Этапы работы над дипломным проектом

Написание дипломной работы осуществляется в три этапа: подготовительный, основной и завершающий.

Начиная работу, студент совместно с преподавателем определяет примерную тему исследования, источники сбора материала, составляет библиографию. Как правило, научный руководитель оказывает помощь в формулировании темы, предлагает базовый список научной и научно-исследовательской литературы; обсуждает технологию сбора материала и обучает методике его анализа. В дальнейшем студент самостоятельно пополняет библиографический список в соответствии со спецификой проводимого исследования. В процессе знакомства с научной литературой происходит конкретизация, уточнение темы дипломного сочинения, постановка собственных исследовательских целей и задач.

Работа с научной литературой начинается с просмотра лекций по данной проблематике, справочной и учебной литературы (см. раздел «Список рекомендуемой литературы»). К справочным пособиям следует отнести энциклопедические словари и справочники по специальности. Как правило, в них указаны труды основоположников направления, ученых, с чьим именем связывается разработка данной проблемы. Без опоры на эти источники невозможно качественное представление теории вопроса. Работая с научной литературой, студенты начинают составлять реферативную теоретическую главу дипломного сочинения.

В результате библиогафического поиска необходимо представить теорию изучаемого вопроса во всей полноте – с этой целью выявляются и анализируются все источники, в которых так или иначе рассматривается данная проблема.

Методика выявления научной литературы такова: читая литературу из базового списка, студент одновременно просматривает в них библиографию и ссылки на другие источники. Теперь в библиографию дипломной работы войдут не только учебники, пособия, монографические исследования по теме, но и статьи из научных сборников, авторефераты и тексты диссертаций по соответствующей тематике.

Конспектирование и реферирование научной литературы - это навык, который студент приобретает на протяжении всех лет обучения в вузе. Именно благодаря ему формируется культура научного мышления; он лежит в основе такого важного для любого специалиста умения, как аналитическое чтение профессиональной литературы. Навык работы со специальной литературой (учебниками, научными трудами, профессиональными периодическими изданиями) необходим для выявления тенденций развития профессии и для освоения новых методов работы – именно он способствует формированию высококлассного специалиста.

Первый этап знакомства с научной и учебной литературой дает возможность сориентироваться в изучаемом вопросе, выяснить,

- что понимается под ключевыми терминами, которые обозначены в теме;

- имеются ли разночтения в трактовке этих базовых понятий;

- насколько в целом исследована проблема;

- имеются ли в теории вопроса какие-то неоспоримые, общепризнанные

положения;

- какие аспекты изучаемой проблемы носят дискуссионный характер;

- какая точка зрения по исследуемой проблеме кажется вам наиболее

аргументированной, вследствие чего вы возьмете ее за основу своей

дипломной работы;

- на каком материале ученые и практики сделали свои выводы;

- изучался ли тот материал, который избрали для анализа вы, в каком аспекте он исследовался;

- какие исследовательские цели и задачи следует поставить в вашей работе применительно к собранному материалу.

Ответы на эти и другие вопросы составят основу будущей теоретической главы дипломного сочинения. На эти же вопросы можно ориентироваться, составляя конспекты. Конспекты целесообразно сразу же набирать на компьютере (или сканировать). Сканированный или ксерокопированный текст требует дальнейшей обработки: в нем останется только то, что служит ответом на поставленные выше вопросы. Каждый изучаемый источник должен получить грамотное библиографическое описание (см. Приложение 6), одновременно данные об этом источнике вносятся в список литературы будущей дипломной работы. Если вы дословно цитируете какой-либо фрагмент, то в конспекте нужно сразу указать страницу источника. Такая работа значительно сэкономит вам время при переходе к основному этапу - написанию текста дипломного сочинения

На основном этапесоздается текст дипломной работы: продолжается аналитическое чтение и конспектирование научной литературы и осуществляется анализ собранного материала.

Написание теоретической части невозможно без освещения современного состояния изучаемой проблемы: для этого полезным будет обращение к профессиональным периодическим изданиям, к Интернет-источникам.

Последовательность изучения источников согласуется с руководителем. Все просмотренные источники фиксируются в библиографическом списке и при необходимости конспектируются.

