Весь вопрос, однако, в каком направлении и каким путем... 3 страница

Вполне понятно, что влияние русского этноса, менталитета русского народа, составляющего подавляющее большинство (более 80%) населения России, всегда имело и имеет сейчас решающее значение для формирования интегрального российского менталитета. Но не следует забывать и того, что и русский менталитет всегда испытывал на себе влияние ментальностей всех других народов, населяющих Россию... Что же касается ментальных ценностей и идеалов российского социума в целом, то в них отражаются, должны отражатьсяпрежде всего гражданскиекачества всего народа, его принадлежность к единому государству, единой культуре, единому ментальному и культурно-образовательному пространству России.

Можно утверждать, что если взаимодействие социумов на уровне духовного взаимопонимания - это взаимодействие их ментальностей, то взаимодействие ментальностей, в свою очередь, это взаимодействие, взаимопроникновение и взаимообогащение тех ценностей и идеалов, которые составляют основу любой ментальности.

Категория "ценность" в аспекте развития и взаимодействия культур тщательно исследована в трудах известного русского социолога и философа П.А.Сорокина, значительную часть своей жизни проведшего в США и имевшего все возможности для углубленного изучения своеобразия культур российского и американского социумов. "Каждая из культурных сверхсистем, - писал он, - "обладает" свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом "святости", собственными представлениями правого и недолжного, собственными формами изящной словесности и искусства, своими нравами, законами, кодексом поведения, своими доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической

организацией, наконец, собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением"84. Но вместе с тем "...всякая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, существующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета), все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации"85.

Категория "ценность", отражая общую, основополагающую идею существования и развития каждого социума, очевидно, может и должна рассматриваться как категория собирательная, интегрирующая.

Ценность, тем более, понимаемая глобально, сугубо мировоззренчески, в виде главного критерия отношениялюдей, входящих в данный социум, к миру, к разным явлениям жизни, друг к другу, несомненно, имеет свою структуру,свой компонентный состав.

Оперировать лишь глобально понимаемыми ценностями применительно к тем или иным основаниям культуры при сравнении социумов и их ментальностей, а также в поисках путей взаимодействия и духовной интеграции социумов, недостаточно, технологическинепродуктивно. Важно найти такие инвариантные для разных социумов компоненты ценностей, такие доминирующие параметры мировоззрения и отношения людей к различным сторонам жизни, которые позволили бы установить реальные критерии, необходимые для сопоставления социумов и для поиска вполне конкретных механизмов их взаимодействия.

Решить эту сложнейшую задачу во всей ее полноте крайне трудно, если вообще возможно. Решать ее, последовательно приближаясь к искомому результату, необходимо.

Именно поэтому из всего разнообразия детерминирующих факторов, так или иначе влияющих на содержание менталитета социума, придется выбрать лишь некоторые, представляющиеся на данном этапе наиболее существенными для понимания социально-генетических "корней" и критериальных оснований соответствующих ментальностей. Выявление подобных факторов чрезвычайно важно для того, чтобы перевести решение проблемы взаимодействия и духовной интеграции социумов из области благих пожеланий и теоретических абстракций в план конкретных акций конвергенционного, интегративного характера.

Можно предположить, что объективная сложность и глобальность данной проблемы потребует неординарных, четко скоординированных и весьма масштабных решений.

В поисках конструктивного механизма духовной
интеграции социумов

Достаточно конструктивными, хотя, конечно, прогностическими по реальным возможностям и срокам своего осуществления, представляются следующие основные направления не только исследовательских, но и практико-ориентированиых акций, способствующих системному взаимодействию и духовной интеграции социумов:

  1. Постепенный переход от все более глубокого понимания основных религиймира, терпимости и плюралистичности существования различных, изолированных друг от друга и нередко противостоящих друг другу религиозных конфессий, к поиску единых, объединяющих начал этих религий, их сближению и интеграции при сохранении, вместе с тем, свободы в развитии каждой религии в отдельности. Сказанное означает, что речь идет не о некой попытке искусственной или насильственной унификации религий, подавлении или дискредитации той или иной из них, а только и исключительно о возможном диалоге религий, их взаимообогащении и примирении. Вновь и вновь необходимо подчеркнуть, что интеграция - это не ассимиляция, не поглощение или нивелировка интегрируемых компонентов системы, а лишь признание целостности этой системы в ее многообразии, отнюдь не исключающем самостоятельного развития каждого отдельного компонента, уже самим фактом такого развития обогащающего всю систему в целом.
  2. Проведение в жизнь идеи диалога культур с ориентацией на все большую детализацию взаимодействующих компонентов культуры и их интеграции в целостном культурном пространстве мировой цивилизации. Огромное значение при этом имеет обращение к общепризнанным классическим образцам культуры, вошедшим в мировой цивилизационный фонд, сокровищницу культурного наследия человечества и представляющих универсальные общечеловеческие ценности для всех народов Земли, при бережном сохранении и создании условий для развития культуры каждой страны, каждого социума в отдельности.
  3. Постепенное совмещение и унификация политических доктрин, интеграция которых призвана подтвердить незыблемый принцип политической стратегии - мирное сосуществование государств, стран и народов - и безусловно отвергнуть силовые методы решения любых межгосударственных, внутригосударственных и межнациональных конфликтов.
  1. Развитие человеческих контактовна всех уровнях, с акцептацией внимания на активных формах взаимовыгодного сотрудничества в экономике, науке, культуре, политической деятельности, образовании и т.д. Поощрение совместных исследовательских проектов и технологических разработок, направленных на решение глобальных общецивилизационных проблем (защиты окружающей среды, борьбы с голодом, болезнями, безработицей, неграмотностью, осуществления проектов мирного использования космического пространства, разоружения, поиска новых видов энергии и т.п.), создание совместных авторских коллективов по различным проблемам науки, техники, технологии, культуры, образования.
  2. Поиск путей совмещения и постепенной интеграции различных философских доктрин и стратегий развития цивилизации,создание мирового "банка идей", направленных на взаимодействие и интеграцию социумов. Организация и последовательное осуществление широкомасштабных исследований по всей совокупности проблем ментальности.
  3. Все более широкое использование на всех уровнях управления и самоуправления социума инструментария экспертных оценокс привлечением наиболее компетентных специалистов в соответствующих областях, представляющих высший мировой уровень достижений в тех или иных сферах. Такой мировой, общецивилизационный Экспертный Советдолжен приобрести в перспективе верховные функции управления человеческой цивилизацией, исключая тем самым случайности и непредсказуемость действий политических лидеров. Создание такого Совета возможно только на основе всемерного укрепления уже существующих структур Организации Объединенных Наций, постепенного перехода от сугубо организационных мероприятий ко все более разнообразным по содержаниювидам международных интегративных акций.
  4. Последовательная интеграция правовых нормфункционирования социумов и на этой основе разработка действенных средств упреждения и предотвращения глобальных преступлений против человека и человечества - подготовки и ведения войн в любых их видах, осуществления политики геноцида, международного терроризма, организованной экономической преступности, разжигания межнациональной вражды, варварского отношения к природе и т.п.
  5. Дальнейшее развитие уже в значительной мере продвинутой планетарной системы информации- уникального и наиболее эффективного вида коммуникативного взаимодействия людей, человеческих сообществ и социумов. В силу своей специфики и непрерывного совершенствования технических возможностей информационное поле взаимодействия социумов,не знающее архаичных границ, "железных занавесов" и расстояний, представляется технологически наиболее перспективной материальной базойдуховной интеграции социумов.
  1. Развитие и совершенствование универсальных форм человеческого общения на основе инвариантных для всех народов планеты популярных и привлекательных видов досуговой деятельности (международные спортивные соревнования, мировые фестивали искусств, международный туризм и т.п.). Постепенное сближение языков общения на основе реанимации и интенсивного развития идей по созданию международного языка (типа эсперанто или аналогичных удобных для взаимодействия языков) без какого-либо подавления и унижения национальных языков и диалектов.
  2. В качестве первого и, несомненно, наиболее ответственного, но, вместе с тем, и вполне реального шага на пути духовного взаимодействия и интеграции социумов могла бы стать целенаправленная работа по формированию единого мирового образовательного пространства, интеграции национальных образовательных систем на началах возможно более полной совместимости, международного консенсуса в признании универсальных образовательных идеалов и ценностей на всех ступенях обучения, воспитания и развития человека. Особое значение при этом имеет воспитательный, гуманитарный, нравственный аспект образования,интеграция филосoфско-образовательных, аксилогических идей.

