УРОК —ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
. ; Урок — форма -организации обучения, при которой учебные занятия проводятся:учителем с группой-учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени по установленному расписанию для достижения учебно-воспитательных целей.
Каждый урок посвящается изучению определенного вопро-, са программы и поэтому представляет собой нечто законченное и вместе с тем является продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих.
Современный урок природоведения выполняет следующие функции:
• 1. Обучающая, познавательная функция связана с приобре-. тением учащимися систематизированных знаний.4 умений и^_ыа-выковг по курсу природоведения. Для этого учитель при отборе ' материала выделяет ведущие, главные, и второстепенные понятия, обеспечивает их развитие из урока в урок, повышает качество знаний учащихся.. К основным критериям качества природоведческих знаний относятся их полнота, объективность, осознанность, глубина, прочность, действенность (применяемость), системность.
К обучающей функции урока относится также формирова
ние ~у~младших школьников, системы общеучебных и специаль
ных практических умений и навыков. t. '
ОбщеучеОные умения и навыки -^работа с учебником, тетрадью; схематическая зарисовка на доске и в тетрадях и т. п. Специальные умения и навыки — ведение фенологических наблюдений в природе, наблюдений за сезонной трудовой деятельностью людей; работа с «Дневником наблюдений»; умения ориентироваться на местности, пользоваться простейшими приборами, распознавать части растения, оформлять коллекции, гербарии и т.. д.
2. Воспитательная функция урока заключается в формиро-- вании у младших школьников в процессе изучения и понимания основных законов развития природы и общества атеистического воспитания и диалектико-материалистического мировоззрения. Природоведческий материал должен использоваться учителем для предупреждения возникновения предрассудков, суеверий и преодоления тех из них, которые успели уже появиться в сознании детей.
Содержание природоведческого материала позволяет решать задачи патриотического, экологического, трудового и эстетического воспитания учащихся. На уроках природоведения учитель рассказывает школьникам о деятельности природоохранительных органов по охране и восстановлению природных ресурсов, заботе о здоровье человека: и улучшении условий его
жизни, учит детей правилам поведения в природе, бережному
отношению к ней.
На уроках, обобщая индивидуальные наблюдения школьников за трудом людей, учитель показывает значение его для повышения уровня жизни советского народа, формирует уважение к труду и людям труда, приобщает детей к общественно полезному труду, формирует у них трудовые умения и навыки.
Изучение предметов и явлений природы способствует развитию у детей эстетического вкуса, приучает их видеть и слышать прекрасное, ценить его.
3. Развивающая функция урока включает в себя развитие у младших школьников личностных качеств, связанных с их умственными и познавательными способностями. На уроках природоведения учитель развивает мышление учащихся, тренирует их память, вырабатывает внимание, наблюдательность. С этой целью продумывается специальная система заданий, направленных на решение таких задач, как обучение учащихся умениям описывать объекты природы, выделять главные признаки, второстепенные, сравнивать, обобщать и делать выводы в ходе наблюдения, постановки простейших опытов.
4,' Стимулирующая функция урока предполагает такое обучение, которое вызывает у всех учащихся устойчивую потребность в знаниях, интерес к изучению природы, активизирует познавательную деятельность.
Школьный курс природоведения, его содержание, процесс обучения и материальная база обладают целой системой стимулов, способствующих развитию у. детей интереса к учению. Это новизна изучаемого материала, связь его с ранее усвоенным, опора на жизненные наблюдения, практическая значимость изучаемого материала, использование краеведческого проблемного подхода к обучению, организация познавательной деятельности детей, развитие их самостоятельности, работа с натуральными объектами природы, простейшими приборами, использование в; учебном процессе технических средств обучения и т. п.
- 5. Самообразовательная функция урока связана с обучением школьников приемам и методам самостоятельной работы: с учебником природоведения, «Дневником наблюдений», глобусом, картой, таблицами и рисунками. Осуществляется она на разных этапах урока, а закрепляется в домашней работе.
Требования к уроку условно можно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. Среди них можно выделить специфичные для уроков природоведения.
1. Дидактические:
а) определение системы природоведческих фактов, понятий урока в соответствии с учебной программой по предмету, фор-
мирование умений и навыков с учетом уровня подготовки и психологических особенностей детей данной возрастной группы; б) широкое использование на уроках местного природного материала.
