Ознакомление с окружающим. 22 страница
Занятие воспитатель заканчивает стихами, например, стихотворения «Мама» Я. Акима2 («Мама, как тебя люблю...»), «Маме» В. Шуг-раевой3 («...Когда же по календарю...»).
1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 324.
2 Там же. С. 152.
3 Там же.
Физкультура.
№ 47-48
Задачи.Учить детей прыгать через две параллельные линии (от 20 до 30 см). Повторить ходьбу и бег по кругу, держась за руки.
Материалы.Погремушки (по 2 для каждого ребенка), четыре длинных шнура, две корзинки, мелкие предметы.
Место проведения.Зал.
Содержание занятия.Воспитатель говорит детям: «Сегодня мы будем водить хоровод. Давайте возьмемся за руки и построим круг». Ходьба по кругу в одну и другую сторону попеременно (под музыку или песенку, используемую на музыкальном занятии). Медленный бег по кругу взявшись за руки влево с переходом на ходьбу; повторить тоже вправо.
Дети вслед за воспитателем берут из коробки в каждую руку по две погремушки. Общеразвивающие упражнения с погремушками.
1. Стоя, руки вниз, в каждой руке по погремушке. Поднять
руки вверх, погреметь игрушками («Вот какие звонкие»). Спрятать
руки за спину («Где игрушки? Нет игрушек».) (повторить 4 раза).
2. Стоя, руки вверх, помахать руками вправо-влево, опустить
руки (повторить 4 раза).
3. Стоя, руки вниз. Присесть, постучать погремушками по полу
(«Тук-тук-тук»), встать (повторить 4 раза).
4. Стоя, руки вверх, наклониться вперед, игрушками коснуться
пола; выпрямиться (повторить 4 раза).
5. Стоя, руки вниз. Покружиться вправо, звеня игрушками,
остановиться, поднять руки через стороны вверх, опустить. То же,
влево (повторить 3 раза).
Игровое задание «Прогулка по лесу». Положить два шнура на расстоянии 20 см друг от друга, следующие два с интервалом два метра — на 30 см друг от друга. Между ними разложены мелкие
предметы (шишки или другой игровой материал), стоят две корзинки. Дети собирают игровой материал в корзинки. После этого воспитатель предлагает детям перепрыгнуть большой ручеек («Кто не замочит ножки»). Дети выполняют задание в обратном порядке («Пора возвращаться домой»).
Подвижная игра «Самолеты». Дети свободно располагаются по всему залу. Воспитатель предлагает поиграть в самолеты, но сначала надо завести моторы, и воспитатель показывает, как это сделать (вращательные движения кистей рук перед грудью с произнесением звука «р-р-р»). Дети повторяют движения. По сигналу «Полетели» они разводят прямые руки в стороны — крылья самолета — и бегают в разных направлениях по площадке. По сигналу «На посадку» бег постепенно замедляется — самолеты приземляются — дети останавливаются и опускают руки.
Ходьба друг за другом с остановками на сигнал (удар бубна).
В конце занятия проводится игра малой подвижности «Найди куклу». Воспитатель заранее прячет нарядную куклу, а дети стараются ее найти. Воспитатель может ориентировать детей словами и собственными действиями: «Посмотрите вперед, направо, наверх и т.д.».
На прогулке и во второй половине дня. На улице: ходьба змейкой друг за другом.
В помещении: повторить прыжки на двух ногах.
Конструирование. «Подарокдля мамы»
Задачи. Развивать интерес к занятиям по конструированию из бумаги; закреплять умение мять и скатывать комочки из мятой мягкой цветной бумаги разной величины; активизировать словарь: «разноцветные», «мягкие», «легкие», «красивые», «нарядные».
Материалы. Мягкая бумага разных цветов (4—5 цветов по '/4 и менее листа) для каждого ребенка. Плотная одноцветная бумага — основа открытки ('/4 листа) — 1 штука на каждого ребенка. Клей, кисточка, тряпочка.
