Школьная система специального образования

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30-х гг.

К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифферен­цированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:

· ясли-сады;

· детские сады;

· дошкольные детские дома;

· дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики откло­нений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время. Были заложены следующие организационные прин­ципы построения специального дошкольного образования.

Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии.Таким образом, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей:

· с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих);

· с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);

· с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);

· с нарушениями интеллекта (умственно отсталых);

· с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами напол­няемость групп (до 15 воспитанников).

Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких специаяистов-дефектологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских работников.

Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонения­ми в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.

Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами.Так, занятия по развитию речи, формированию эле­ментарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводятся не воспитателями, а учителями-дефектологами.

Организация специальных видов занятий, таких, как развитие слухового восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий и, как пра­вило, не выделяются структурно в сетке занятий.

Бесплатность. Известно, что родители вносят некоторую пла­ту за пребывание детей в обычном детском саду. Для детей с от­клонениями в развитии сделано исключение – с их родителей не взимается никакой платы (см. письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 № 58-М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития»). Указанное право по сей день регламентируется этим документом.

Вся работа в специальных дошкольных учреждениях была под­чинена единой цели – помочь семьям в воспитании «проблемных» детей, максимально реализовав их потенциальные возможности.

Характерным признаком советской системы образования были довольно строгие правила приема детей с отклонениями в развитии в дошкольные учреждения. Во-первых, такие дети не принимались в массовые детские сады. Если же у воспитанника массового до­школьного учреждения отклонения в развитии выявлялись позже, в ходе обучения, то вопрос о его выводе из состава этого учреж­дения и переводе в специализированное учреждение или группу решался достаточно жестко. В результате специалисты, в том чис­ле и зарубежные наблюдатели, оценивающие советское образова­ние, отмечали чрезвычайную закрытость, изолированность учре­ждений для детей с отклонениями в развитии, искусственную отчужденность воспитанников от нормально развивающихся свер­стников и от общества в целом.

Во-вторых, был установлен достаточно обширный перечень диагнозов, которые исключали возможность получения общест­венного дошкольного образования. Так, в специальные дошколь­ные учреждения не принимали детей с комбинированными, ком­плексными отклонениями в развитии. Например, в дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха не подлежали приему слепоглухие, умственно отсталые дети. В то же время в учрежде­ния для детей с нарушениями зрения и с нарушениями интеллекта не принимали глухих и слабослышащих. Помощь таким детям осуществлялась в единичных учреждениях образования и далеко не в каждом регионе России. Кроме того, не подлежали приему дети, страдающие эпилепсией, шизофренией, психопатоподобным поведением, дети с умственной отсталостью в степени имбецильности и идиотии, дети с нарушениями опорно-двигательного ап­парата, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитываю­щие таких детей, вынуждены были обходиться в отношении их образования своими силами и зачастую ограничивались медицин­скими мероприятиями.

Отметим также, что определить ребенка в ясли-сад можно было только с 2-летнего возраста, а в детский сад – с 3 лет. Дети раннего возраста являлись объектом внимания здравоохранения и прак­тически не имели психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом, созданная сеть специализированных дошколь­ных учреждений внесла огромный положительный вклад в орга­низацию системы всеобщего дошкольного образования, однако оказалась недостаточно гибкой в отношении большой группы детей со специальными потребностями, не подпадающими под нормы отбора и комплектования этих учреждений.

Принятые в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об образо­вании» и в 1995 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» ввели новые государственные принципы организации образова­ния в России, новую типологию образовательных учреждений, произвели изменения и в ряде организационно-правовых аспектов специального образования.

Утвержденные в последующие годы соответствующие типовые положения для каждого как уже существующего, так и нового ти­па образовательных учреждений открыли новые возможности для функционирования широкой сети образовательных учреждений, в которых дети дошкольного возраста со специальными потребно­стями, а также их семьи получают необходимую психолого-педагогическую и медико-социальную помощь.

