Ролевая игра «Мастер-класс "Современное учебное занятие
в колледже"»
Цель. Познакомить студентов с особенностями проведения мастер-класса как формы презентации технологии преподавания. Определение специфики современного учебного занятия в условиях модернизации современного образовательного процесса.
Задачи
- определить содержание современного учебного занятия как культорологического феномена;
- показать практическое применение разнообразных методов обучения, стимулирующих учебно-познавательную деятельность студентов педагогического колледжа;
- выделить стратегию и тактику педагогического взаимодействия преподавателя со студентами на учебном занятии;
- сконцентрировать внимание на режиссуре современного учебного занятия.
Основная форма проведения мастер-класса — семинар-практикум.
Материал: конспекты учебных занятий, мультимедиапроек-тор.
Предварительная работа.
Студент выбирает один из разработанных им конспектов учебных занятий, продумывает способ его презентации с использованием современных информационных технологий.
Учебная группа разбивается на подгруппы по четыре человека.
Ход игры:
1. Семинар по теме «Проблемы современного учебного занятия».
Основные положения темы:
Учебное занятие — это сотворчество, сотрудничество преподавателя и студентов.
Учебное занятие — это лаборатория мастерства педагога и студентов.
Учебное занятие — это продуманный во всех деталях сценарий.
2. Практикум.
Презентация конспектов учебных занятий как защита автором собственной технологии преподавания с помощью использования современных информационных технологий.
Практикум включает два этапа. На первом этапе в каждой из подгрупп обсуждаются все представленные конспекты учебных занятий. Они анализируются с учетом решения основных задач мастер-класса, а также рассматриваются как творческая работа.
Критерии оценки конспекта учебного занятия как творческой работы преподавателя:
- степень творчества работы;
- оригинальность работы;
- новизна;
- уровень профессионализма;
- полезность и значимость работы для автора и других педагогов;
- трудоемкость работы;
- качество оформления работы.
На втором этапе происходит презентация лучших конспектов (по одному от каждой подгруппы) с использованием современных информационных технологий.
3. Круглый стол по результатам мастер-класса. Основной метод: дискуссия по технике аквариума. Форма организации участников дискуссии — фронтальная.
Примерные вопросы для обсуждения:
- традиции и новшества на современном учебном занятии;
- педагогика отношений на современном учебном занятии;
- современное учебное занятие: содержание, подходы к организации, проблемы проведения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
Батышев А. С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. — М., 2003.
Герасимов А. М., Логинов И. П. Инновационный подход в построении обучения. — М., 2001.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., 1999.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока. — М., 1999.
Кульневич С. В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. — Ростов н/Д., 2003.
Семушина Л. Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. — М., 2001.
Симонов Б. П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. — М., 2003.
Тучкова Т. У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. — М., 2002.
УДК 373.2(075.8) ББК 74.10я73 М793
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Л. В. Тодоров; кандидат педагогических наук, доцент М. Б. Зацепипа
Морева Н.А.
М793 Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Наталья Александровна Морева. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 432 с.
5-7695-2254-2
В учебном пособии раскрыты теоретические основы и техника методов интерактивного обучения; выделены требования к современному учебному занятию; определен алгоритм составления дидактических тестов и технологии рейтингового контроля; обозначены основные этапы самостоятельной работы студентов на учебном занятии и во внеаудиторное время, этапы подготовки преподавателя к учебному занятию. В приложении даны материалы, необходимыедля организации педагогического контроля, а также вопросы для айал^зЪ«удебного занятия.
Для студентов и Ыгист^йов^педагогических вузов. Может быть по-
лезно преподавателя
Оригинал-макет д(\