Формы организации физического воспитания
Успешность решения всего разнообразия задач физического воспитания школьников требует объединения усилий педагогического коллектива школы, работников внешкольных учреждений и родителей. Лишь в этом случае школьники попадают под воздействие системы всех форм организации физического воспитания, обеспечивающих во взаимодействии наибольший педагогический эффект.
Каждое звено этой системы имеет одну целевую направленность, но характеризуется только ему присущими задачами и ор-
ганнзационными основами. Звеньями системы организации физического воспитания детей в школе являются:
— классно-урочная система занятий, проводимых в виде уро
ков физической культуры 2 раза в неделю в каждом классе;
— физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учеб
ного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и
физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене);
— ежедневные занятия физическими упражнениями в группах
продленного дня;
— внеклассная работа, включающая занятия в кружках физи
ческой культуры (I—IV классы), группах ОФП и ГТО, секциях
по видам спорта, спортивные соревнования, массовые игры, ту
ристские походы и слеты.
Эта система дополняется формами организации физического воспитания во внешкольных учреждениях:
— систематические учебно-тренировочные занятия и спортив
ные соревнования, проводимые в секциях детско-юношеских спор
тивных школ (ДЮСШ), Дворцов и Домов пионеров, доброволь
ных фпзкулътурно-спортивных обществ (ДФСО), по месту жи
тельства, различного типа летних лагерей отдыха;
—■ массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, ежедневные купания, игры на местности, туристские походы и т. п.), предусмотренные распорядком жизни летних и зимних лагерей отдыха детей;
— массовые игры, конкурсы, спортивные развлечения, экскур
сии и походы, организуемые детскими секторами парков культу
ры и отдыха, на спортивных и туристских базах.
Формами организации физического воспитания детей в семье могут быть:
— физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
(утренняя гимнастика, физкультминутки, процедуры закалива
ния);
— самостоятельные занятая физическими упражнениями по
типу спортивной тренировки, выполнение домашних заданий по
физическому воспитанию;
— самодеятельные игры, прогулки, походы, спортивные раз
влечения, в том числе с участием взрослых, в выходные и кани
кулярные дни;
— участие семей в соревнованиях, проводимых по месту жи
тельства.
По признаку обязательности все эти формы подразделяются на обязательные и добровольные. К первым относятся лишь уроки физической культуры (классно-урочная система занятий).
По признаку организации обучения и воспитания перечисленные формы могут быть или урочными или неурочными.
Основными признаками урочных форм организации занятий, примером которых служат школьный урок физической культуры и учебно-тренировочные занятия в секциях, являются; наличие квалифицированного педагогического руководства; определяемое
учебной программой содержание урока с установкой на решение системы преемственных педагогических задач; обоснованная структура и четко ограниченные временные рамки; обязательная оценка результатов деятельности; систематичность проведения занятий по стабильному расписанию; относительно стабильный и однородный по возрасту и подготовленностЕ1 состав занимающихся. Наличие перечисленных признаков делает урок наиболее экономной и эффективной формой организации систематических занятии (см. «Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса»).
Неурочные формы организации занятий не обладают всеми признаками урока. Например, при наличии педагогического руководства проведение туристских походов имеет эпизодический характер, проведение соревнования не имеет строгого ограничения во времени, состав занимающихся непостоянен и т. п. (см. «Внеклассная работа по физическому воспитанию»).
Из всей совокупности представленных форм следует выделить в качестве основной классно-урочную систему занятий по предмету «Физическая культура». Ее ведущее положение в системе организации физического воспитания детей обусловлено следующим: обязательностью уроков для каждого ученика, обеспечивающей наибольшую массовость занятий физическими упражнениями; возможностью решения всего комплекса задач физического воспитания в органическом единстве; обеспечением планомерности, целенаправленности и разносторонности педагогических воздействий на организм и личность учащихся; оптимальным соответствием осуществляемого учителем физического воспитания его закономерностям; полнотой и научной обоснованностью содержания учебного материала, усвоение которого способно обеспечить требуемый уровень здоровья, физического развития и образования.
Другие формы организации физического воспитания дополняют основную разнообразием средств и методов, увеличивая тем самым объем двигательной активности и создавая предпосылки воспитания (см. Приложение 5).
ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Эффективность решения задач физического воспитания школьников в значительной мере обусловлена комплексностью и системностью его содержания, которые выражаются в степени интеграции используемых задач, средств и методов, четкости выделения функций и определения места форм организации физического воспитания с учетом взаимовлияния этих форм, заложенных в каждой из них потенциальных образовательных, оздоровительных и воспитательных возможностей.
Одним из важных условий реализации сказанного является разработка соответствующих программ физического воспитания
школьников — нормативных документов, регламентирующих круг задач, раскрывающих и организующих содержание физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, определяющих систему требований к методам и организации учебно-воспитательной работы, прогнозирующих конечные результаты обучения и воспитания конкретных возрастных контиигентов занимающихся.
Комплексная программа
Задачи и содержание физического воспитания школьников, осуществляемого в рамках уроков физической культуры, внеклассной работы и физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, требования к его организации определяются «Комплексной программой физического воспитания учащихся I — XI классов общеобразовательной школы». В основу ее построения положена идея комплексного подхода к решению задач физического воспитания школьников за счет использования в единой системе всех форм организации физического воспитания, практикуемых в советской общеобразовательной школе, и на этой основе установления единого гигиенически обоснованного физкультурно-оздоровительного режима учащихся, обеспечения возможно большей разносторонности педагогических воздействий на формирование их личности, физическое совершенствование и укрепление здоровья.
Непосредственно изложению содержания Комплексной программы предшествует объяснительная записка, с изучения которой должен начать ознакомление с программой учитель. В ней сформулированы цель и задачи физического воспитания школьников; характеризуется структура программы; приводятся общие рекомендации, касающиеся распределения учебного времени между разделами программы, планирования и организации учебно-воспитательного процесса, техники безопасности и санитарно-гигиенических условий проведения занятий, оценки успеваемости учащихся, проведения массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований, обеспечения взаимосвязи физического воспитания с другими сторонами коммунистического воспитания.
Комплексная программа состоит из пяти отдельно оформленных частей, взаимосвязанных по направленности представленного в них содержания, взаимодополняемости средств н методов, общности организационного подхода к их реализации. Например, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, занятий в кружках физической культуры, группах ОФП и ГТО предполагает использование упражнений и лодвиж-ных игр, разученных на уроках физической культуры; обеспечение разносторонней общей физической подготовленности учащихся на уроках может быть использовано в качестве базовой основы для применения средств н методов спортивной подготовки при занятиях в спортивных секциях и т. п.
Первая часть программы, именуемая «Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня», включает в себя общие рекомендации по определению дифференцированного содержания соответствующих мероприятий для трех возрастных групп учащихся I—IV, V—VIII, IX—XI классов; «Гимнастика до учебных занятий» и «Физические упражнения на удлиненных переменах» предлагаются для каждой из возрастных групп, «Физкультурные минуты» и «Занятия в группах продленного дня»—лишь для двух первых. Вторая часть «Уроки физической культуры» представлена учебной программой по предмету «Физическая культура», в которой предлагается типовой учебный материал теоретического и практического характера, дифференцированный в соответствии с возрастными особенностями учащихся каждого из классов 11-летней школы, а также учебные нормативы по его усвоению (подробно о данной части Комплексной программы сказано ниже). Третья часть «Профессионально-прикладная физическая подготовка» (ПФП) предлагает дополнительно к учебной программе по предмету и программам для школьных секций комплекс средств, способствующих углубленному совершенствованию профессионально значимых двигательных умений и навыков, физических и психических качеств, повышению устойчивости организма к условиям будущей трудовой деятельности в массовых профессиях, которые могут быть выбраны учащимися IX—XI классов на основе профориентации. Структура и содержание данной части программы отличается своеобразием: после наименования конкретной группы однородных профессий (станочники, сборщики радио- и часовой аппаратуры, водители различного вида транспорта, работники строительных специальностей, конвейерного производства, горнорудной промышленности, сельского хозяйства и др.) характеризуются предъявляемые к ним психофизиологические требования, а ниже в соответствии с этими требованиями перечисляются рекомендуемые средства ПФП. Четвертая часть «Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом» определяет содержание занятий в школьных кружках физической культуры (I—IV классы), группах ОФП и ГТО, секциях по наиболее популярным видам спорта, нашедшим отражение в учебной программе по предмету и комплексе ГТО и входящим в содержание массовых соревнованпй школьников по отдельным видам упражнений и многоборьям ГТО, на призы клубов ЦК ВЛКСМ («Кожаный мяч», «Золотая шайба» и др.). «Веселые старты», «Старты надежд» и др., снарядовой и ритмической гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм, конькобежному и лыжному спорту, плаванию (I—IV классы), борьбе (IX—XI классы). Содержание занятий дифференцированно в соответствии с возрастными возможностями учащихся I—IV, V—VI, VII—VIII, IX—XI классов и отвечает требованиям преемственности с содержанием учебной программы по предмету. В программах для спортивных секций выделен единый для всех раздел ОФП п разделы специальной подготовки для каждого вида спорта. Пятая часть
«Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия» включает общие рекомендации по определению содержания ежемесячных дней здоровья и спорта для учащихся I, II—VII, VIII—XI классов, внутри школьных соревнований, туристских походов и слегав, проводимых в соответствии с общешкольным и районным (городским) календарем соответствующих меро-приятии.