2. Воспитательные:
-а) в процессе изучения курса природоведения научить школьников понимать основные законы природы и общества для формирования у них диалектико-материалистического мировоззрения и атеистических убеждений;
б) обучение природоведению в тесной связи с жизнью, тру
довое воспитание школьников;
в) воспитание в детях бережного отношения к природе и
изучение правил поведения в ней;
г) развитие эстетических чувств младших школьников в ,
процессе познания окружающей среды.
Структура урока — это совокупность его элементов, частей, связанных между собой, обеспечивающих целостность урока. Она зависит от поставленных целей и задач урока, разнообразия изучаемого материала и форм организации познавательной деятельности учащихся.
В практике преподавания природоведения чаще используются следующие структурные элементы урока:
1. Изучение нового материала. Этот элемент урока связан с формированием и развитием у школьников новых природоведческих знаний, умений и навыков. Здесь учитель применяет разнообразные сочетания методов и приемов для реализации поставленных целей обучения и выделяет главные и второстепенные, вспомогательные, понятия урока, определяет время на их изучение.
2. Закрепление изучаемого. Учитель продумывает систему
заданий и разрабатывает тренировочные упражнения, направ
ленные на то, чтобы выяснить, как школьники усвоили изучен
ный материал. На этом этапе урока открываются широкие воз
можности для обучения учащихся работе с учебником приро
доведения, «Дневником наблюдений», работе с картой, глобу
сом, простейшими приборами. Как правило, закрепление ведет
ся по ведущим понятиям урока.
3. Проверка знаний, умений и навыков учащихся предпола
гает контроль за овладением ими природоведческими понятия
ми, за формированием умений и навыков, например, распозна
вания частей растений, мест их произрастания, схематической
зарисовки объектов природы, чтения карты по условным обо
значениям.
Планируя этот элемент урока, учитель точно должен знать:
1) цель проверки;
2) что следует проверять (знание какого материала);
3) как проверять (какими методами, приемами, какие сле
дует подготовить задания).
Как правило, да уроках природоведения проверяется выполнение домашнего задания, а также знание опорных понятий, которые необходимы для формирования новых знаний. Опорными понятиями могут быть понятия данного школьного курса предшествующих тем или знания других предметов (математика, труд,чтение).
Полезно использовать вопросы и задания, связанные с непосредственными наблюдениями учащихся, с практическими работами на местности. Например: «Пользуясь условными знаками, прочитай план местности», «Как определяются на местности направления течения рек?», «Назовите раннецветущие растения вашей местности». И т. д.
4. Домашнее задание — необходимый элемент урока, кото
рый включает в себя как задания по работе с учебником, так
и для повседневных наблюдений за объектами в природе* Учи
тель обязан подробно объяснить, что выполнять и как выпол
нять. Через домашнее задание осуществляется связь с после
дующим уроком.
5. Обобщение и систематизация знаний. Этому элементу от
водится все более значительное место на современном уроке
природоведения. Здесь учитель системой последовательных во-;
просов выводит учащихся на выделение главного в изучаемом,
приучает делать выводы.
Таким образом, выделяется пять основных элементов, взаи
мосвязь и взаимодействие которых на конкретном уроке непо
средственно связаны с его типологией. Вместе с тем в каждом
типе урока имеет место такой структурный элемент, как орга
низация учащихся. .•••••
Типы уроков природоведения. Курс природоведения состоит из ряда тем программы, последовательность которых определяется логикой их содержания.
Каждая тема включает в себя систему понятий, формирование которых происходит на уроках. Изучение материала темы осуществляется через систему уроков темы, дидактическая значимость которых различна. Типы уроков зависят от их основной дидактической цели и места в структуре изучения темы.
Исходя из этого, можно выделить следующие типы уроков по природоведению: вводные уроки, обобщающие и комбинированные. При изучении темы могут встретиться как все три типа 'урока, так и два или один. Это зависит от следующих факторов: сложности и объемности содержания темы, состояния материальной базы предмета в школе, подготовленности учащихся, мастерства учителя и т. п.
Особое место в типологии уроков природоведения занимают предметные уроки. Это зависит от специфики содержания предмета и закреплено в методике природоведения. Основная особенность предметных уроков связана с организацией работ учащихся с предметами живой и неживой природы.
Р
Каждый из типов уроков характеризуется определенной структурой, которая зависит от целей и содержания учебного чматериала, методов и приемов обучения, уровня подготовки и развития учащихся.