Прежде всего, это дошкольные образовательные учреждения(далее – ДОУ).

Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, пока родители находятся на работе, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, детский сад может оказаться практиче­ски единственным местом, где созданы условия, необходимые для полноценного развития таких детей.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образо­вательном учреждении, утвержденным постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.

Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих груп­пах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспита­ние в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответст­вии со специальными коррекционно-развивающими программа­ми, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей:

· с тяжелыми нарушениями речи – до 6 и 10 человек;

· с фонетико-фонематическиминарушениями речи только в воз­расте старше 3 лет – до 12 человек;

· глухих – до 6 человек для обеих возрастных групп;

· слабослышащих – до 6 и 8 человек;

· слепых – до 6 человек для обеих возрастных групп;

· слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием – до 6 и 10 человек;

· с нарушениями опорно-двигательного аппарата – до 6 и 8 че­ловек;

· с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) - до 6 и 10 человек;

· с задержкой психического развития –до 6 и 10 человек;

· с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет – до 8 человек;

· с туберкулезной интоксикацией – до 10 и 15 человек; часто болеющих – до 10 и 15 человек;

· со сложными (комплексными) дефектами – до 5 человек для обеих возрастных групп;

· с иными отклонениями в развитии – до 10 и 15 человек.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи таким детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адап­тация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивиду­ально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутст­вии родителей в удобное для них время. Эта новая организацион­ная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ, общая продолжительность которых ограничена пятью часами в неделю, (Основание: инструктивное письмо Минобразования Рос­сии от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных обра­зовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»).

Указанные детские сады и группы подпадают под современное определение, использующееся в нормативных документах – «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников, с отклонениями в развитии».

Многие изменения в сфере отечественного образования проис­ходят под влиянием зарубежного опыта. Так, в развитых странах по отношению к детям со специальными потребностями широко применяются разные модели интеграции в среду нормально развивающихся детей. В условиях российского дошкольного образо­вания интегрированное обучение внедряется в практику медленно и осторожно, поскольку для его осуществления детские сады общеразвивающего вида должны иметь массу условий – специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведения коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной рабо­ты с детьми. Наиболее реальным применение интегрированного обучения сейчас видится по отношению к детям, которые, не­смотря на наличие того или иного отклонения в развитии, имеют близкий к возрастной норме уровень психофизического развития и психологическую готовность к совместному обучению с нор­мально развивающимися сверстниками. Специалисты, распро­страняющие идеи интеграции, полагают, что в настоящее время такие условия легче создать:

а) в общеразвивающих группах дет­ских садов комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы;

б) в центрах развития ребенка, где осу­ществление коррекционной работы со всеми воспитанниками ДОУ изначально должно быть заложено в устав.

Дошкольники с отклонениями в развитии могут посещать об­разовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основы функционирования таких учрежде­ний заложены в соответствующем Типовом положении, утвер­жденном постановлением Правительства РФ от 19.09.97 № 1204.

Образовательные учреждения общего типа создаются для детей с 3 до 10 лет. Основная цель учреждения – осуществление образо­вательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психи­ческого развития детей.

Известно, что для каждого ребенка период перехода к школьно­му обучению является кризисным. Ребенок сталкивается не толь­ко с новым видом деятельности - с учебной деятельностью, но и должен привыкнуть и к новому коллективу детей и взрослых, и к новому режиму, и к новой обстановке. Для детей со специальными потребностями, испытывающими трудности в обучении, общении, социальной адаптации переживание такого кризиса особо тяжело. Эти дети особо нуждаются в щадящем подходе при переходе из детского сада в школу. Поэтому образовательное учреждение «на­чальная школа - детский сад» может рассматриваться как наибо­лее комфортная организационная форма для обучения и воспита­ния детей с отклонениями в развитии. Ребенок имеет возможность начинать школьную жизнь в знакомой, привычной обстановке, вместе с большинством тех детей, которые посещали одну дошко­льную группу. Кроме того, учителя начальных классов, как пра­вило, хорошо знакомы с воспитанниками подготовительных к школе групп и имеют возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому «проблемному» перво­класснику практически с первых дней школьного обучения.

