Тема 9: Семейная педагогика и семейное воспитание
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью. Брак – санкционируемая и регулируемая обществом исторически обусловленная форма отношений между супругами, которая порождает взаимные обязательства и ответственность по отношению к детям.
В основе создания семьи находятся физиологические потребности человека, которые носят название инстинкта размножения. Вместе с тем, семья является социальным образованием, которое в каждом конкретно-историческом типе общества имеет свою специфику.
Основные функции семьи:
1. Генеративная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Общество заинтересовано в том, чтобы дети рождались на свет в условиях семьи, поскольку полноценное воспитание личности возможно только в условиях семейного воспитания.
2. Экономическая или хозяйственно-бытовая функция.Исторически семья всегда была основной хозяйственной структурной единицей общества. Хозяйственно-бытовые проблемы способствуют своеобразному сплочению членов семьи, создают условия для решения целого ряда задач в трудовом, умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.
3. Функция первичной социализации. Семья является важнейшим фактором социализации человека. Это первый социум, в который «погружается» человек. Человеческий ребенок несет в себе так называемые задатки сапиентности (комплекс признаков «человека разумного»). Одновременно с этим ребенок должен быть введен в общество, чтобы органы и системы его организма развивались по «человеческой программе». В противном случае его человеческие задатки не развернутся, предпосылки способностей угаснут.
Дети, которые с рождения лишены условий семейного воспитания и помещены в медицинские и детские учреждения, часто приобретают так называемый «синдром госпитализма». Такие дети, вследствие недостатка коммуникативно-эмоциональных связей, обречены на отставание в физическом и интеллектуальном развитии, которое не всегда удается устранить даже в процессе квалифицированной медико-педагогической коррекции.
Выделяют пять функций семьи в процессе социализации личности:
Во-первых, семья определяет физическое и эмоциональное развитие человека. В младенческом возрасте и в раннем детстве семья обеспечивает процесс адаптации организма ребенка к окружающим условиям. Чем качественнее уход за ребенком и чем больше внимания уделяется его физическому воспитанию в условиях семьи, тем лучше показатели физического развития и состояния здоровья человека на последующих возрастных этапах его жизни. Эмоциональные контакты ребенка с членами семьи (положительный эмоциональный фон процесса развития) являются условием успешного психического развития личности.
Во-вторых, семья оказывает решающее влияние на формирование половой типизации личности. Под половой типизацией понимается формирование психологического пола человека, в процессе которого усваиваются атрибуты определенного пола, содержащие личностные характеристики, особенности эмоциональных реакций, поведенческие установки, связанные с мужественностью или женственностью. Решающая роль в процессе формирования половой типизации принадлежит отцу. Доказано, что мать, как правило, одинаково относится к детям обоего пола, в то время как отец к сыну и дочери относится дифференцированно, поощряя женственность у дочери и мужественность у сына. В связи с этим, полное отсутствие в семье отца или лишь его формальное наличие приводит к нарушению процесса половой типизации у человека.
В-третьих, семье принадлежит ведущая роль в умственном развитии ребенка. Дошкольное детство является важным сензитивным периодом в плане формирования у ребенка познавательных интересов как мотива учебной деятельности. Как следствие этого, вся последующая учебная деятельность ребенка на разных возрастных этапах мотивируется именно познавательными интересами, то есть ребенок учится не потому что «надо», а потому что «интересно». Этот мотив качественно меняет весь процесс обучения и обеспечивает высокие результаты учебной деятельности. Кроме этого, образовательный уровень членов семьи вцелом влияет на интеллектуальное развитие ребенка, создавая определенный фон для процесса умственного развития.
В-четвертых, семья имеет важное значение в плане овладения человеком социальными нормами. Ребенок не рождается с понятиями «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя». Эта система социальных условностей наполняется конкретным содержанием в сознании ребенка именно в условиях семьи как первого социума человека.
В-пятых, в семье формируется система ценностных ориентаций человека, в которой выстраиваются определенные иерархические отношения. В условиях семьи система ценностных ориентаций закрепляется и в дальнейшем она мотивирует и определяет поступки и поведение человека в целом.