Содержание занятия. Воспитатель: «Дети, скоро будет праздник мам, давайте приготовим подарки для них — красивые открытки и украсим их разными цветами. Посмотрите, сколько открыток я принесла вам (рассматривают почтовые открытки с изображением цветов, можно обратить внимание детей на цветы в вазе и рассмотреть их). И мы с вами попробуем сделать цветочки из
бумаги. Возьмем мягкую бумагу, вначале красную, затем желтую, сомнем ее в пушистые комочки — цветочки». Дети по указанию воспитателя берут в руки бумагу разного цвета, мнут и делают комочки. Воспитатель помогает, поощряет, называет комочки мягкими, легкими, разноцветными, красивыми, нарядными. Дети скатывают по 4—5 разноцветных комочков.
Далее воспитатель раздает детям «открытки», просит расположить цветочки так, как им нравится, например, в середине — красный, а вокруг — другие «цветочки» поменьше. И после того как дети разложат «цветочки», воспитатель смазывает клеем часть каждого комочка и прижимает все комочки к «открытке». Дети помогают: придерживают открытку, прижимают один из комочков и т.п.
Воспитатель: «Молодцы, дети! Когда мы будем наши открытки дарить мамам, мы прочтем им стихи».
Рисование.
«Цветы для мамочки»
Задачи.Воспитывать у детей доброжелательное отношение к близким, родным людям. Вызвать эмоциональный отклик, желание сделать подарок любимой маме. Учить самостоятельно рисовать красками, используя разные цвета, заполнять лист мазками, пятнами, ориентируясь на опорные линии.
Материалы.Тонированные заранее листы бумаги 20x15 см («открытки») с нарисованными фломастерами опорными линиями («стебельками»); поздравительные открытки «С праздником 8 Марта»; краски гуашь разных цветов, кисти, баночки с водой, салфетки, мольберт.
Предварительная работа.Рассматривание поздравительных открыток; чтение стихов, рассказов, пение песенок о маме.
Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, сидящих полукругом: «Какой скоро будет праздник? — Скоро мамин праздник, скоро мамин день. В праздник люди дарят своим друзьям, родным поздравительные открытки. Посмотрите, я принесла их, чтобы вам показать (ставит на мольберт три открытки). Какие красивые цветы нарисованы. Они вам нравятся?» Дети рассматривают открытки, среди которых может быть открытка с веточками мимозы (если дети узнали об этих цветах на предыдущем занятии).
«Такие открытки вы можете сами нарисовать и подарить любимой мамочке, — говорит воспитатель, показывает 2—3 тонированных листа бумаги и продолжает: — Это открытки, но на них пока нет красивых цветов, а только нарисованы стебельки (обращает внимание на опорные линии). Я сейчас возьму кисточку, наберу краску. Какого цвета?» Дети отвечают: «Красного».
Способом примакивания воспитатель рисует на стебельках цветы: «Раз мазок, два мазок... (повторяет действия кистью). — Теперь возьму другую краску, какого она цвета? А на другой открытке нарисую желтые шарики — это цветы мимозы. А сейчас, ребята, вы сами возьмите „открытки" и для своей любимой мамочки нарисуйте красивые цветы».
Каждый ребенок выбирает «открытку", садится за стол и самостоятельно рисует, используя разные цвета красок. В процессе занятия воспитатель эмоционально реагирует на появление ярких по цвету, разных по очертаниям изображений: «Какие большие синие цветы ты нарисовал, они твоей мамочке понравятся», «А у тебя цветочки наклонились», «А вот получились маленькие желтые шарики, это цветы мимозы» и т.д. Воспитатель поощряет стремление детей нарисовать много красивых цветов, чтобы они понравились мамочке.
После занятия предлагает детям принести свои «открытки», чтобы все увидели, какие цветы они нарисовали для мамы. «Получились цветы разные — голубые, желтые, синие и красные. Все они красивые, все они прекрасные», — говорит воспитатель и просит каждого ребенка найти свою «открытку». Перед праздником 8 Марта дети дарят нарисованные ими открытки своим мамам. Воспитатель заботится о том, чтобы это вызывало у детей положительные эмоции и происходило в благоприятной обстановке.
В вечернее время по своему желанию дети могут вновь вернуться к рисованию «открыток» фломастерами и цветными карандашами.
