1) общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

2) возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, — изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

3) коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

4) частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

5)история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;

6) отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

7)Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я».Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость.

8)Креативная педагогика — наука и искусство творческого обучения. Креативная педагогика учит обучаемых учиться творчески, становиться созидателями самих себя и созидателями своего будущего.

ВОПРОС 2

А) Методы педагогических исследований, их хар-ка.

Методы – пути и способы познания объективной реальности

I ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ: наблюдении, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы

1) Наблюдение – целенаправленное и систематическое восприятие исследуемого объекта, его действий и поведения, особенностей протекания тех или иных процессов, и их изменения.

Минус наблюдения в том, что не обеспечивает объективности.

Для повышения эффективности наблюдение д б длительным, разносторонним, объективным, массовым.

2) Изучение опыта – организованная познавательная деят-ть, направленная на установление исторических связей.

Анализ опыта д б глубоким и разносторонним.

3) Изучение школьной документации – изучение классного журнала, конспектов, школьных дневников, рез-ов собраний.

Изучение документации даёт ценные статистические данные.

4) Изучение ученического творчества – изучение индивид особенностей учеников, наклонностей и интересов, отношение к делу, уровень развития старательности, мотивы деятельности.

5)Беседа – позволяет проникнуть во внутренний мир человека, выявить причины того или иного поступка

Для повышение эффективности и надёжности беседы – заранее продумываются цели, вопросы для беседы. Д б зафиксированы рез-ты беседы

II СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕД-ИЯ:

1) Эксперимент – специальная организация педагогической деят-ти учащихся или учителей с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических гипотез или предложений.

2) Интервью – цель – узнать и оценить точку зрения опрашиваемого по его ответом на какой-либо вопрос (или ряд вопросов)

Интервью обычно предполагает публичное обсуждение. Редко используется в пед. раб.

3)Анкетирование – разновидность опроса, на основе письменных ответов учащихся делается анализ.

4) Тестирование – метод, позволяющий выявить ЗУН, а так же их соответствие определённым нормам

-тесты достижений – выявления уровня сформированности конкретных ЗУН

-личностные тесты – выявлении св-в личности

-тесты способностей – выявление уровня познават процессов.

Наши рекомендации