4. Гедонистическая функция или функция здорового секса. Данная функция семьи связана с наличием у человека общебиологической половой потребности (первый уровень потребностей в пирамиде А.Маслоу), удовлетворение которой также важно и необходимо как удовлетворение потребности в еде, жилище и так далее. Удовлетворение половой потребности в условиях семьи создает условия для поддержания физического и психического здоровья людей.
5. Рекреационная или психотерапевтическая функция семьи. Данная функция предполагает, что семья должна быть сферой «абсолютного приятия» человека вне зависимости от его жизненных успехов, установок, финансового положения и так далее. В норме семья должна давать человеку любого возраста чувство абсолютной защищенности. Австрийский педагог Герман Гмайнер доказал, что ребенок, не получивший чувство защищенности в семье, становится проблемным человеком, у него развиваются качества, которые делают трудным, а иногда и совсем невозможным процесс успешной социализации.
В разных странах существуют разнообразные типы семьи, иногда достаточно экзотические, сохраняющие формы отношений, восходящих к глубокой древности. Сфера семейно-брачных отношений и традиций достаточно консервативна и в большинстве стран сохраняется сравнительно небольшое количество схожих моделей семьи.
Наиболее распространенным типом семьи является нуклеарная семья (от лат. nucleus – ядро). Нуклеарной называется семья, состоящая из одной пары родителей с детьми или без детей.
Неполная семья, состоящая из одного родителя и детей. Неполной семья может стать в результате развода, смерти одного из родителей, либо при рождении ребенка у одинокой матери.
Многопоколенная семья включает представителей, как правило, трех поколений: пара родоначальников (или одного из них), детей и внуков.
Комбинированная семья представляет собой сочетание многопоколенной и неполной семей (например, бабушка, дочка, внучка).
Главным условием успешного семейного воспитания является ответственное родительство, под которым понимается комплекс социальных, психологических, педагогических, медицинских и прочих условий, позволяющих семье воспитывать физически и психически полноценных людей.
Задачи семейного воспитания:
1. Поддержка природно-естественных сил, сохранение и укрепление здоровья ребенка;
2. Помощь в самореализации природно-энергетического потенциала, задатков, склонностей ребенка (развитие воли, способностей, стремления к творческой деятельности);
3. Помощь в комфортной социализации ребенка (забота о его социальном статусе, образовании, нравственности, соблюдении гражданских прав и обязанностей);
4. Формирование опыта эмоционально-нравственных отношений (развитие добросердечности, отзывчивости, ответственности);
5. Трудовое воспитание, помощь в выборе профессии (развитие трудолюбия, способов самостоятельного ответственного труда, поддержка в профессиональном выборе);
6. Помощь в общекультурном и информационном развитии, обеспечение общей жизненной грамотности, социальной компетентности ребенка (развитие интеллекта, способов самоорганизации поведения);
7. Половое воспитание, подготовка детей к семейной жизни.
Стиль семейного общения с детьми представляет собой устойчиво проявляющиеся способы родительского поведения, закрепленные позиции, ценности образа жизни.
Выделяют пять стилей семейного общения.
1. Гиперопека или сверхзабота
Возникает: - при наличии в семье единственного долгожданного ребенка;
- в неполных семьях (при наличии единственного ответственного родителя);
- при конфликтных отношениях между супругами как способ компенсации (когда родители чувство вины перед ребенком компенсируют сверхзаботой о нем).
Проявляется: - в сверхзаботливом отношении к ребенку, заласканности (независимо от возраста);
- в постоянном контроле во всех сферах жизнедеятельности ребенка;
- в мелочной регламентации поведения ребенка;
- в навязчивых ограничениях социальных контактов;
- в постоянной помощи и опеке, уходе за ребенком «как за маленьким» независимо от возраста;
- в страхе за самостоятельные действия даже выросшего ребенка.