Вводные уроки. В III—IV классах первый урок по курсу природоведения является вводным. Основная дидактическая цель этого урока — фо^мирщшше_х.х5§1цйхся общих_гщмст£ш-" лений об y4e6Hojijip£AMereji£OTO^
31д^ГОГучителяТ
1) установить связь между имеющимися у учащихся знаниями об окружающей их природе и теми, которые им предстоит получить; 2) возбудить интерес к новому для школьников учебному предмету; 3) познакомить учащихся с основными методами познания природы; 4) сообщить дополнительные виды внеурочной учебной деятельности учащихся в связи с изучением данного предмета.
В структуре урока можно выделить следующие элементы: а) организация учащихся; б) обобщающая беседа с целью выяснения уровня подготовки учащихся; в) изложение содержания предмета «Природоведение» (по годам изучения), основных задач, стоящих перед учащимися; г) краткое ознакомление учащихся с методами и формами работы; д) знакомство с учебником «Природоведение», отработка приемов работы с ним; е) знакомство с особенностями «Дневника наблюдений» над природой и трудовой деятельностью человека в данном классе и приемами работы с ним.
В качестве примера можно рассмотреть вводный урок в школьный курс природоведения (III класс). Тема «Введение в курс природоведения». Цели: образовательно-развивающие — подвести итог наблюдений за лето; сформировать у учащихся первоначальные представления о природоведении как учебном предмете и о природе в целом; вспомнить отличия между неживой и живой природой; познакомить школьников с методами изучения природы, школьным учебником «Природоведение»; развить умение работать с «Дневником наблюдений».
Воспитательные — в процессе развития знаний о неживой и живой природе, знакомя с методами изучения природы, формировать диалектико-материалистическое мировоззрение у учащихся; учить бережному отношению к предметам неживой и живой природы, к учебнику «Природоведение».
Оборудование: различные предметы неживой и живой природы, календарь природы и труда, таблица «Предметы живой и неживой природы». Ходурока
I. Проверка результатов летних наблюдений. На этом этапе можно использовать метод беседы по вопросам: какая была погода летом? Были ли дожди? Если да, то какие? Была ли
гроза? Расскажите о ней. Теплая или холодная вода была з водоемах? Купались ли вы? Что интересного вы заметили в жизни растений летом? Видели ли вы птиц, насекомых, рыб? Каких животных вы видели летом? Что интересного в их жизни вы заметили?
После беседы учащимся предлагается сделать вывод о признаках лета. Они должны отметить теплую и жаркую погоду, непродолжительные дожди, иногда грозы, теплую воду в водоемах, цветение многих растений, созревание ягод и других плодов, обилие насекомых, птиц.
II. Изучение нового материала. На этом этапе учитель, ис
пользуя метод объяснения с элементами беседы, знакомит уча
щихся с предметом «природоведение», кратко останавливается
на его содержании, поясняет, зачем нужно людям изучать
жизнь растений и животных, и подробно раскрывает понятие
«природа», включающее в себя все, что нас окружает, отмечает,
что природа бывает живой и неживой. Учитель привлекает уча
щихся для характеристики живой и неживой природы, вместе
с ними выделяет ее отличительные признаки. После он пред
лагает учащимся рассмотреть коллекцию предметов природы
и соответствующие таблицы и найти признаки живой и нежи
вой природы.
III. Закрепление изученного материала. Учащимся дается за
дание: на рисунках учебника найти предметы живой и нежи
вой природы. Проверив его выполнение, учитель предлагает
учащимся привести свои примеры предметов живой и неживой
природы.
IV. Сообщение о методах изучения природы. После закреп
ления изученного материала учитель рассказывает о том, как
школьники будут изучать природу, какие вести в ней наблю
дения и как проводить и записывать результаты наблюдений в
«Дневник наблюдений», дает задания по наблюдению в приро
де в сентябре. Дальше он знакомит учащихся с настенным
календарем природы и труда, с учебником «Природоведение».
V. Домашнее задание. В конце урока учитель дает домаш
нее задание провести наблюдения по заданиям на странице
учебника.
Вводные уроки часто проводятся при изучении больших тем. Например, в III классе в темах: «Летние и осенние изменения в природе»; в IV классе — «Природа нашего края», «Организм человека и охрана его здоровья». Такие вводные уроки будут несколько отличаться от описанного выше, так как на них учащиеся получают общее представление о конкретной теме, которую им предстоит изучать. Но основные структурные элементы остаются неизменными:
1) беседа с целью выявления уровня подготовки учащихся к изучению новой темы;
о -:2) изложение учителем основных задач, стоящих перед школьниками, в связи с изучением темы, ее ведущих понятий;
3) знакомство с методами работы, формами и видами деятельности учащихся в процессе изучения темы.