Действия с предметами. «Забавные ленточки»
Задачи.Продолжать обогащать сенсорный опыт детей, предлагая действовать с предметами, окрашенными в следующие цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Находить по цветовому тождеству предметы, не только красного, синего, желтого, зеленого цветов, но и окрашенные в другие цвета спектра — оранжевый, голубой, фиолетовый («Найди такого же цвета»). Учить идентифицировать предметы по признаку цвета, не требуя «заучивания» названий цветов.
Учить детей использовать предметы в качестве подручных средств для решения практических задач, т.е. учить воздействовать предметом на предмет и использовать предметы в качестве орудий, творчески комбинируя их.
Материалы.Цветные ленточки (длина 80— 100 мм, ширина 5—7 мм), подобранные по цветам спектра (можно использовать цветные бумажные рулончики «серпантин»). Фломастеры: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый с колпачками того же цвета (всего 7 шт. — по числу детей).
Примечание.В занятии можно использовать старые, высохшие фломастеры с колпачками. Если
группа детей более семи человек, то какие-то цвета фломастеров взять по два.
Содержание занятия.Воспитатель привлекает внимание детей к «радуге» цветных фломастеров, которые держит веером на уровне детских глаз. «Посмотрите, какие у меня красивые фломастеры», — говорит взрослый и поочередно берет по одному фломастеру, называет его цвет, кладет на стол. Затем снимает с каждого фломастера крышечку (колпачок) и кладет рядом, подчеркивая, что у каждого фломастера своя крышечка — такого же цвета.
Воспитатель просит малышей поочередно положить фломастеры в красивую коробочку («Волшебный сундучок»). Крышечки фломастеров остаются на столе. Коробка встряхивается. Фломастеры раскатываются внутри нее. Затем, приоткрыв крышку, педагог просит каждого малыша вынуть из нее фломастер аккуратно, чтобы не испачкаться.
Воспитатель обращает внимание на разноцветные предметы в руках у малышей и просит найти на столе соответствующую крышечку. Помогает закрыть носик фломастера колпачком. Взрослый называет цвет всех предметов. Затем рассаживает детей на стульчики (в порядке цветового спектра, имеющихся у детей фломастеров).
Педагог раскладывает перед детьми ленточки и просит взять ленточку для фломастера (желательно такого же цвета). Взрослый открывает фломастер, вкладывает кончик ленточки и плотно закрывает фломастер. У каждого малыша получается, как бы «кнутик». Лента, укрепленная в фломастере, становится предметом для игры.
Воспитатель показывает, как красиво ленточка извивается, если взмахнуть ею. Каждый малыш поочередно танцует с ленточкой, показывает всем ребятам свою ленточку. Взрослый обращает внимание детей на то, что ленточки «танцуют» вместе с ними, и учит делать с ленточкой различные пассы: держит над головой, как флажок; размахивает, затем опускает вниз; крутит ленточку; делает ею «змейку».
Ребенок действует левой и правой руками, перекладывая предмет то в одну, то в другую руку. Дети исполняют движения ленточкой сольно. В этом занятии можно использовать музыкальный фон. В конце занятия педагог спрашивает каждого ребенка: «Чей танец тебе понравился больше всех?» «Победитель» исполняет танец на бис. Победителями могут оказаться все дети.
Речь. -«Мама дорогая крепко любит нас»
Задачи.Побуждать детей инициативно высказываться, включаться в диалог со взрослым, отвечать на вопросы. Высказываться на темы из личного опыта без опоры на наглядно представленную ситуацию (внеситуативное общение). Активизировать словарь наименований овощей, предметов одежды, глаголы. Соотносить слово и выразительные движения. В процессе звукоподражаний развивать артикуляционный аппарат детей.
Материалы. Кукла мама и кукла дочка. Игрушечная мебель по усмотрению воспитателя; кастрюля, миска с овощами.
Содержание занятия.Воспитатель организовывает на столе игровую ситуацию: комната (мебель, посуда); две куклы (мама и дочка). Дети рассматривают игрушки, инициативно высказываются.
Воспитатель: «Это домик. В нем живут кукла мама и ее дочка. Мама — большая, а дочка... (Дети: «Маленькая».) Куклу маму зовут Наташа, а дочку — Нина. Как зовут маму (дочку)?» (Ответы детей.)