Приводит: - к формированию созависимого поведения (поведение ребенка независимо от возраста полностью определяется решениями родителей);
- к формированию синдрома «избалованного ребенка»;
- к отсутствию воли, неспособности принимать собственные решения, преодолевать жизненные трудности, проявлять заботу о других.
2. Гипопротекция или стиль холодного общения
Возникает: - по отношению к нежеланно рожденному ребенку;
- у родителей, ориентированных на решение только своих проблем (личной жизни, карьеры).
Проявляется: - в недостатке внимания и заботы о ребенке;
- в холодности по отношению к ребенку;
- в отсутствии веры в успехи и способности ребенка;
- в нежелании уделять ребенку время.
Приводит: - к формированию комплексов неполноценности;
- к эмоциональной беззащитности;
- к формированию низкого уровня интеллектуального и физического развития;
- к низким показателям достижений ребенка в различных сферах жизнедеятельности;
- к формированию одиночества как образа жизни;
- к социальной заброшенности.
3. Запрет-репрессивный стиль или стиль авторитарной борьбы
Возникает: - при наличии в семье ярко выраженного лидера (в лице отца или матери).
Проявляется: - в дефиците ежедневных внутрисемейных контактов, когда общение с ребенком сводится только к приказам и распоряжениям;
- в пессимистическом взгляде на самостоятельные силы и возможности ребенка;
- в постоянном ограничении относительно принятия ребенком собственных решений;
- в требовании подчинения, выполнения жестких родительских предписаний, нарушение которых наказывается;
- в систематическом применении физических наказаний.
Приводит: - в рамках данного стиля возможно формирование двух типов личностей:
1) если в семье растет ребенок со слабым типом нервной системы, то формируется слабая, «забитая» личность с низким уровнем притязаний во всех сферах человеческой жизни;
2) если в семье растет ребенок с сильным типом нервной системы, то у него наблюдается формирование компенсаторного стремления к лидерству с воспроизведением особенностей поведения родителя-лидера. Такое поведение вначале реализуется ребенком в среде более слабых младших, сверстников, а в последствии воспроизводится в собственно созданной семье.
4. Стиль сотрудничества
Возникает: - при наличии у родителей установки на восприятие ребенка как полноценной личности, равноправного члена семьи.
Проявляется: - в уважении к личности ребенка;
- в построении общения с ребенком по принципу диалога, то есть в исключении приказов и распоряжений по отношению к ребенку и признании его прав на собственное мнение, на участие в обсуждении семейных дел и принятие решений (на доступном для ребенка уровне с учетом его возрастных особенностей);
- в построении партнерских отношений в семье, в отсутствии внешнего принуждения по отношению к ребенку;
- в оказании постоянной взаимопомощи, в побуждении ребенка к самостоятельному поиску решений в сложных ситуациях.
Приводит: - к формированию взаимоответственных дружеских отношений родителей и ребенка (на всех возрастных этапах становления его личности).
Стиль конструктивного сотворчества:
- возникает при наличии у родителей установки содействовать свободному развитию природной уникальности ребенка и представляет собой оптимальную форму поддержки одаренности и творческой индивидуальности ребенка в семье;
- проявляется в признании права ребенка на творческую самореализацию в окружающем мире; в поддержке творческого воображения, нестандартности мышления, самостоятельности суждений и инициативы ребенка; во взглядах на взрослого человека как на помощника в процессе самореализации ребенка в окружающем мире;
- приводит к формированию одаренных творческих личностей.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные функции семьи и раскройте их содержание.
2. Назовите основные типы семьи и дайте их характеристику.
3. Раскройте содержание основных задач семейного воспитания.
4. Дайте сравнительную характеристику стилей семейного общения и покажите особенности их влияния на формирование личности ребенка.
Литература
1. Безрукова, В.С. Педагогика / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 344 с.
2. Маслова, Н.Ф. Рабочая книга социального педагога: пособие для самообразования / Н.Ф. Маслова. Ч.1. - Орел: Книга, 1995. – 150 с.
3. Радугин, А.А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999. – 256 с.
4. Фалькович, Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Л.А. Обухова. – М.: 5 за знание, 2005. – 240 с.