В конце изучения темы, как правило, проводятся обобщающие уроки. Они могут проводиться по материалу двух или нескольких тем, близких по содержанию.
; Основная дидактическая цель такого типа уроков — систематизация знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее важных положений. Таким образом, обобщающие уроки способствуют прочному и сознательному усвоению знаний, а также оказывают существенное влияние на развитие памяти, речи, мышления учащихся.
Под обобщением понимают выделение каких-либо свойств, качеств, присущих целой группе предметов, и формулирование такого вывода, который будет верен в отношении любого отдельного предмета данной группы.
Учащихся нужно научить обобщать материал. Сделать это можно по следующему плану:
а) выделять главное, основное содержание в обобщаемом
материале;
б) выделять основные характеристики предметов, отношения
между ними;
в) сравнивать предметы между собой, выделять общие, фун
даментальные особенности, которые могут лечь в основу обоб
щения;
• г) формулировать на основе обобщения вывод (общую тенденцию, закономерность и т. д.).
При правильной организации урока эффективным методом обобщения и систематизации знаний может быть беседа, основным условием ее эффективности является уровень или степень подготовки учащихся по теме. Учащихся надо готовить к такой работе: они должны владеть фактическим материалом, навыками сравнения, знать свойства предметов, их основные характеристики. При недостаточной подготовке учащихся беседа может превратиться в монолог учителя.
Для обобщения и систематизации знаний нужно составить такие вопросы, ответы на которые позволили бы получить обобщение знаний по этой теме. В вопросах должен быть отражен определенный фактический материал, который играет важную роль при выделении основных понятий темы.
На обобщающем уроке желательно использовать наглядные
пособия, которыми учащиеся пользовались в ходе изучения
материала. <
В структуре обобщающего урока можно выделить следующие
элементы: • , . • . •
а) организация учащихся, в ходе которой выясняется их подготовка к уроку, проверяется наличие необходимых нагляд-
ных пособий, сообщаются тема, цели и задачи предстоящего
урока; г'% п>'
б) проверка знаний, умений и навыков по изученной теме.
Как правило, отдельные учащиеся получают задания, выпол
няют их, а класс проверяет, исправляет, дополняет по мере не
обходимости;
в) обобщающая беседа по теме;
г) заключение учителя, в ходе которого отмечается, какой
материал темы и как усвоен учащимися.
В некоторых случаях, проводя обобщающий урок, учитель совмещает проверку знаний, умений, навыков и обобщающую беседу вместе. Это можно делать в тех случаях, когда тема невелика по объему материала и понятия ее простые..
Для проверки усвоения материала учащимися всего класса, а также степени сформированности умений и навыков можно провести небольшую самостоятельную работу учащихся, носящую контрольный характер и способствующую выявлению уровня сформированных знаний и умений. • ...
В качестве примера приведем • обобщающий урок в IV классе.
Тема «Растительный и животный мир нашей местности».
Цели: образовательно-развивающие — обобщить, конкрети
зировать, углубить и систематизировать знания о природе; по
казать значение разнообразия природы для развития народ
ного хозяйства.; установить взаимосвязь между природой и тру
довой, деятельностью человека; научить учащихся анализиро
вать материал, сравнивать природные объекты, делать выводы,
развивать наблюдательность в процессе демонстрации экран
ных пособий и гербарного материала; продолжать развитие
умения работать с текстом учебника. : -г нцГ
Воспитательные—-осуществлять развитие диалектико-мате-риалистических взглядов учащихся в процессе объяснения причин изменений в природе; способствовать патриотическому и природоохранительному воспитанию школьников.
Оборудование: глобус, физическая карта СССР, карта полушарий и карта природных зон СССР, гербарий растений своей местности. .
Методы и методические приемы: работа с картой,
демонстрации экранных пособий, гербарного материала, бесе
да,, работа с текстом учебника.
Ход урока
Урок можно начать со следующего задания классу: определите местоположение своей области на глобусе и карте и ответьте, где находится ваша область (край). Затем в ходе беседы выясняется, что характерно для природы данной местности, в какой природной зоне она находится, какие в ней преобладают растения и животные и т. д. Затем учащимся задается вопрос, требующий обобщенного ответа: какие сезонные
изменения в жизни растений и животных характерны для данной местности?
В ответе на него должно быть отмечено, что сезонные изменения зависят от расположения природной зоны по отношению к экватору.