Необходимо подчеркнуть: в конечном счете, все без исключенияобозначенные выше (и возможные другие) факторы и направления, способствующие духовной конвергенции и интеграции социумов, прямо или косвенно связаны с состоянием и перспективами развития именно образовательной сферы,оказывающей решающее влияние на осознаниелюдьми, участвующими в тех или иных акциях интеграции, необходимости их поистине мессионерскойфункции и деятельности для будущего человеческой цивилизации.

Единство образовательных идеалов и ценностей, интегративное началов философии, политике и стратегии в сфере образования не должны означать посягательств на дифференциацию и вариатизацию путей достижения этих целей.

При любых обстоятельствах творческая профессия учителя, преподавателя должна быть защищена от бюрократического насилия, жесткой унификации учебно-воспитательных технологий и методик. Столь же важно сохранять специфику национальных традиций в образовании, региональные особенности образовательной деятельности. И вместе с тем, чрезвычайно важно объединить усилия ученых и педагогов разных стран в создании интегративных учебных программ и

учебников по гуманитарным дисциплинам, обращаясь, прежде всего, к классическомудуховному наследию человечества.

Необходимо систематически изучать, обобщать, оценивать и распространять международный инновационный опытв сфере образования. Это относится, прежде всего, к проблемам отбора содержания образованияс учетом новейших и высших достижений в науке, технике, производстве и т.д., использования эффективных технологий и методик преподаванияразличных учебных предметов на разных образовательных уровнях, организации психолого-педагогических и междисциплинарных исследований, ориентированных на повышение качества образования.

2.6. Образование как мировоззренческий
синтезатор Знания и Веры

Роль и место образования в современном мире, его важнейшие личностносозидающие функции все еще ждут своего обстоятельного, междисциплинарного изучения. В основу такого изучения могут и должны быть положены смелые идеи и нетривиальные гипотезы, которые позволяют обозначить возможные направления исследовательского поиска, подойти к решению сложнейших проблем мировоззренческого характера с весьма неожиданной стороны.

Одна из таких прогностических гипотез выносится на суд читателей.

В ее основе, как уже отмечалось выше, - предположение о том, что главной причиной катастрофической девальвации нравственных, духовных ценностей цивилизации и все более очевидных мировоззренческих тупиков на пороге XXI века и третьего тысячелетия является системный кризис,который охватил три важнейших сферы духовной жизни общества - науку, религию и образование.

Содержание данной прогностической гипотезы раскрывается в следующих утверждениях:

Образование должно обеспечить мировоззренческий синтез Знания и Веры как необходимое условие их взаимодополнения и взаимообогащения в едином процессе миропонимания и способствовать тем самым ликвидации методологических и мировоззренческих тупиков в понимании функций и возможностей науки, религии и самой сферы образования.

Обеспечение гармонии Знания и Веры как противоречивых, но взаимодополняющих друг друга сторон отражения единого материально-духовного Мира, должно стать важнейшим направлением философии образования, служить методологическим ориентиром в процессе социально-педагогического целеполагания, отбора содержания образования, использования методов, средств и

Организационных форм образовательно-воспитательной деятельности. В то же время синтез Знания и Веры должен способствовать интеграции ментальных ценностей людей и социумов, постепенному формированию единого ментального пространства цивилизации, а личностный вклад каждого творчески мыслящего человека в обогащение ментальных ценностей - стать Смыслом его духовной жизни и условием бессмертия его Души...

Образование может и должно взять на себя решение важнейшей задачи цивилизационного масштаба: вернуть людям Веру в высшие нравственные идеалы и ценности, подвести каждого человека к пониманию и внутреннему принятию Смысла человеческой жизни, указать ему путь достижения личностных жизненных устремлений. Это означает, что по своему духовному потенциалу и по общественному статусу образование может и должно взять на себя функции нового, построенного на качественно иной источниковой основе Вероучения, и в этом смысле, - может и должно стать новой мировой Религией, прийти на смену архаичным, утрачивающим свою мировоззренческую значимость традиционным религиозным учениям, основанным на иррационализме и мистике, не соответствующим духовным запросам развивающегося человечества и потому превращающимся в тормоз его прогрессивного развития.

