Характеристика выпускной работы

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Квалификационная и дипломная работы – выпускные самостоятельные ра­боты учебно-исследовательского характера, выполняемые студентами, которые завершают обучение в университете по программе образовательно-квалифика­ционного уровня «бакалавр» и «специалист». Студенты, завершающие обуче­ние на квалификационно-образовательном уровне «бакалавр», выполняют ква­ли­фи­ка­ционную работу. Студенты, завершающие обучение на квалифика­цион­но-образовательном уровне «специалист», – дипломную работу. Выпускная работа – важная форма самостоятельной образовательной деятельности студен­та, в процессе которой формируются знания, умения, навыки ведения студенче­ского научного исследования. Выпускная работа определяет общеобразователь­ную и профессиональную зрелость выпускника, его научную и специальную подготовку, умение диалектически мыслить и творчески использовать получен­ные знания при решении практических задач по педагогике, психологии, мето­дикам дошкольного и начального образования. Написание и защита выпускной работы – необходимое условие проверки готовности студента к будущей педа­гогической деятельности.

В предлагаемом пособии рассматриваются основные требования к напи­са­нию квалификационной и дипломной работ студентами образовательно-квали­фи­ка­ционного уровня «бакалавр», «специалист» по специальностям «Дошколь­ное образование», «Начальное образование».

Тематика выпускных работ определяется ежегодно выпускающей кафед­рой университета с учётом актуальности проблем, профессиональных интере­сов научных руководителей, пожеланий специалистов, рецензировавших рабо­ты в предыдущие годы, рекомендаций Государственной экзаменационной ко­мис­сии, научно-практических интересов студентов. Студент может предложить тему дипломной работы, обосновав её актуальность и практическую значи­мость. Решение о возможности разработки данной темы принимается на заседа­нии выпускающей кафедры.

Формулировка темы выпускной работы с указанием научного руководи­те­ля и рецензента утверждается по предложению выпускающей кафедры Учёным советом университета. Изменение формулировки темы может быть произве­де­но не позднее февраля.

Руководство выпускными работами осуществляется высококвалифици­ро­ван­­ными преподавателями кафедры. Научный руководитель контролирует вы­пол­нение индивидуального плана написания выпускной работы. С ним согла­со­вы­вается структура и содержание студенческого исследования, этапы его вы­пол­нения. Назначение научных руководителей утверждается решением выпус­ка­ющей кафедры.

Защита выпускной работы является формой аттестации бакалавра и специ­алиста в соответствии с требованиями государственных стандартов. Защита вы­пускных работ осуществляется в Государственной экзаменационной комиссии. Оценка выпускной работы определяется качеством её содержания и формой выполнения, а также уровнем публичной защиты. Оценка выставляется в экза­менационную ведомость и приложение к диплому.

Выпускные работы после защиты передаются по акту в библиотеку СГГУ. В библиотеке они в течение пяти лет хранятся в педиальном фонде, записыва­ются в журнал, выдаются только в читальном зале. После окончания срока хра­нения работы списываются по акту. Материалы могут быть рекомендованы к опубликованию в сборнике научных работ студентов и слушателей университе­та, а также в виде докладов на научно-практических конференциях.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ

Выпускная работа – составная часть процесса подготовки бакалавра и спе­циалиста, его завершающий этап. Цель работы – проверить готовность буду­щих педагогов к самостоятельному решению задач, связанных с процессом проектирования процесса обучения, развития и воспитания детей.

В ходе написания выпускной работы у студентов формируется ряд умений, таких, как:

· умение анализировать педагогическое явление или факт;

· умение ставить и решать педагогическую задачу;

· умение разрабатывать, проводить педагогический эксперимент, обраба­тывать и обобщать результаты;

· умение обобщать материал в виде научной работы: квалификационной, дипломной работы, доклада, тезисов, статьи.

По своей направленности возможно несколько типов выпускных работ:

1. Выпускные работы, направленные на проектирование учебно-воспитатель­ного процесса, которые предвидят изучение конкретной деятельности, те­мы, учебной дисциплины, её раздела на определённом возрастном этапе развития ребёнка или в определённого типа учебном заведении. Это может быть разработка методического обеспечения учебного, воспитательного процессов. Темы выпускных работ этого типа формулируются так: «Мето­дика ознакомления с портретом на уроках изобразительного искусства в … классе», «Методика обучения учеников … класса решению математиче­ских задач».

2. Выпускные работы, направленные на изучение механизмов развития де­тей. Темы дипломных работ этого типа могут иметь такие формулировки: «Развитие экспрессивной лексики средствами русских народных сказок», «Становление рисования в период схематизации».

3. Выпускные работы, связанные с изучением и развитием отдельных ка­честв, умений и навыков, процессов выполнения деятельности. Выпускные работы третьего типа могут иметь следующие формулировки: «Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр», «Формирование читательской самостоятельности перво­классников на уроках внеклассного чтения».

4. Возможно историко-теоретическое изучение проблемы в выпускной рабо­те. Такие работы требуют изучения первоисточников, работы с архивными материалами, глубокого анализа и систематизации теоретических материа­лов. Темы выпускных работ этого типа могут звучать так: «Роль Е.А. Фле­риной в становлении методики руководства изобразительной деятельнос­тью дошкольников»; «Становление начального обучения в г. Севастополе XIX–XX вв.».

Выпускная работа студента состоит из текстового материала и наглядно-демонстрационного материала в виде таблиц, программ-презентаций и пр.

Текстовый материал должен включать:

· титульный лист;

· содержание работы;

· введение;

· основную часть (изложение текстового материала);

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения.

Ориентировочный объем квалификационнойработы 50–60, дипломной – 70–75 страниц основного текста (без списка использованных источников и при­ложений), набранного на компьютере.

Наши рекомендации