Далее учащиеся вспоминают названия растений и животных своей местности, уточняют характерные особенности их строения и жизнедеятельности. Выяснение характерных особенностей растений и животных своей местности и сравнение их с другими позволяют установить зависимость между основными факторами неживой и живой природы. Беседа сопровождается демонстрацией гербарных образцов растений, таблиц, картин, соответствующих диапозитивов серии «Разнообразие природы нашей Родины».
Учащиеся делают вывод о природе своей местности. Им задается такой вопрос: как изменяется труд людей в зависимости от природных условий? от времени года?
, , В конце беседы учитель должен подвести учащихся к выводу: растительный и животный мир разнообразен; человек использует богатства природы в своей хозяйственной деятельности, но должен бережно относиться к ним и охранять их.
По методике проведения обобщающие уроки очень сложны. Успешно они проходят в том случае, если учитель с первого урока изучения раздела или темы начнет готовиться к ним: продумает систему формирования знаний; установит строгую последовательность объяснения основных и дополнительных понятий; выберет методы и приемы, средства работы, способствующие организации такой мыслительной деятельности учащихся, которая ведет к самостоятельным выводам.
Комбинированные уроки. Это наиболее распространенные в практике преподавания уроки, потому что имеют две или несколько равных по своему значению дидактических целей. Например:
— проверка ранее усвоенных знаний, умений и навыков и
приобретение новых;
— обобщение и систематизация имеющихся знаний и фор
мирование новых знаний, умений и навыков;
— введение в новую тему и формирование знаний, умений
и навыков.
Таких комбинаций может быть несколько.
Если планируется проведение комбинированного урока, необходимо установить, какие типы уроков и их структуры будут комбинироваться. При этом один из типов может не использоваться, другие объединяться или совершенствоваться. Необходимо учесть, что изменяться могут отдельные этапы комбинированного урока, но сами закономерности процесса, происходящего на уроке того или иного типа, остаются неизменными.
Таким образом, на таком уроке можно применить различные
комбинации структурных элементов типов уроков. Например, урок проверки ранее пройденного материала и усвоения новых знаний может иметь следующую структуру:
1. Проверка домашнего задания практического характера
(наблюдение за хозяйственной деятельностью человека в соответ
ствии с заданиями «Дневника наблюдений»).
2. Проверка ранее усвоенных знаний, умений и навыков.
В этом случае можно использовать такие различные методы,
как фронтальная беседа, индивидуальные устные опросы, поста
новка простейших опытов, проведение небольших наблюдений
за объектами живой и неживой природы и др.
3. Сообщение темы, цели и задач урока.
4. Изучение нового материала можно организовать по-разно
му, в зависимости от его сложности, имеющихся наглядных
пособий, уровня подготовленности школьников. Учитель исполь
зует здесь сочетание разнообразных методов и приемов: беседа
строится на материале поставленных опытов и наблюдений
учащихся за объектами природы в помещении или на улице;
в беседу включаются элементы рассказа или объяснения учите
ля, сопровождающиеся демонстрацией натуральных, изобрази
тельных наглядных средств и экранных пособий; организация
самостоятельной работы учащихся с учебником. Заканчивается
эта часть урока обязательно выводом.
5. Закрепление изученного обычно проводится в форме бесе
ды или выполнения учащимися заданий тренировочного харак-
- тера с картинками, таблицами, гербарным материалом, картами, глобусом, компасом и т. д. Здесь следует помнить, что закрепляется не весь материал урока, а только его основные понятия.
6. Домашнее задание предполагает как работу с учебником,
так- и наблюдения и опыты в природе.
В качестве иллюстрации такого типа урока приведем урок
в IV классе.
Тема «Вода — растворитель».
Цели: образовательно-развивающие — сформировать знания о свойствах воды, ее способности растворять разные вещества; продолжать развивать знания об охране воды, умения учиться ставить простейшие опыты, делать на их основании выводы.
Воспитательные — способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе полученных знаний о свойствах воды; продолжать экологическое воспитание школьников; воспитывать у них бережное отношение к водным запасам; охранять водоемы от загрязнения.
•Обору дов а н ие:-стаканы с водой, пустые стаканы, воронки с фильтрами, пластинка стекла, соль, сахар, измельченный мел, стеклянная палочка, таблицы с изображением разных водоемов.
Методы и методические приемы: беседа с элемен-
тамн объяснения, постановка демонстрационных и лаборатор
ных опытов. , •, •;• > ;
Ход урока
Урок начинается с проверки наблюдений учащихся, за Погодиными, условиями в предшествующие дни (работа с,«Дневником наблюдений»); причем особое внимание учитель обращает на осадки: были ли они; если да, то в каком виде они были; если не были, то в каком виде они бывают в данное время года. Далее учитель делает вывод, что все выпадающие в разное время года осадки — вода.