В конце Комплексной программы даны две таблицы. В таблице 1 представлен примерный объем двигательной активности учащихся каждого из классов П -летней школы, выраженный в длительности использования отдельных форм физического воспитания школьников. Ежедневный объем определяется суммированием времени физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, занятий в группе продленного дня и самостоятельных занятий дома; еженедельный—суммой времени перечисленных форм занятий во все дни недели, уроков физической культуры и занятий в спортивных секциях, кружках, группах; месячный и годовой—суммой времени всей совокупности занятий, дней здоровья и соревнований, в которых могут принять участие школьники конкретного возраста соответственно в течение месяца и учебного года. В таблице 2 дан перечень видов физических упражнений, рекомендуемых для развития различных физических качеств учащимся конкретных классов.
Действующая программа тесно связана с комплексом ГТО. Эта связь проявляется, во-первых, в единой целевой направленности программы и Комплекса на решение задач всестороннего и гармоничного развития школьников, широкого внедрения физической культуры в режим их труда и быта как основы формирования здорового образа жизни, полноценной подготовки подрастающего поколения к активной трудовой и оборонной деятельности; во-вторых, в общности содержания тематики, предстпвленной в разделе «Основы знаний» школьной программы по предмету «Физическая культура» и разделе «Знания» комплекса ГТО; в-третьих, в идентичности конкретных видов физических упражнений, входящих в содержание учебных программ разных классов и соответствующих возрастных ступеней комплекса ГТО; в-четвертых, в уровне нормативных требовании: большинство нормативов учебных программ четных классов на оценку «5» совпадает с нормами соответствующих ступеней комплекса ГТО на оценку «сдано»: в-пятых, в дифференцированных требованиях к двигательному режиму школьников разного возраста, представленных в таблице 1 Комплексной программы и соответствующем разделе каждой из школьных ступеней комплекса ГТО.
Программа по предмету «Физическая культура»
Программа представляет собой государственный документ, определяющий систему нормативных требований к содержанию и
организации физического воспитания на уроках физической культуры, к уровню физического образования и физической подготовленности учеников. Качественная реализация этих требований создает фундамент здоровья, общего физического образования, всестороннего и гармоничного физического развития учащихся.
Программа состоит из отдельно оформленных, но взаимосвязанных по содержанию и нормативным требованиям программ для каждого из классов 11-летней школы, составленных с учетом возрастных особенностей соответствующих контингентов учащихся. В программе каждого класса изложен учебный материал для уроков физической культуры, оформленный в виде конкретных тем теоретического и практического характера, например, «Значение физических упражнений для здоровья" человека» (I класс), «Лазанье по канату в три приема» (IV класс).
Теоретический материал представлен в каждой программе разделом «Основы знаний». Входящие в него темы содержат общие теоретические положения, касающиеся сущности физической культуры как социального явления, оздоровительных и развивающих влияний физических упражнений, требований к методике безопасности занятий. Ознакомление школьников с этими положениями обеспечивает идеологическую направленность учебно-воспитательного процесса, способствует формированию интереса и сознательного отношения к физическому самосовершенствованию.