Еще один тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей со специальными потребностями, – образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, типовое положе­ние о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 31.07.98 №867.

Здесь речь идет о различных центрах: диагностики и консуль­тирования; психолого-медико-социального сопровождения; пси­холого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной пе­дагогики и дифференцированного обучения и др. Эти учреждения рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент этих учреждений специфичен - это дети:

· с высокой степенью педагогической запущенности, отказываю­щиеся посещать общеобразовательные учреждения;

· с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

· подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;

· вынужденные покинуть семью, в том числе по причине несо­вершеннолетия матери;

· из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также постра­давшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и др.

Очевидно, что среди перечисленных групп детей встречается не­мало детей с отклонениями в психическом или физическом разви­тии. С ними работают педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, медицинский персонал.

Основные направления деятельности таких учреждений по от­ношению к детям дошкольного возраста:

· диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;

· образование детей в соответствии с их возрастными и индиви­дуальными особенностями, состоянием соматического и психиче­ского здоровья;

· организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

· психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

· проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

В нашей стране существуют также различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждаю­щихся в длительном лечении (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения создаются в целях оказания помощи семье в воспитании и полу­чении образования, проведении реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждаю­щихся в длительном лечении. В соответствии с Типовым положе­нием, утвержденным постановлением Правительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.

Нередки случаи, когда дети с отклонениями в развитии до 5-6-летнего возраста не воспитывались в дошкольном учреждении. Для подготовки таких детей к обучению в школе предусматривает­ся ряд организационных форм. Для детей с выраженными откло­нениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в те­чение которых у ребенка формируют предпосылки учебной дея­тельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимуществен­но дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализирован­ное образовательное учреждение (например, при отсутствии дет­ского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Кроме того, согласно инструктивному письму Минобразования России от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе» благоприятные условия для подготовки детей к школе могут быть созданы для детей 3-6 лет на базе ДОУ, а для детей 5-6 лет - на базе общеобразовательных учреждений (школ). Для проведения занятий могут комплектоваться группы, ориентированные на все стороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, которые могут посещать отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Количество занятий зависит от возраста ребенка.

Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратить­ся на прием в ПМПК. Но обычно они приходят сюда уже с на­правлением из лечебно-профилактического учреждения (поликли­ники, детской больницы, сурдологического центра и пр.). Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

Школьная система специального образования

Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специаль­ными образовательными стандартами в различных образователь­ных учреждениях или на дому.

В течение XX в. складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые являются преиму­щественно школами-интернатами и в которых в СССР и в России обучалось и обучается подавляющее большинство детей школь­ного возраста с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время существует восемь основных видов специ­альных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в рекви­зиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно от­сталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и офи­циальных документах эти школы называются по их видовому по­рядковому номеру:

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей);

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в
обучении - задержкой психического развития);

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной от­сталостью).

Деятельность таких учреждений регламентируется постановле­нием Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов».

В соответствии с этими документами во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются спе­циальные образовательные стандарты.

Образовательное учреждение самостоятельно, на основе спе­циального образовательного стандарта, разрабатывает и реализу­ет учебный план и образовательные программы, исходя из осо­бенностей психофизического развития и индивидуальных воз­можностей детей. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть учреждено федеральными органами ис­полнительной власти (Министерством образования РФ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (управ­лением, комитетом, министерством) образования области, края, республики) и органами местного (муниципального) самоуправ­ления. Специальное (коррекционное) образовательное учрежде­ние может быть негосударственным.

В последние годы создаются специальные образовательные уч­реждения и для других категорий детей с ограниченными возмож­ностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения финансируются соответствующим учредителем.

Каждое такое образовательное учреждение несет ответствен­ность за жизнь воспитанника и обеспечение его конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специ­ального образовательного стандарта. Всем детям обеспечиваются условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адапта­ции и интеграции в общество.