После этого начинается проверка знаний по материалу предыдущих уроков. Учитель развешивает таблицы с изображением различных водоемов; предлагает учащимся определить, где изображены море, река, озеро, и объяснить, по каким признакам , они их определили. Дальше он выясняет знания учащихся о родниках, их образовании; спрашивает, какие водоемы имеются в данной местности, как люди пользуются ими. Проверка знаний заканчивается беседой об охране водоемов. ...
Изучение нового материала начинается небольшим вступле-.
вием учителя о том, что вода окружает человека, что она нахо
дится в воздухе, земле, водоемах, жизнь человека зависит от
воды: без нее он не может жить, без нее не могут жить все
живые организмы. '; , . ,, ...: . ; .,
Далее учитель демонстрирует опыты, доказывающие, что вода бесцветна, не имеет вкуса и запаха, прозрачна и текуча, при нагревании переходит в пар (испаряется), который при охлаждении вновь превращается в жидкость. Демонстрация опытов сопровождается беседой с учащимися. На основании наблюдений за опытами они делают выводы о свойствах воды.
После этого учитель предлагает учащимся самим провести опыт: растворить в воде сахар, соль и мел. Учащиеся, получают соответствующее оборудование и под руководством учителя ставят опыт, после чего в ходе беседы выясняется, к какому выводу они пришли. Если возникают затруднения в выводе, учитель должен помочь учащимся: сахар, соль растворились в. воде; мел в воде не растворился — он постепенно оседает на дно стакана. Затем учитель проводит опыт по очистке воды от мела при помощи фильтра и по.ходу делает соответствующие пояснения,-заканчивая демонстрацию выводом: воду можно очистить от загрязнений при помощи фильтрования. В природе хорошим фильтром является песок. Люди давно заметили это свойство песка и при строительстве водонапорных станций стали использовать его в качестве фильтра.
Изучение нового материала заканчивается беседой об эко
номном расходовании воды в повседневной жизни и бережном
отношении к ней в природе. В конце делается вывод о свойст
вах воды. i
Закрепление изученного можно провести по следующим во-
144 ,
просам: о каких свойствах воды вы узнали на уроке? Как 'можно' определить цвет, запах, текучесть, прозрачность воды? Каким опытом можно доказать, что вода — растворитель? Как можно очистить воду? Как в быту нужно относиться к воде?'
На дом, кроме работы с текстом учебника, дети получают задание подумать и привести примеры экономного и бережного" расходования воды.
Предметные уроки. Основная дидактическая цель этих уроков — получение учащимися знаний в ходе непосредственной работы с предметами живой и неживой природы. На предметных уроках ученики под руководством учителя должны наблюдать, сравнивать, описывать, обсуждать наблюдаемые факты и явления, делать выводы и обобщения и проверять их простыми ' доступными опытами. Кроме того, уроки этого типа имеют большое воспитательное и развивающее значение. Непосредственное ; общение с объектом природы, его познание способствуют развитию диалектико-материалйстического мировоззрения у младших школьников, убеждают их в реальном существовании предметов, : их свойств, явлений природы, помогают воспитывать такие качества личности учеников, как настойчивость, трудолюбие, наблюдательность, аккуратность в работе. Изучение предметов может быть организовано группами или фронтально. Чаще всего используется фронтальная организация урока, когда школьники" получают одинаковое для всех задание и выполняют его под непосредственным руководством учителя.
Типичной особенностью предметных уроков является сочетание самостоятельной работы класса с объяснением учителя. Объяснение учителя, предшествующее наблюдению или постановке опыта, имеет вступительный характер. Его цель — поставить перед учащимися задачу урока, определить учебные проблемы, которые должны быть решены, наметить последовательность предстоящей самостоятельной работы школьников. Учитель не должен раскрывать сущность явлений и закономерностей, которые будут установлены в результате наблюдения или постановки опыта. В противном случае исчезнет поисковый характер предметных уроков, в ходе которых ученики не получат готовые знания, а «откроют» их для себя. В ряде случаев дети дублируют работу учителя: он показывает действие, а ученики его воспроизводят. После этого проводится беседа для выяснения сущности явлений,.которые наблюдали школьники в процессе работы.