В содержании теоретического материала, представленного в программах всех классов и составляющего в совокупности целостный курс 11-летнего обучения школьников, можно условно выделить относительно самостоятельные его подгруппы, различающиеся по тематической направленности: I) темы, характеризующие социальную сущность физической культуры (например, «Физическая культура в социалистическом обществе»—XI класс и т. п.) и некоторые элементы советской системы физического воспитания (например, «Комплекс ГТО»—II и IV классы); 2) темы медико-биологического характера (например, «Правила приема водных процедур, воздушных и солнечных ванн»— П класс); 3) темы, раскрывающие основы организации и методики занятий (например, «Правила выполнения домашних заданий, гимнастики до занятий, физкультурных минут»—V класс); 4) темы по правилам безопасности занятий (например, «Самостраховка»—VII класс). Подобная систематизация облегчает установление логических смысловых связей в содержании различных тем и преемственности в обучении от класса к классу, отбор учебного материала для решения конкретных педагогических задач, создание представления о полноценности системы знаний.
Требованиями, изложенными в объяснительной записке, предусматривается также вооружение школьников знаниями, способствующими наибольшей эффективности собственной учебно-познавательной и двигательной деятельности (для совершенствования своих физических качеств, овладения техникой физических упраж-
нений, основами тактики соревнований, основами методики судейства). Однако подобный учебный материал отсутствует в тексте программы. Он определяется самим учителем с учетом дидактических задач и познавательных возможностей соответствующих возрастных контингентов школьников. (Дополнительно см. гл. IV.) Практический материал представлен в программе каждого класса несколькими разделами, изложенными под общей рубрикой «Навыки, умения, развитие двигательных качеств», с выделением наименования каждого по признаку принадлежности входящих в него-физических упражнений к конкретному виду спорта.
В качестве обязательных разделов, между которыми распределяется 68 ч учебного времени годичного цикла, в программах I, II и III классов выделяется три: «Гимнастика»—28 ч, «Подвижные игры»—24 ч, «Лыжная подготовка»—16 ч. С IV класса добавляется раздел «Легкая атлетика» в объеме 10 ч за счет сокращения времени, отводимого ранее на раздел «Подвижные игры». С V класса вводится раздел «Спортивные игры» при сохранении (по VII класс) в качестве дополнительного к нему раздела «Подвижные игры». В связи с этим происходит перераспределение часов учебного времени между обязательными разделами программы, которое сохраняется вплоть до XI класса; «Гимнастика»— 16 ч, «Легкая атлетика»—20 ч, «Спортивные игры»—16 ч, «Лыжная подготовка»— 16 ч.
Кроме перечисленных, в программу включены разделы «Кроссовая подготовка» (со II класса) и «Конькобежная подготовка» (с V класса), заменяющие раздел «Лыжная подготовка» в случае невозможности проведения занятий на лыжах из-за погодных или климатических условий.
В качестве дополнительных к основному содержанию в программу введены разделы «Плавание» (IV класс — 26 ч, V — XI классы — по 14 ч) и «Борьба» (X—ХГ классы — по 10 ч), рекомендуемые для школ, имеющих соответствующие условия (плавательный бассейн, борцовское оборудование, компетентных специалистов). Объем времени, отводимый на реализацию этих разделов, выделяется в равной мере из других разделов программы. Раздел «Развитие двигательных качеств» дается после изложения содержания всех разделов программы. В нем перечисляются качества, на совершенствование которых должен воздействовать учитель через систему уроков физической культуры.
В конце программы каждого класса приводится таблица «Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств». В ней представлены контрольные упражнения, по результатам выполнения которых можно судить о степени сформированностн навыков и уровне развития у учащихся отдельных двигательных качеств: быстроты — по результату в беге на 60 м; силы мышц рук —по количеству подтягиваний и т. п. Нормативы представлены в трех-
мерной градации — на оценку «5»» «4», «3». Проверочные испытания проводятся по прохождении конкретного раздела программы, окончании четвертей или в конце учебного года.
После изложения содержания программы младших (I—IV), средних (V—IX) и старших (X—XI) классов приводятся «Требования к учащимся, оканчивающим начальную (неполную среднюю, среднюю) школу». Они представляют собой обобщенно сформулированные поэтапные цели физического образования и развития школьников соответствующих возрастных грулл, реализуемые в рамках классно-урочной системы занятий по предмету «Физическая культура».