Иногда по теме исследования можно найти готовый список литературы. Его можно обнаружить в современных монографиях, в диссертациях. Помещенные там списки литературы отличаются полнотой и всесторонним охватом проблемы, однако включают ряд изданий, не имеющих прямого отношения к вашей теме либо малодоступных, которые студент заведомо не сможет найти. Поэтому не следует слепо копировать чужие списки. Более того, в списке использованной литературы, в отличие от библиографического списка, должны быть представлены только те издания, на которые есть ссылки в тексте работы.

Современная дипломная работа немыслима без обращения к электронным сетевым ресурсам. Для выявления монографий целесообразно просмотреть электронные каталоги библиотеки СВФУ и Национальной библиотеки имени А.С.Пушкина по ключевым словам. Электронные версии научных журналов.

Иногда в обычных поисковых системах (Rambler, Google и др.) можно обнаружить авторефераты недавно защищенных диссертаций по вашей проблеме или статьи практиков, где специалисты обсуждают актуальные для отрасли вопросы. При этом необходимо помнить, что теоретическая часть не может быть построена только на сетевых источниках: они носят вторичный характер; серьезное исследование немыслимо без обращения к фундаментальным научным работам.

Все использованные Интернет-ресурсы обязательно вносятся в список использованной литературы.

При изучении литературы необходимо постоянно соотносить прочитанное с задачами вашей работы, с особенностями собранного материала и конспектировать (включать в теоретическую часть) только те фрагменты, которые в совокупности составят научное обоснование избранной темы.

Всю накопленную информацию необходимо организовать в связный текст в соответствии с типовой структурой дипломной работы.

На последнем этапев тесном сотрудничестве с научным руководителем проводится редактирование черновика дипломной работы, пишется введение и заключение. На этой стадии возможно уточнение формулировки темы, структуры работы.

Введение занимает 3-5 страниц. В этой части находит обоснование актуальность избранной темы (почему была выбрана именно эта тема, насколько она значима для современного этапа развития лингвистики и специальности «зарубежная филология»). Во введении получают характеристику методы исследования, делается мини-обзор работ, посвященных рассматриваемой проблеме, с указанием тех ее аспектов, которые требуют более детального рассмотрения. Из актуальности следует новизна проводимого исследования, цель и задачи вашей работы. Далее подробную характеристику получает материал исследования: что стало предметом и объектом изучения. Объектом являются те единицы, которые автор намеревается извлекать для анализа (например, объектом изучения могут стать слова только определенной семантической группы). В то время как предметом исследования называют тот аспект изучаемого явления, который интересует автора работы: он может описывать свой материал на предмет выявления жанрово-стилистических особенностей и т.д. На основании данного обзора формулируется собственная гипотеза дипломной работы. Введение содержит краткую характеристику структуры дипломной работы – она представляет собой краткий путеводитель для тех, кто будет знакомиться с текстом квалификационной работы.

Типовые словесные клише, с помощью которых оформляется введение, даны в Приложении (первая часть «Защитного слова»).

Заключениепредставляет собой раздел дипломного сочинения объемом 4-6 страниц, в котором выпускник подводит итоги проведенной им работы. Заключение уже не содержит теорию вопроса – оно включает только выводы, к которым пришел дипломник в процессе анализа материала. Выводы дипломного сочинения обязательно должны быть соотнесены с гипотезой, целью и задачами исследования, которые были сформулированы во введении. Автор отвечает на вопрос, подтвердилась ли выдвинутая гипотеза, решены ли поставленные задачи и достигнута ли цель работы. Выводы, полученные в ходе исследования, примерами уже не иллюстрируются. В Заключении дипломник намечает перспективы изучения данной проблемы на том или более широком материале.

Выводы из Заключения в основном входят в Защитное слово выпускника.

В последнюю очередь осуществляется стилистическое и техническое редактирование текста.Окончательный вариант дипломной работы надо несколько раз прочитать, вычеркнуть повторения, дополнить основные положения аргументирующим или иллюстративным материалом. На заключительном этапе привести работу в соответствие техническим нормам.

Наши рекомендации