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образо­вание, общее среднее образование). Им выдается документ госу­дарственного образца, подтверждающий полученный уровень об­разования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

В специальную школу ребенка направляют органы управле­ния образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. Также с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен внутри специальной школы в класс для детей с умственной отсталостью только после первого года обучения в ней.

В специальной школе может быть создан класс (или группа) для детей со сложной структурой дефекта по мере выявления та­ких детей в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

Помимо этого в специальной школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умст­венном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Решение об открытии такого класса принимает педагогический совет специальной школы при наличии необходимых условий, специально подготовленных кадров. Главные задачи таких клас­сов - обеспечение элементарного начального образования, созда­ние максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индиви­дуальных возможностей.

Ученик специальной школы может быть переведен для обуче­ния в обычную общеобразовательную школу органами управле­ния образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в об­щеобразовательной школе имеются необходимые условия для ин­тегрированного обучения.

Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая в специаль­ной школе охранительныйрежим, участвуя в профконсультировании. При необходимости дети получают медикаментозное и фи­зиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой.

Процесс социального адаптирования, социальной интеграции помогает осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками школы и перехода в послешкольный период.

Каждая специальная школа уделяет значительное внимание тру­довой, предпрофессиональной подготовке своих воспитанников. Содержание и формы подготовки зависят от местных особенно­стей: территориальных, этнонациональных и культурных, от по­требностей местного рынка труда, возможностей воспитанников, их интересов. Сугубо индивидуально выбирается профиль труда, включающий в себя подготовку к индивидуальной трудовой дея­тельности.

Специальная школа I вида,где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразо­вательных программ трех ступеней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (в течение 5-6 лет или 6-7 лет - в случае обучения в подготовительном классе); 2-я ступень - основное общее образование (в течение 5-6 лет); 3-я ступень - полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре вечерней школы).

Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. В первый класс принима­ются дети с 7 лет.

Вся учебная деятельность пронизана работой по формированию и развитию словесной устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе. Дети учатся использовать остатки слуха для восприятия речи на слух и слухозрительно с использованием звукоусиливаю­щей аппаратуры.

С этой целью регулярно проводятся групповые и индивидуаль­ные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи.

В школах, работающих на билингвистической основе, осу­ществляется равноправное обучение языку словесной и языку жестовой речи, но учебный процесс ведется на языке жестовой речи.

В составе специальной школы I вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отста­лостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.).

Количество детей в классе (группе) не более 6 человек, в клас­сах для детей со сложной структурой дефекта до 5 человек.

Специальная школа II вида,где обучаются слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недораз­вития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь), име­ет два отделения:

первое отделение - для детей с легким недоразвитием речи, свя­занным с нарушением слуха;

второе отделение - для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха.

Если в процессе обучения возникает необходимость перевода ребенка из одного отделения в другое (ребенку трудно в первом отделении или, наоборот, ребенок во втором отделении достигает такого уровня общего и речевого развития, которое позволяет ему учиться в первом отделении), то с согласия родителей и по рекомендации ПМПК происходит такой переход.

В первый класс в любое из отделений принимаются дети, дос­тигшие семилетнего возраста, если они посещали детский сад. Для детей, которые по какой-либо причине не имеют соответствующей дошкольной подготовки, во втором отделении организуется под­готовительный класс.

Наполняемость класса (группы) в первом отделении до 10 че­ловек, во втором отделении до 8 человек.

В специальной школе II вида образовательный процесс осуще­ствляется в соответствии с уровнями общеобразовательных про­грамм трех ступеней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (в первом отделе­нии 4-5 лет, во втором отделении 5-6 или 6-7 лет);

2-я ступень - основное общее образование (6 лет в первом и во втором отделениях);

3-я ступень - среднее (полное) общее образование (2 года в первом и во втором отделениях).

Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формиро­вание и коррекция произносительной стороны речи проводятся на специально организованных индивидуальных и групповых за­нятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллек­тивного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов.

Развитие слухового восприятия и автоматизация навыков про­изношения продолжаются на занятиях фонетической ритмикой и в различных видах деятельности, связанных с музыкой.

Специальные школы III и IV видовпредназначены для образо­вания незрячих (III вид), слабовидящих и поздноослепших (IV вид) детей. Вследствие незначительного числа таких школ при необхо­димости может быть организовано совместное (в одном учрежде­нии) обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией.

В специальную школу III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний наруше­ний зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболе­ваниями, ведущими к слепоте.

В первый класс специальной школы III вида принимают де­тей 6-7 лет, а иногда и 8-9 лет. Наполняемость класса (группы) может быть до 8 человек. Общий срок обучения в школе III вида 12 лет, за который ученики получают среднее (полное) общее об­разование.

В специальную школу IV вида принимаются слабовидящие де­ти с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с пе­реносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения вблизи), форма и течение патологического процесса. В эту школу могут быть приняты дети и с более высокой остротой зрения при прогресси­рующих или часто рецидивирующих заболеваниях зрения, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и пись­ме на близком расстоянии.

В эту же школу принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (свыше 0,4).

В первый класс школы IV вида принимаются дети 6-7 лет. В классе (группе) может быть до 12 человек. За 12 лет обучения в школе дети получают среднее (полное) общее образование.

Специальная школа V вида предназначена для образования де­тей с тяжелыми нарушениями речи и может иметь в своем составе одно или два отделения.

В первом отделении обучаются дети, имеющие общее недораз­витие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афа­зия), а также дети, имеющие общее недоразвитие речи, сопровож­дающееся заиканием.

Во втором отделении учатся дети с тяжелой формой заикания при нормально развитой речи.

Внутри первого и второго отделений с учетом уровня речевого развития детей могут создаваться классы (группы), включающие воспитанников с однородными нарушениями речи.

Если речевое нарушение устранено, ребенок может на основании заключения ПМПК и с согласия родителей перейти в обычную школу. В первый класс принимаются дети 7-9 лет, в подготовитель­ный - 6-7 лет. За 10-И лет обучения в школе V вида ребенок мо­жет получить основное общее образование.

Специальная логопедическая и педагогическая помощь оказы­вается ребенку в процессе обучения и воспитания, на всех уроках и во внеклассное время. В школе предусмотрен специальный ре­чевой режим.

Специальная школа VI вида предназначена для образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (двигатель­ные нарушения, имеющие разные причины и разную степень вы­раженности, детский церебральный паралич, врожденные и при­обретенные деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей).

Школа VI вида осуществляет образовательный процесс в соот­ветствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступе­ней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (4-5 лет);

2-я ступень - основное общее образование (6 лет);

3-я ступень - среднее (полное) общее образование (2 года).

В первый класс (группу) принимают детей с 7 лет, однако допус­кается прием детей и старше этого возраста на 1-2 года. Для де­тей, не посещавших детский сад, открыт подготовительный класс.

Количество детей в классе (группе) не более 10 человек.

В школе VI вида установлен специальный двигательный режим. Образование осуществляется в единстве с комплексной коррекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребен­ка, его речь и познавательную деятельность в целом.

Специальная школа VII вида предназначена для детей, испы­тывающих стойкие затруднения в обучении, имеющих задержку психического развития (ЗПР).

Образовательный процесс в этой школе осуществляется в соот­ветствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступе­ней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (3-5 лет)

2-я ступень - основное общее образование (5 лет).

Дети принимаются в школу VII вида только в подготовитель­ный, первый и второй классы, в третий класс - в виде исключения. Те, кто начал учиться в обычной школе с 7 лет, принимаются во второй класс школы VII вида, а начавшие учиться в обычном об­разовательном учреждении с 6 лет могут быть приняты в первый класс школы VII вида.