Можно предположить, что образование как часть культуры по своему общественному статусу и менталеобразующим возможностям становится все более соизмеримым с такими всеохватывающими сферами духовной жизни человечества, как наука и религия.Выступая в качестве своеобразного связующего "моста" между Знанием и Верой, именно образование в перспективе, пусть и в достаточно далекой перспективе, сможет взять на себя функцию их интеграции, объединить сущностные особенности этих двух, столь несхожих ныне, едва ли не диаметрально противоположных по своему отношению к Миру областей человеческой мыследеятельности, в единую целостную систему миропонимания,культуры и творческого освоения действительности, в единую систему созиданиявсе более совершенного Мира.

Мира не только внешнего по отношению к Человеку и человечеству в целом, но и, что особенно важно, мира внутричеловеческого, индивидуально духовного.Того внутреннего мира, который предопределяет, в конечном итоге, главное - осознание каждым Человеком всей меры абсолютного счастья бытия.Бытия не только в виде своего земного, всегда ограниченного во времени и в пространстве существования, но и бытия поистине вечного в той духовной ауре человечества, в том ментальном духовном пространстве,которое объективно существует в виде специфической субъективной реальности,еще не познанной современным человечеством, но, несомненно, познаваемой принципиально.

Как видим, предложенная гипотеза не страдает ни излишней скромностью, ни какой бы то ни было мировоззренческой ограниченностью. Но столь глобальная заявка на преобразование самого статуса образования, более того, - на преобразование всей, веками складывающейся доктрины миропонимания, основанного на непримиримом антагонизме науки и религии, а в более широком смысле, - Знания и Веры, вполне понятно, требует дополнительных и, по возможности, убедительных разъяснений и аргументов.

И пусть читателю не покажется, что автор уводит его далеко в сторону от заявленной темы. Слишком долго, недопустимо долго образование, именно образование,находилось в стороне от острейших мировоззренческих проблем цивилизации.

Пора возвращаться...

Слишком долго уделом образования было лишь эпигонствующее обслуживание надуманных религиозных, философских и наукообразных доктрин, идеологических и политических идиотизмов, утилитарных приоритетов буквально понимаемого материального жизненного успеха при катастрофическом падении нравственных, духовных жизненных ценностей.

Пора придать образованию его высший смысл - смысл впередсмотрящегоорганизатора прогресса человеческой цивилизации, духовного поводырячеловека и человечества, своеобразного, но полноценного Вероучения - Религиипринципиально нового типа, помогающей человеку разумномуи, надо полагать, со временем становящемуся все более разумным, понять Смысл его жизни,выдвигающей перед ним аргументированные жизненные идеалы,формирующей у подрастающего поколения осознанную, основанную на знаниях и устойчивую Веру в эти идеалы,а главное, указывающей и прокладывающей путь, по которому следует идти человекудля наиболее полной реализации этих идеалов, наиболее полной самореализации.

Но решение этой беспрецедентной по своему масштабу задачи требует не только желания, лозунгов и деклараций. Нужны целенаправленные усилия по осмыслению принципиально новых функций образования и их практической реализации. Необходимы подлинно эвристические прорывы в философии образования, в стратегииразвития образовательных систем, в политикеуправления этими системами, наконец, в теории, методологии и методике (технологиях)организации самого педагогического процесса.

Ниже предпринята попытка более подробной аргументации и "технологизации" некоторых положений выдвинутой гипотезы, придания утопическим и фантастическим, на первый взгляд, утверждениям абриса грядущих концептуальных, теоретических и проектных, программно-целевых разработок.

Образование:
истоки кризиса и предпосылки триумфа...