Проведение предметных уроков требует от учителя большой "и тщательной подготовки: подбора оборудования, раздаточного натурального материала и других наглядных пособий. Если на уроке предстоит проведение опыта, учитель заранее должен его проделать, чтобы определить продолжительность и условия его. проведения. Готовясь к уроку, учителю необходимо определить его структуру, виды деятельности учащихся с предметом, сформулировать вопросы и задания по теме. На предметном уроке,
10 Заказ 5300
как правило, отсутствует проверка знаний, умений и навыков; основная часть урока посвящается изучению нового материала методами самостоятельной работы учащихся, после чего проводится, закрепление изученного.
Следовательно, предметный урок имеет следующие структурные элементы: 1) беседа по опорным понятиям; 2) вводное объяснение учителя к предстоящей самостоятельной работе;, 3) изучение нового материала (самостоятельная работа школьников); 4) закрепление; 5) домашнее задание.
Самостоятельная работа учащихся с предметами может осуществляться в следующей последовательности:
а) получение учащимися предметов, уяснение цели работы
и заданий учителя. Задания для работы можно давать после
довательно, по одному;
б) самостоя!ельные наблюдения или опыты учащихся по за
даниям, сравнение разных предметов, формулировка выводов;
в) обсуждение выводов, полученных учащимися, их уточне
ние, конкретизация, дополнение учителя (при необходимости).
Закрепление нового материала на предметных уроках необходимо, так как оно позволяет прочнее и дольше удерживать в памяти полученные знания. Проводиться оно может в ходе беседы по вопросам, работы с текстом или иллюстрациями учебника,, схематической зарисовки с натуры и подписывания частей предмета и т. п.
При закреплении нового материала необходимо дать детям несколько практических заданий на применение новых и ранее усвоенных знаний.
В некоторых случаях после проведения наблюдений или опытов можно прочитать школьникам небольшой отрывок из художественного произведения и сравнить описание с наблюдаемым.
На предметных уроках учащиеся получают первые навыки лабораторных работ.
В качестве примера приведем предметный урок в IV классе.
Тема «Важнейшие полезные ископаемые, их свойства, добыча,
использование». )
Цели: образовательно-развивающие — сформировать понятие «полезные ископаемые», показать их разнообразие, свойства и практическое значение; развить умения ставить простейшие опыты; научить школьников на их основании делать выводы, пользоваться текстом учебника в качестве инструкции к опытам.
Воспитательные — продолжить развитие диалектико-материа-листического мировоззрения школьников на основе выявления свойств полезных ископаемых; способствовать формированию культуры умственного труда, аккуратности в процессе постановки опытов и работы с учебником.
Оборудование: раздаточный набор — гранит, песок, гли-
на, каменный уголь, лупа, штативы, воронки с фильтром, стакан с водой, гвоздь, коллекция полезных ископаемых.
Методы и методические приемы: беседа, наблюдение, постановка опытов, объяснение.
Xо д у р о к а
I. Повторение опорных понятийведется методом беседы по следующим вопросам: какой материал берут люди для строительства домов, дорог, мостов? Где они его берут? Чем люди отапливают свои дома? Какие вы знаете виды топлива?
Обобщив ответы детей, учитель подводит их к теме урока, сообщает основную его задачу.
П. Изучение нового материаланачинается небольшим вступительным словом учителя о полезных ископаемых, их разнообразии, которое сопровождается демонстрацией коллекции полезных ископаемых.
Далее учитель объясняет, как дети самостоятельно будут изучать свойства некоторых-.гюлезных ископаемых с помощью учебника, постановки опытов й-.проведения наблюдений.
III. Самостоятельная работа^(продолжение изучения нового материала) учащихся проводится следующим образом: учитель предлагает детям сначала изучить свойства песка и глины, потом— гранита и каменного угля. Для этого учащиеся находят в учебнике описание наблюдений, опытов с песком и глиной, прочитывают их; учитель выясняет, все ли понятно, и после этого предлагает провести работу. После выполнения проходит небольшая беседа о ее результатах и сделанных учащимися выводах. В такой же последовательности проводится работа с гранитом и каменным углем. Результаты ее заносятся в таблицу.
Таблица 7
Свойства полезных ископаемых
Название полезного ископаемого | Цвет, блеск, прозрачность | Сыпучее, несыпучее | Отношение к воде |
Торф | Бурый, коричневый, не блестит или матовый блеск, непрозрачный | Сыпучий | Хорошо впитывает влагу |
Заполнение таблицы может осуществляться в ходе беседы по результатам работы с каждым из полезных ископаемых.