— Посмотрите, какая мама Наташа красивая, — продолжает
воспитатель, — у нее голубые глаза, белые волосы, нарядное пла
тье. А у Нины глазки... карие, волосы... темные. Она тоже наряд
ная.
— Мама Наташа заботится о своей дочке. Как она заботится?
Что делает? Готовит... обед, ходит... в магазин, моет... посуду, сти
рает... белье, читает... книжки, покупает... игрушки.
Интонацией незавершенности педагог вовлекает детей в разговор. Воспитатель обращается лично к отдельным детям с вопросами: «Как зовут твою маму? Что мама делает дома? Куда вы ходите с мамой? Как играете?»
Эта часть занятия очень важна. Ей необходимо уделить особое внимание.
Далее педагог читает стихи о маме, например, «Песенка о маме» Н. Найденовой1 («Песенку о маме мы споем сейчас...»).
Воспитатель ведет рассказ: «Мама Наташа и дочка Нина вместе готовят обед. Варят борщ. Что нужно, чтобы приготовить борщ? Давайте посмотрим».
Достает миску с овощами, рассматривает и называет их вместе с детьми.
— Овощи надо помыть, почистить, нарезать, сложить в кастрю
лю, залить водой и поставить на плиту, — говорит воспитатель и
сопровождает слова условными действиями, вовлекая детей в под
ражание этим действиям и словам. Затем дети складывают овощи
в кастрюлю (условные действия).
Воспитатель: «До обеда еще есть время. Все вместе пойдем погулять. Оденемся. (Условные действия вместе с детьми.) Наденем свитер, брюки, носки, сапоги, куртку, шапку, шарф».
— Вышли на улицу. (Перемещаются на ковер.)
— Ножками потопали (топ-топ), ручками похлопали (хлоп-
хлоп), побегали, попрыгали, поскакали как будто на лошадке: но-
но-но. (Повторить 2 раза.)
— Вернулись домой. (Перемещаются в игровой уголок.)
— Разделись, помыли ручки. Пообедали. (Слова сопровождают
ся условными действиями.)
— Легли спать (выразительный жест).
- М.:
1 Ветрова В.В. Ладушки, ладушки: Игры для детей и родителей. Знание, 1995. С. 268.
Лепка. «Оладушки для любимоймамочки»
Задачи. Вызвать эмоциональный отклик, воспитывать доброжелательное отношение к близким людям, проявлять о них заботу. Самостоятельно использовать полученные ранее навыки в лепке, уметь ритмично раскатывать комок, расплющивать его в ладонях.
Материалы.Глина, пластилин, клееночки, жостовский поднос небольшого размера, салфетки, тряпочки для рук.
Предварительная работа.Чтение стихов о мамочке, в которых говорится о том, как надо о ней заботиться и помогать ей. Лепка угощений для кукол.
Содержание занятия.Воспитатель проводит с детьми беседу, спрашивает, как они дома помогают маме. Обобщает их ответы: «Дома вы должны помогать своей маме: убрать игрушки, поставить чашки, положить ложки на стол и т.д. Мама все делает сама, поэтому устает. Всем надо любить свою маму и заботиться о ней. А сейчас для любимой мамы „испечем оладушки". Надо взять комок пластилина и раскатать его в ладошках. Вы уже умеете это делать».
Предлагает детям самостоятельно круговыми движениями раскатать комок глины или пластилина. В процессе лепки воспитатель ритмично повторяет 2-3 раза слова: «Лепим мы оладушки для любимой мамочки...». Затем дети расплющивают комок, пальчиками делают на поверхности плоской формы ямочки. В процессе лепки воспитатель хвалит детей за старание, желание слепить много «оладушек» (ведь ими мама будет угощать гостей, которые при-
дут и будут поздравлять ее с праздником 8 Марта). Предлагает детям принести «оладушки» и положить их на красивый жостовский поднос. Обращает внимание на разнообразие вылепленных форм: «Оладушки получились потолще и потоньше, побольше и поменьше, мама будет довольна, как дети постарались для нее слепить это угощение». «А что для вас мама печет дома?» — спрашивает воспитатель. Дети отвечают: «Пирожки, блинчики, оладушки, булочки». «Мама добрая, заботливая, очень вас любит, поэтому печет такие вкусные угощения. Сегодня и вы, ребята, постарались для любимой мамы, „испекли" вкусные „оладушки"», — эмоционально говорит воспитатель.