Дети, не имевшие никакой дошкольной подготовки, могут быть приняты в возрасте 7 лет в первый класс школы VII вида, а в возрасте 6 лет - в подготовительный класс.

Количество детей в классе (группе) не более 12 человек.

У обучающихся в школе VII вида сохраняется возможность пе­рехода в обычную школу по мере коррекции отклонений в разви­тии, устранения пробелов в знаниях после получения начального общего образования.

При необходимости уточнения диагноза ребенок может обу­чаться в школе VII вида в течение года.

Специальную педагогическую помощь дети получают на инди­видуальных и групповых коррекционных занятиях, а также на ло­гопедических занятиях.

Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное обра­зование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Обучение в этой школе не является цензовым, имея качественно иное содер­жание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образования по общеобразо­вательным предметам.

Обучение в школе VIII вида завершается экзаменом по трудо­вому обучению. Школьники могут быть освобождены от экзамена (аттестации) по состоянию здоровья. Порядок освобождения определяется Министерством образования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В школу VIII вида ребенок может быть принят в первый или подготовительный класс в возрасте 7-8 лет. Подготовительный класс позволяет не только лучше подготовить ребенка к школе, но и дает возможность уточнения диагноза в ходе образовательного процесса и психолого-педагогического изучения возможностей ребенка.

Количество учеников в подготовительном классе не превышает 6-8 человек, а в остальных классах - не более 12.

Сроки обучения в школе VIII вида могут быть 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовки, 10 лет с классом про­фессиональной подготовки. Эти сроки обучения могут быть уве­личены на 1 год за счет открытия подготовительного класса.

Если школа имеет необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой.

В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (девя­тый) класс. Окончившие класс с углубленной трудовой подготов­кой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда.

В школах VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число де­тей в таком классе не должно превышать 5-6 человек.

Дети могут быть направлены в подготовительный (диагности­ческий) класс. В течение учебного года предварительный диагноз уточняется, и в зависимости от этого на следующий год ребенок может быть либо направлен в класс для детей с тяжелыми формами нарушения интеллекта, либо в обычный класс школы VIII вида.

Комплектование классов для детей с тяжелой формой интел­лектуального недоразвития проводится по трем уровням:

1-й уровень - в возрасте с 6 до 9 лет;

2-й уровень - с 9 до 12 лет;

3-й уровень - с 13 до 18 лет.

В такие классы могут быть направлены дети в возрасте до 12 лет, пребывание их в системе школьного обучения до 18 лет. Отчисле­ние из школы происходит в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями.

В такие классы не принимаются дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Эти дети могут посещать кон­сультативные группы вместе с родителями.

Режим работы класса (группы) устанавливается по договоренности с родителями. Процесс обучения осуществляется в ре­жиме прохождения каждым воспитанником индивидуального об­разовательного маршрута, определяемого специалистами в соот­ветствии с психофизическими возможностями того или иного ребенка.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих особые образовательные потребности, создаются спе­циальные детские дома и школы-интернаты в соответствии с про­филем нарушений в развитии. Преимущественно это детские дома и школы-интернаты для детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием и трудностями в обучении.

В случае если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях. Организация такого обучения оп­ределяется постановлением Правительства Российской Федера­ции «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инва­лидов на дому и в негосударственных образовательных учрежде­ниях» от 18 июля 1996 г. №861.

В последнее время стали создаваться школы надомного обуче­ния, персонал которых, состоящий из квалифицированных специалистов-дефектологов, психологов, работает с детьми как в до­машних условиях, так и в условиях частичного пребывания таких детей в школе надомного обучения. В условиях групповой рабо­ты, взаимодействия и общения с другими детьми ребенок осваи­вает социальные навыки, приучается к обучению в условиях груп­пы, коллектива.

Право на обучение в домашних условиях получают дети, забо­левания или отклонения в развитии у которых соответствуют ука­занным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилакти­ческого учреждения.