После выполнения самостоятельной работы учитель проводит беседу с элементами объяснения о практическом значении изученных полезных ископаемых.
IV. Закрепление изученного материаламожно провести по
10*
таким вопросам: почему каменный уголь, песок, глину, нефть, гранит называют полезными ископаемыми? Какие из полезных ископаемых используются в ежедневной жизни человека? Какие полезные ископаемые используются у вас дома?
V. Домашнее задание. Учащиеся должны будут внимательно прочитать соответствующий текст в учебнике, найти в нем ответы на поставленные после параграфа вопросы и выполнить задания, помещенные там же. !Л< •
Подготовка учителя к уроку природоведения. В подготовке
учителя к уроку природоведения различают два этапа: предва
рительный и непосредственный. Предварительная подготовка
включает: тщательное изучение специальной педагогической и ме
тодической литературы; ознакомление с содержанием и требова
ниями программы по предмету, с учебником, методическими
пособиями и т. п. Необходимо также распределить по времени
изучение всех тем программы, определить календарные сроки их
изучения в соответствии с учебным планом для учащихся
начальных классов, а далее спланировать изучение каждой темы,
т.;«.составить тематический-план.
Тематический план по природоведению может быть составлен
следующим образом:
1. Название темы, количество часов, отводимых программой часов.
2. Образовательно-развивающие, воспитательные цели темы.
3. План темы по форме.
№ урока | тема | тип урока | обору- дование | демонст- рация пред- метов, опытов | С\Р уч-ся | тематическое повторение |
меж- предмет-ное | внутри- предмет- ное |
Умения и навыки подразделяют на общеучебные и специальные. К. общеучебным относятся, умения работать с учебником и таблицами, делать схематические зарисовки в тетрадях, на доске. К специальным относятся те умения и навыки, формирование и развитие которых связано с изучением природы. Это умения наблюдать предметы природы, ставить с ними простейшие опыты, работать с «Дневником наблюдений», простейшими лабораторными приборами, географической картой и т. д.
Учитель, формулируя тему, должен отразить в ней, какие личностные качества школьников можно формировать и развивать в процессе изучения: память, внимание, наблюдательность, самостоятельность, мышление, инициативу, творчество и т. п.
Учитель должен определить; знания каких, понятий темы будут способствовать .развитию диалектико-материалистическо-го мировоззрения школьников, их атеистического, эстетического, патриотического, ! экологического, санитарно-гигиенического-воспитания.
Например, при изучении в IV классе темы «Организм•• ..человека^ охрана его здоровья» учитель может поставить такие цели: образовательно-развивающие —сформировать знания о человеке как сложном живом организме, состоящем из • частей тела и, органов, выполняющих определенную работу; показать зависимость состояния здоровья человека от физического труда и физкультуры; познакомить школьников с некоторыми правилами ухода за своим организмом, с мероприятиями партии и правительства, направленными на охрану здоровья трудящихся; сформировать умения по уходу за зубами, колеей, одеждой, соблюдать режим труда и отдыха учащихся; продолжить развитие умения работать с «Дневником наблюдений», с учебником природоведения.
Воспитательные —способствовать развитию диалектико-ма-териалистического мировоззрения школьников на основе изучения взаимосвязи строения органов человека с выполняемыми ими функциями; осуществлять санитарно-гигиеническое воспитание учащихся в процессе выполнения правил по уходу за организмом человека и режима дня.
Форма тематического планирования может быть и иной; главное — предусмотреть в ней основные требования программы, направленные на формирование понятий темы.
Непосредственная подготовка учителя к уроку природоведения заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, составлении поурочных планов, отборе и проверке необходимого оборудования и
пособий.
План урока у начинающего учителя должен быть очень подробным, с указанием детального содержания изучаемого материала и описанием хода урока и всех своих действий. У опытных учителей план может быть кратким и сжатым.
План урока может быть составлен в произвольной форме, но необходимо отразить в нем следующие элементы: 1) тема урока; 2) образовательно-развивающие и воспитательные цели урока; 3) методы и методические приемы урока; 4) оборудование к уроку; 5) ход урока. При планировании хода урока выделяются структурные элементы: изучение нового материала, закрепление изученного, проверка знаний, умений и навыков, домашнее задание, распределение времени на каждый из элементов урока.
При продумывании урока учитель определяет характер деятельности учащихся (репродуктивный и поисковый) на каждом его этапе, сочетание фронтальной, групповой и индивидуаль-
ной работы, использование дидактического материала. Успех работы учителя во многом зависит от хорошо продуманного планирования.