В вечернее время дети продолжают по своему желанию лепить разные угощения для игры, например, приглашают гостей на день рождения куклы, расставляют кукольную мебель, «сервируют стол» и т.д. В процессе игры воспитатель обращает внимание на взаимоотношения между детьми, советует вместе слепить разные угощения для гостей, которые пришли на день рождения куклы, мишки, зайки и т.д.
Организация детской игры
Воспитатель продолжает закреплять и формировать у детей игровые умения, связанные с принятием на себя «роли в действии»: дети в игре с игрушками производят определенные действия, типичные для определенных персонажей. Они варят суп и разливают его в тарелки, «как мама», лечат и поят лекарствами, измеряют температуру, «как доктор», чирикают и «клюют зернышки», «как птички» и т.д. При этом в возрасте 2,5 лет мало кто из детей способен назвать себя ролевым именем или названием — это должен сделать воспитатель.
В совместной игре педагог обращает внимание детей на их собственные ролевые действия и называет их словом: «Ой, Катя, твоя дочка, наверное, замерзла! Накрой ее потеплее, ты же мама, добрая, заботливая!..»; «Доктор, здесь медвежонок пришел лечиться, у него ножка болит!»; «Витя, ты у нас папа — почини машинку, нужно с рынка продукты привезти»; «Люба, Света, вы у нас птички? Так летите сюда, здесь рябинки много», и т.д. Подобные высказывания педагога способствуют вычленению и осознанию детьми своей роли и ролевого поведения.
Для группы детей 2-3 лет характерно то, что многие из них обладают очень разными игровыми умениями. И если одни уже могут, фактически, принять роль и даже вступить в элементарные
ролевые взаимоотношения с другими детьми, то некоторые только овладевают простейшими игровыми действиями, подолгу их отрабатывают с игрушками и игровым материалом и не могут быть партнерами для хорошо играющих детей. Для них сюжет и роль еще только служат фоном для игровых действий с предметами и не представляют самостоятельной ценности, как для хорошо играющих более старших детей. Им должен помочь воспитатель: своим примером, наводящими вопросами и высказываниями привлекают их внимание к связному сюжету и ролевому поведению.
В качестве сюжетов могут быть использованы и старые, хорошо знакомые, и новые, связанные с недавно полученной информацией. В игре по сюжету «дом», «семья» выделяются и подчеркиваются роли мамы и детей, бабушки, других членов семьи. В играх с игрушками (в т.ч. и с театрализованными — бибабо) можно разыграть те же и другие сюжеты.
МАРТ. 25 НЕДЕЛЯ Планирование работы
Направленность педагогической работы.На этой неделе педагог продолжит формировать у детей представления о домашних животных, взрослых животных и их детенышах. Будет учить детей рассматривать картинки и сравнивать реалистично изображенных животных между собой, введет в активную речь детей новые слова, будет побуждать их к диалогу, подводить к обобщению: «мама есть у каждого малыша»; закрепит это обобщение в игровых сюжетах («семья животных», «уход человека за семьей животных»).
Главным героем недели станет кошка. Будет организовано наблюдение за кошкой с котенком. Дети вспомнят рассказ Е. Чарушина о них. Неделя будет наполнена произведениями детского фольклора, посвященными кошке, традиционно интересному ребенку животному.
В течение недели дети в сотворчестве с воспитателем создадут и обыграют панораму «Кошкин дом»; будут учиться подбирать предметы по цвету в дидактической игре по сюжету стихотворения о котятах, потерявших сапожки.
Используя речевые игры, педагог будет учить детей словесно выражать согласие и несогласие, активизировать в их речи глаголы.
В игровой форме он уточнит представления детей об умывальных принадлежностях, поможет разыграть ситуации их использования. А также проведет беседы с родителями о том, как учить ребенка правильно чистить зубы. На занятиях физкультурой дети будут упражняться в подлезании под препятствия и в катании мяча друг другу.