Как известно, кризис - это пик назревших глубинных противоречий в тех или иных явлениях. Если противоречия не познаны, неразрешимы или не разрешаются вовремя, кризис может иметь разрушительные последствия как для самих этих явлений, так и (что важно иметь в виду) для явлений сопутствующих, привести к полному краху. Но кризис может оказаться предтечей не только бесповоротного краха, но и подлинного триумфа- резкого улучшения характеристик и параметров рассматриваемых явлений, если появляется возможность понять истинные причины кризиса и принять адекватные меры для их упреждения или преодоления.

Сфера образования исторически самым тесным образом связана с наукой,ибо она, как и наука, в процессе обучения, апеллирует к Знанию.Она связана и с широко понимаемой религией,поскольку, как и религия, образование апеллирует к Вере, без которой немыслим процесс воспитания,нравственного становления личности.

Но образовательный процесс может быть эффективным лишь при условии его целостности,лишь в единстве его обучающих, воспитательных и развивающих функций, ибо и сама личность человека целостна.

Любые попытки искусственного расчленения этой целостности, осуществления раздельного обучающего, воспитательного или развивающего влияния на те или иные качества личности заранее обречены на провал, поскольку, в конечном счете, ведут к нарушению гармониицелостной личности, недопустимым перекосам в ее мироощущении, мировосприятии и мировоззрении.

Категория "целостность" имеет, по-видимому, ключевое значение для понимания глубинных процессов формирования личности человека. Это объясняется тем, что объективно целостной личностив процессе познания всегда противостоит объективно целостный материально-духовный Мир.

Вполне естественно, что истинные возможности образования влиять на формирование мировоззренческих, ментальных качеств человека и общества (а именно в этом состоит и главная задача сферы образования, и подлинный критерий ее эффективности) существенно зависят от сложившейся мировоззренческой ситуации и в сфере Знания,и в сфере Веры.Иными словами, от реального статуса Веры и Знания, их соответствия непрерывно изменяющимся запросам и человека, и общества.

Нельзя не видеть, что объективная сложность познания целостного материально-духовного Мира, противостоящего человеку в своем единстве и таинственной многозначности проявления загадочных и трудно объяснимых явлений, не могла не привести к искусственному расчленению целостности на, казалось бы, несовместимые между собой материальную и духовную составляющие и включению в

процесс познания и объяснения соответствующих явлений преимущественно аналитическогоподхода, ориентированного на сепаратное, независимое друг от друга изучение каждой из составляющих в отдельности.

Собственно говоря, такое разделение проходило достаточно спонтанно, без какой-либо заранее поставленной цели. Явления и процессы материального мира стали прерогативой постепенно развивающейся и дифференцирующейся по отраслям науки,явления духовного порядка, куда более загадочные и трудно объяснимые, - прерогативой, преимущественно, религии.Наука апеллировала к Знанию,добиваясь возможно более полной его достоверности. Религия - к Вере,не претендующей на использование строго доказательных аргументов и вполне удовлетворяющейся эмоционально-чувственным восприятием действительности и соответствующим отношением к ней.

Но рано или поздно это искусственное, сугубо аналитическое отношение к целостному Миру должно было прийти и, конечно же, пришло в непримиримое противоречие с реальностью. И наука, и религия все чаще и чаще начали давать "сбои" в своем сепаратном существовании и, более того, непримиримом отношении друг к другу. Все это обернулось крайне негативными последствиями, прежде всего, в сфере формирования мировоззрения человека, его ментальности, привело к потере объективности миропонимания, внесло глубокий и все более ощутимый расколв методологию познания закономерностей развития Мира. Знание и Вера оказались разделенными и противостоящими друг другу мировоззренческими антиподами. Попытки же искусственной подмены религиозной Веры ее идеологическими суррогатами в виде тех или иных, по существу, политических, доктрин (коммунистических, национал-социалистических, анархо-радикалистских и т. п. ), апеллирующих не столько к природосообразнымкачествам человека, сколько к сугубо поверхностным социальным наслоениям, поддающимся искусственной деформации и манипуляциям в процессе идеологического и политического насилия, не могли не закончиться крахом. Неприродосообразные человеческой сущности влияния, любые искусственные, надуманные идеологические имплантанты рано или поздно отторгаются и человеком, и обществом.

Можно предположить, что глубинные истоки кризиса в образовании связаны с весьма глубокими кризисными явлениями, которые переживают и Знание, и Вера.