К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждение, находящее­ся поблизости. На период обучения ребенку предоставляется воз­можность бесплатного пользования учебниками, фондом библио­теки школы. Педагоги и психологи школы оказывают консульта­тивную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ. Школа обеспечивает промежу­точную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о со­ответствующем уровне образования. В аттестации принимают участие и педагоги-дефектологи, привлекаемые дополнительно для ведения коррекционной работы.

Если ребенок с особыми образовательными потребностями обучается на дому, органы управления образованием компенсируют родителям затраты на обучение в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования обучения ребенка в соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжелыми нарушениями в развитии, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей. Это могут быть центры: психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; психолого-педагогической и социальной помощи; социальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей и др. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. В ряде центров ведется специальная образовательная деятельность. Занятия в реабилитационных центрах строятся по программам индивидуального или группового воспитания и обучения. Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку; Реабилитационные центры оказывают также социальную и психологическую помощь бывшим воспитанникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реабилитационные центры помогают образовательным учреждениям массового назначения, если там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями: ведут коррекционно-педагогическую работу и консультирование.

Для оказания логопедической помощи детям дошкольного и школьного возраста, имеющим отклонения в развитии речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, работает логопедическая служба. Это может быть введение в штат образовательного учреждения должности учителя-логопеда, создание в структуре органа управления образованием логопедического кабинета или создание логопедического центра. Наиболее широко распространенной формой стал логопедический пункт при общеобразовательном учреждении. Основными задачами его деятельности являются: коррекция нарушений устной и письменной речи; своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями; распространение основных логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Занятия на логопедическом пункте проводятся как в свободное от уроков время, так и во время уроков (по согласованию с администрацией школы).

Дети с установленным диагнозом задержка психического развития и обучающиеся в классах коррекционно-развивающего обучения получают логопедическую помощь учителя-логопеда, прикрепленного к данному классу.

Ответственность за обязательное посещение логопедических занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и администрация школы.

В современных условиях интенсивного развития системы специальной психолого-педагогической помощи идет поиск моделей специальных образовательных учреждений, наиболее отвечающих современным социокультурным и экономическим условиям жизни страны и особым образовательным потребностям обучающихся, и моделей, которые могли бы эффективно функционировать в отдаленных от центра регионах страны, в условиях дефицита кадров специальных педагогов и психологов, удовлетворяя все существующие образовательные и реабилитационные потребности детей и подростков с отклонениями в развитии.

Развиваются новые модели специальных образовательных учреждений, построенные на основе указанных выше типовых. Так, востребованной является такая модель специального образовательного учреждения, которая наряду с функцией образования (дошкольного и школьного) выполняет функции психолого-педагогического консультационного центра, а также центра социальных услуг для малоимущих слоев населения, центра образовательных услуг в получении начального профессионального образования. Такие модели специальных образовательных учреждений функционируют сегодня и на европейской территории России (например, в Москве, Новгороде, Ярославле, С.-Петербурге), и на юге (в Махачкале), и в Сибири, и на Урале (в Магадане, Красноярске, Екатеринбурге). Потребностям детей и подростков в оздоровительной работе отвечают условия специальной (коррекционной) оздоровительной школы-интерната, где воспитанникам предлагается комплексная программа, включающая дифференцированный личностно-ориентированный образовательный процесс, осуществляемый в тесной связи с индивидуализированной медико-реабилитационной поддержкой и социально-педагогической помощью, а также обеспечен благоприятный психологический климат и комфортная социокультурная среда образования в целом (Москва, школа-интернат № 65).

Существует модель современного образовательного учреждения для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Десятилетний опыт работы такого образо­вательного учреждения (Псковский лечебно-педагогический центр) показал возможность и необходимость включения в образова­тельное пространство детей и подростков с тяжелыми и множест­венными нарушениями развития.

Существуют и другие варианты специальных образовательных учреждений, создаваемых сегодня энтузиастами специальной пе­дагогики сообразно возможностям местных социокультурных ус­ловий, национальных и региональных особенностей.

Наши рекомендации