Организация наблюдений. «Кошка с котенком»
Задачи.Провести наблюдение за кошкой. Желательно показать кошку с котенком. Сравнить взрослую особь и котенка: котенок маленький, но имеет все внешние признаки взрослой кошки. В доступной для малышей форме рассказать, что «большая кошка — мама, а котенок — ее сынок». Вызвать у детей добрые чувства к животным, желание оберегать их, проявлять заботу.
22 Заказ 544
Широко использовать фольклор для маленьких: народные мотивы о коте-баюне и кисоньке-мурысеньке. В общении с детьми, в играх и показах с игрушками повторять знакомые потешки, песенки, присказки. Использовать детскую художественную литературу, раскрывающую реалистический облик кошки и ее повадки, например, рассказ Е. Чарушина «Кошка» и анималистический рисунок к нему. Так как обращение к произведению Е. Чарушина проходит вторично, следует оживить в памяти детей первую встречу с творчеством писателя. (Смотри занятие по ознакомлению с окружающим по произведениям Е. Чарушина — Февраль, 21 неделя.)
Содержание наблюдения.Кошку с котенком, по договоренности, заранее приносят родители детей или кто-то из сотрудников детского сада.
Воспитатель говорит детям, что сегодня на прогулку ребятам принесут кошечку и котенка. «Котенок маленький, поэтому вы не должны шуметь, толкаться: малыш может испугаться, и вы не увидите, какой он красивый и резвый», — говорит взрослый, подготавливая детей к предстоящему наблюдению.
На веранде заранее готовится удобное для обозрения место, которое необходимо огородить невысоким (40—50 см) «заборчиком» (можно использовать картон), внутри ограждения положить подстилку. Педагог дает возможность 1—2 минуты постоять, наблюдая за животными, не задает вопросов (учитывая возможность возникновения доминантного торможения).
Воспитатель обращает внимание на внешние особенности животных: покрыты шерстью, имеют ушки, глаза, усы, хвост. «Кошка-мама — большая, а котенок, ее сынок — маленький. Но у него тоже есть и усики и хвостик, как у кошки-мамы», — поясняет воспитатель. «Как кошка-мама подзывает своего котенка?» — спрашивает воспитатель, побуждая малышей звукоподражанием ответить на вопрос. Педагог спрашивает разрешения у хозяйки кошек покормить кошку и котенка, напоить молочком. Взрослый предлагает малышам послушать песенку: «Серенькая кошечка, села у окошечка...»
«А помните, ребятки, я вам читала рассказ про кошку Маруську и ее котеночка? У вас в группе есть картинка про них?» — обращается взрослый к малышам с вопросом. (Рассказ Е. Чарушина и иллюстрация к нему.) Педагог предлагает спросить у хозяйки животных, как зовут кошку и котенка, а также рассказать о них, как они ведут себя дома, как кошка ухаживает за котенком: вы-
лизывает ему ушки, лапки, шерстку, хвостик; учит играть с шариком и др.
Хозяйка животных в присутствии детей играет с кошкой и котенком, используя тонкую ленточку. В конце занятия хозяйка обещает ребятам, что кошка и котенок придуг к ним в гости еще раз. Ребята по предложению педагога, говорят кошке и котенку: «Мяу-мяу, мяу-мяу! До свидания!»
В процессе наблюдения можно использовать различные русские народные песенки и потешки, посвященные кошке. Например, «как у нашего кота...»1, «котик серенький присел на печурочке...»2, «пошел котик на Торжок»3 и др.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Педагог постепенно усложняет выполнение детьми всех гигиенических навыков, закрепляет усвоенные ими ранее.
Дети умываются и моют руки в нужное время без напоминания воспитателя, однако выборочный контроль с его стороны еще должен присутствовать. Педагог говорит, детям о том, что если их руки сильно загрязнены, например, после игры с песком, игры в мяч на прогулке, то мыть их нужно не менее двух раз (намылить руки два и более раз до тех пор, пока мыльная пена не станет белой, чистой).
Необходимо закреплять у малышей умение насухо вытирать лицо и руки после мытья и умывания, напоминая им о том, что кожа рук, если они недостаточно хорошо вытерты, может стать жесткой, обветренной, на ней могут появиться болезненные трещинки.