Исправить создавшееся тупиковое состояние может только синтез уже добытых и вновь получаемых аргументов Знания и Веры, их объективно необходимое взаимопроникновение и взаимообогащение. При этом речь идет не о реанимации архаичных, уходящих в прошлое догматов сугубо религиозной Веры в ее традиционном понимании, а о поиске природосообразных,а следовательно, единственно возможных и допустимых компонентах мировоззренческой убежденности

человека, убежденности, без которой немыслимы его полноценное самосозидание, полноценная самореализация и жизнетворчество.

Рассмотрим эти вопросы более подробно, имея в виду, прежде всего, собственно образовательные возможности формирования целостного мировоззрения и миропонимания человека на основе гармонии Знания и Веры.

Наука и Вера

К концу XX века стало достаточно очевидным, что концентратом, хранилищем, в определенном смысле, - сокровищницей достижений человечества в познании материального Мира является наука.Органически синтезируя в самой своей сущности три основополагающих компонента познавательной деятельности - цели, процесс и результат,используя все более эффективные методы и средства получения новых знаний, наука добилась действительно огромных успехов в понимании и преобразовании природы - того естественного целостного объекта, который был и все еще остается для человека и человечества извечной тайной мироздания, неисчерпаемой загадкой, стимулирующей все новые и новые попытки ее разрешения.

Важнейший атрибут науки - знание.Именно знание, последовательно обогащаемое и углубляемое, является конечной целью научной деятельности. Именно знание позволяет находить наиболее эффективные технологии преобразования различных сторон действительности с учетом непрерывно изменяющихся запросов и потребностей человека. Конечно, такое преобразование далеко не всегда является продуманным и прогностически целесообразным. Выигрывая в одном, то и дело приходится проигрывать в другом, нередко куда более значимом и важном. Типичный пример такого бездумного, эгоистичного отношения к окружающему Миру - все более варварское отношение к биосфере Земли, фактическое разрушение природной среды обитания человека. В этом же ряду глобальных издержек научного, технического и технологического прогресса - безудержный рост запасов смертоносного оружия массового уничтожения, распространение искусственных и все более изощренных наркотических препаратов и отравляющих веществ, достаточно грубое и самоуверенное вторжение собственно технических новшеств в тонкие и чувствительные пласты духовной культуры, искусства, образования, медицины, информационной и идеологической сферы общества...

Но кризисные явления в современной науке проявляются не только в ее результативной части, в бездумности и безнравственности использования ее достижений. Несомненные и все более ощутимые трудности проявляются и в самом процессенаучного познания, в системе доказательств и аргументации, в методологии и философии науки.

В индуктивныхнауках (точнее, - в науках, преимущественно индуктивных), то есть в тех отраслях научного знания, где решающее значение имеет добывание достоверных фактов в процессе специально поставленных экспериментов и целенаправленных наблюдений, все большее возмущающее воздействие оказывает различный уровень профессиональной квалификации экспериментаторов или наблюдателей, их мировоззренческая позиция, эмоциональное состояние, личностные интересы и приоритеты, так или иначе сказывающиеся на конечных результатах таких эмпирических в своей сути исследований, а главное, на интерпретации, истолковании полученных данных.

На этот методологический феномен обратили внимание еще в начале XX века в связи с развитием экспериментальной и теоретической физики и проникновением во все более сложные структуры микромира. Со временем эти субъективные моменты, органически вписанные в процесс, казалось бы, объективного эмпирического познания, не могли не поставить под сомнение и всю систему доказательств в подобных науках, поколебали доверие к достоверности экспериментально добываемых фактов - "кирпичей" возводимого индуктивным, собирательным путем научного знания. Весьма часто повторение одних и тех же экспериментов даже по той же самой методике, но в разных научных лабораториях, дает несовпадающие результаты. Это приводит к тому, что вместо четких научных критериев достоверности получаемых знаний приходится апеллировать к таким сугубо субъективным факторам, как авторитет ученого и его научной школы, количество публикаций по тем или иным вопросам, частота цитирования публикаций лидеров научных направлений и т. п.

Наши рекомендации