Проведение педагогом урока и деятельность учащихся
Урок начался своевременно, а закончился позже звонка. Педагог привела детей из класса, где они переодевались. По заданию учащиеся быстро и почти беззвучно построились в одну шеренгу. на них было приятно смотреть - подтянуты, внимательны. На этом фоне проходил рассказ игры "Караси и щуки", попутно излагались условия и правила игры. По ходу игры педагогом давались необходимые указания, дополнительные пояснения, осуществлялся хороший контакт с учениками.
После игры было предложено построение в две колонны по одному, отдельно мальчики и девочки. В данном случае, как и в начале урока, была использована соревновательная форма, что вызвало большой интерес и удовольствие у детей. Итоги построения и игры педагог подводила с учетом, прежде всего, точности действий занимающихся. Оценка их технических качеств стимулировала повторные усилия в этом направлении, предложенная педагогом смена нескольких положений рук была весьма эффективной для активизации внимания занимающихся. После предварительных указаний относительно предстоящих действий со скакалкой командиры отделений быстро, на хорошем эмоциональном и рабочем фоне, а главное тихо (на что педагог обратила особое внимание) раздали скакалки.
В целом упражнения со скакалками были хорошо организованы, ученики выполняли их старательно, внимательно наблюдали идеальный показ педагога, слушали замечания. Все упражнения со скакалкой педагог сначала показывала, попутно обращала внимание на главное и на то, каких ошибок нужно избегать, от чего они зависят. По ходу выполнения упражнений высказывались оценочные суждения, делались замечания, уточнялись представления детей. Приятно было слышать: "Молодец", "Отлично", "Мягко приземляешься" и т.п. Педагог успевала каждому своевременно сказать самое необходимое, что весьма активизировало старательность учеников. Ценным являлось и то, что не все упражнения педагог проводила под счет. Часть из них предлагалось выполнять самостоятельно, а прыжки - в индивидуальном темпе. В это время педагог подходила к ученикам, помогала. Прыжковые упражнения удачно чередовались с выполнением различных положений и движений. Для демонстрации прыжков через скакалку была вызвана девочка, хорошо их выполняющая. Жать, что она не была оставлена перед строем для дальнейшего наблюдения учениками образца, нуждающиеся в срочной наглядности могли бы в нужный момент посмотреть.
При выполнении прыжков на двух, вращая скакалку вперед, девочки добились значительно больших успехов. В дальнейшем следует это учесть и уделить больше внимания мальчикам, а может быть подумать, как привлечь девочек в помощь мальчикам. После серии упражнений со скакалками был организован четкий сбор предметов командирами. По-прежнему, использовался соревновательный метод. Организованно прошло расхождение групп к местам занятий: мальчики на ходу получали от освобожденных палки, а, придя на место, под руководством командира приступили к выполнению подводящего упражнения - захвату ногами палки. Девочки, под непосредственным руководством педагога, занялись изучением положения группировки в упоре присев и при перекате. Педагог продемонстрировала сама, затем после опробования вызвала девочку и на ней показала и объяснила все необходимое. Девочки выполняли упражнение одновременно, причем педагог успела всех проверить, всем указала на недостатки или достижения, снова показала лучшее выполнение упражнения и только после этого отправилась к мальчикам. Девочки весьма успешно и активно продолжали заниматься самостоятельно.
Проверив выполнение захвата, педагог предложила мальчикам поставить палки, но в результате они свалились с грохотом. Следовало продумать заблаговременно, где и как их сложить. После этого мальчикам было предложено подойти к гимнастической стенке. Поскольку не было определено, как распределиться (по два на один пролет), то произошла заминка, расстроившая внимание детей. Для них осталось также неясным, зачем было предложено выполнять вис на согнутых руках и сгибание ног. Упражнение выполнено недостаточно организованно, так как не были продуманы приемы регулирования нагрузки. К тому же педагог передвигалась то к девочкам, то к мальчикам, которые заметно утрачивали интерес к упражнениям. Несмотря на то, что было задумано допустить к выполнению упражнений на канатах только лучших, то есть успешно выполнивших предыдущее, педагог разрешила это всем, чем был разрушен важный стимул. В целом эта часть была слишком растянута и к концу уже девочки, по своей инициативе, перестали работать.
Смена мест занятий была произведена за две минуты до звонка - так как не было продумано распределение работы во времени. Из-за этого конец урока был испорчен. Не удалось провес- ти также содержательную в методическом отношении заключительную часть. В создавшейся обстановке уже не следовало давать смену мест, вместо этого можно было провести заключительную часть. Фактически, же по звонку педагог построила класс в одну шеренгу, наспех подвела итоги, сообщила содержание очередного урока, собрала записи помощников и отправила ребят в класс.
В основной части урока использованы такие методы слова, как описание, общие и индивидуальные указания, оценочные суждения, иногда объяснение. Личный показ и демонстрация лучшего исполнения учениками сопровождался описанием и объяснением. В начале урока удачно использованы зрительные ориентиры. Соответственно решаемым задачам применялись методы обучения в целом и по частям. Воспитательные воздействия в основной части урока сводились лишь к замечаниям, что не способствовало сознательной активности учеников. В этом отношении начало урока было значительно более содержательным, когда методические приемы убеждения учеников позволили педагогу привлечь их внимание к решаемым задачам и способствовали повышению заинтересованности.
Гигиеническая эффективность основной части урока в целом могла быть значительно выше, но заслуживает внимания то, что педагог проявляла заботу о формировании осанки и обучала правильному дыханию. При этом убедительно доказывалась важность этого, что способствовало воспитанию самостоятельности учеников при решении задач физического развития.
Речевая подготовленность педагога оказалась на достаточно высоком уровне. Доброжелательный, приветливый и, вместе с тем, достаточно требовательный тон импонирует ребятам этого возраста. Двигательная подготовленность педагога безукоризненна (Мастер спорта по художественной гимнастике), показ упражнений - идеальный. Держится педагог перед классом уверенно и свободно, достаточно требовательна, уже на этом этапе вызывает уважительное отношение учеников к себе.
Весьма эффективно использованы в качестве помощников освобожденные ученики и групповода.
Большое впечатление производит умелое применение педагогом палочек для регулирования темпа, ритма и подачи звуковых сигналов.
Б. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО УРОКУ
Отлично проведенная первая часть урока и эффективная, в связи с этим, деятельность учеников свидетельствуют о больших потенциальных возможностях педагога. Однако следует обратить внимание на более тщательную разработку вопросов организации основной части урока. Можно предположить, что лучший расчет действий во времени- более активное использование объяснений, соревновательных элементов, оценок, взаимооценок, самооценок значительно повысили бы эффективность деятельности занимающихся в основной части урока и обеспечили бы более полноценное решение образовательных задач. Оценка урока - хорошо.