Педагог продолжает закреплять у детей навыки правильного полоскания рта кипяченой водой после приема пищи. Эта процедура требует повышенного внимания педагога и тщательного контроля с его стороны.
Правильному выполнению действий по уходу за зубами детей учат родители дома. Поэтому при встрече с родителями педагог в беседе с ними говорит, как учить ребенка правильно чистить зубы, какую при этом нужно использовать зубную щетку и зубную пасту. Все это воспитатель должен узнать сам, консультируясь с врачом или медицинской сестрой. Необходимо обратить внимание родителей, что при чистке зубов для полоскания рта можно использовать только питьевую воду.
- М.: Знание, 1996. С. 10. |
1 Хрестоматия для маленьких и постарше.
2 Там же.
3 Там же. С. 11.
22*
Сетка занятий
Днинедели | Занятия |
Понедельник | 1. Ознакомление с окружающим. «Животные и их детеныши» 2. Физкультура. № 49-50 |
Вторник | 1. Музыка. Повторение упражнения с шарами. Слушание новой песни «Веснянка», укр. нар. песня в обр. С. Полонского, пер. с укр. Л. Пеньев-ской. Повторение песни «Солнышко». Повторение упражнения «Наши ручки» (см. занятие 49) 2. Конструирование. «Машенька в театре Петрушки» |
Среда | 1. Рисование. «Кошкин дом» 2. Действия с предметами. «Что потеряли котятки?» |
Четверг | 1. Речь. «Нос, умойся» 2. Физкультура. № 49—50 |
Пятница | 1. Музыка. «Угадайка» на тему «Кто в лесу живет?» Повторение песен «Веснянка» и любой другой по выбору детей. Повторение «Пляски с платочками» 2. Лепка. «Котятки играют в прятки» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим. «Животные и их детеныши»
Задачи.Познакомить детей с животными и их детенышами. Расширить представления о них. Закреплять знания о домашних животных. Развивать умение сравнивать и делать первые обобщения. Ввести в понимаемую, а затем и в активную речь существительное с обобщающим значением: «детеныш» и «детеныши». Учить строить простые предложения из 3—4 слов. Побуждать к диалогу по поводу изображенного на картинке.
Материалы.Картинки из серии «Домашние животные»: «Кошка», «Собака», «Лошадь», «Корова». Картинки из серии «Животные и их детеныши»: «Кошка с котенком», «Собака со щенком», «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком».
Содержание занятия.Воспитатель показывает знакомые детям картинки и спрашивает, какие животные на них изображены. Дети
узнают и называют их; если они затрудняются, напоминает сам (называет животных). Спрашивает о том, помнят ли дети голоса животных, побуждает к звукоподражаниям.
Педагог рассказывает о «больших» и «маленьких» в животном мире, сравнивая их с человеком.
Кто ребенка нежно любит?
Кто малышку приголубит?
Кто от ветра защитит?
Поругает и простит?
Кто укроет одеяльцем?
Кто напоит молочком?
Кто расскажет сказку на ночь
Тихим, добрым шепотком?
Ты, конечно, догадался — это мамочка твоя!
Ну, а как же у других —
Братьев меньших, дорогих:
У котенка, у теленка,
У щенка, у жеребенка?
(Л. Павлова)
Воспитатель: «У всех ли есть мама? Вот о чем мы поведем разговор».
Воспитатель поочередно показывает картины среднего размера, на которых изображены взрослые животные и их детеныши: «Посмотрите, кто на картине нарисован? Правильно, собака, а кто рядом с нею? Это ее детеныш — щенок. Кто же это? Повторите: собака со щенком». Аналогично рассматриваются и другие картинки.
Педагог дает картинки детям, организует их рассматривание и обсуждение того, что дети видят, отмечаются особенности детенышей: например, у котенка — усы и круглая мордочка, пушистые лапки, коготки-царапки; у щенка — вытянутая мордочка, нет усов, висячие ушки и хвостик-закорючка; у теленка — хвост с метелочкой на кончике, отсутствует грива; у жеребенка — челочка (холка) на лбу и грива на шее, а хвост весь «метелочкой» и т.п. Педагог еще раз повторяет название каждого детеныша и его принадлежность к взрослой особи.