О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение, активность деятельности.

В процессе педагогического воздействия на личность образовательная и воспитательная деятельность общества подразделяется на самостоятельно существующие элементы. Искусственное структурирование коснулось и процесса воспитания. Существуют следующие направления: нравственное, патриотическое, гражданское, экологическое, экономическое, трудовое, физическое, эстетическое, этическое, правовое и пр. Используя структурирование для выявления наиболее приемлемых приёмов воздействия не личность, нельзя забывать о том, что все структурные элементы являются частью одной системы – педагогической системы общества. Общество при формировании личности школьника должно обратить внимание на традиционные для социума, но не достаточно востребованные обществом и школой формы и средства воспитания, включенные в арсенал музейной практики. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотические черты личности формируются там, где учащиеся вовлечены не только в школьную жизнь, но и окружающую их социальную среду. В современных условиях важным качеством патриота становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т. е. в условиях свободы и ответственности.[2]

Музей – это многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение музейных предметов.

Историческое знание – знание особое, целью его и его содержанием является формирование исторического мышления, которое наполнено смыслотворческим содержанием всего человеческого существования. Поэтому обучение истории должно быть лишено иссушающего, менторского тона. Формирование исторического мышления должно начинаться с самых ранних стадий формирования личности и, конечно же, учитывать, психологический портрет личности в социально-возрастных дифференциациях. Это требует постоянного поиска новых технологий введения исторического знания в познавательный процесс. Исторические знания бесполезны, если приобретены без учета раскрытия исторического смысла и формирования исторического мышления. Исторические знания становятся достижением личности, когда «добыты» в эмоционально-творческом поиске, мыслительной или практической деятельности. Новые технологии в историческом образовании основаны на личностно-ориентированном подходе. [1]

Внесистемные формы образовательного процесса «входят» в самостоятельную классно-урочную систему как вариативный структурный элемент, преобразуя конструкцию в инвариантную форму, внося видовое разнообразие в форму классно-урочной системы.

Внеклассная подсистема расширяет границы образовательно-воспитательной конструкции, позволяя активно использовать нетрадиционные формы работы с аудиторией как форму и как метод. Урочно-классная подсистема инвариантную методику применяет на уровне эксперимента, что снижает ее эффективность в стремлении перевести менторский тон привычной урочной схемы к индивидуально-осознанному поддержанию постоянно растущей любознательности на уровне интереса к познавательному процессу. Памятники, включенные в музейное собрание, принято называть музейными предметами. Музейный предмет является документальным свидетельством (первоисточником) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Значение музейного предмета определяется социальной значимостью информации, носителем которой он является, — его научной, историко-культурной, художественной и эстетической ценностью.

Итак, музей — это научно-исследовательское и научно-просветительное учреждение, выполняющее на основе музейных предметов функции документирования, образования и воспитания. Социальные функции музея осуществляются в процессе комплектования, учета, хранения, изучения, экспонирования и пропаганды музейных собраний.

Музей часто сравнивают со школой, поскольку общеизвестна его ориентация на педагогические функции. Правда, школа эта необычная, так как пришедший сюда не только получает знания, но и учится быть личностью. И закончить её невозможно, ведь и ребёнок, и взрослый, посещая музейные залы, открывают для себя нечто новое, неизвестное из того, что создано творческим гением человечества. Постигать эти сокровища можно всю жизнь.

Само по себе посещение музея мало, что дает. Нужно, чтобы увиденное стало личным переживанием, достоянием души. Только тогда посещение любых учреждений культуры будет иметь воспитательный эффект.

Музейная педагогика тесно соприкасается с искусствознанием, естествознанием, лингвистикой и другими дисциплинами. С другой стороны музейная педагогика стоит и на поле культуры.[4]

Работа со школьниками, получившая в настоящее время значительное развитие, показала насколько важно включать детей в процесс «музейного» воспитания. С самого раннего возраста можно заложить интерес к музеям. Человек в любом возрасте находит для себя что-то новое и интересное.[5]

При этом велика роль музеев в усвоении школьниками богатого исторического опыта, изучаемого ими на уроках истории, обществоведения, литературы и др. Понять общественные процессы в развитии страны помогает местный, школьный музей на своем конкретном краеведческом материале. Работа со школьниками ориентирована на углубление знаний полученных в процессе изучения того или иного курса обучения с проекцией на особенности социального, исторического, культурного развития края. Это даёт возможность сделать абстрактное значение предмета личностно значимым для каждого учащегося, подчеркнуть его связь с землей, на которой он живёт и учится, со страной, в которой он родился.

Урок-экскурсия в школьный музей: проведение урока в непривычной обстановке. Не нарушая ритма школьной жизни, что достаточно сложно по разным причинам, учитель расширяет возможности урока: истинность факта устанавливается через подлинность музейного предмета (реплика – как точная копия, но которую можно исследовать при помощи тактильных средств); наглядность перестает быть копией, а становится художественным образом, повышающим и раскрывающим творческие потенции личности ученика.

История музейного дела показывает, что содержание социальных задач, решаемых музеями, меняется в зависимости от общественных запросов и конкретной исторической ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулин, Е.М. Музей как социокультурное явление. / Е.М. Акулин.-Социос. – 2004, № 10. С.89-92.

2. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г, Афанасьев. – М.: Политиздат, 1981.-432с.

4 . Юренева, Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы/ Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проспект, 2003.- 560с.

5.Баранников, А.В. Российское образование сегодня и завтра // Начальная школа. – 2002, №8. С.3.

6.Белкина, О.И. Школьный музей. // Воспитание школьников – 2002, №3. С.53.

У.С.Каримов,

педагог дополнительного образования,

Г.Х. Абдуллин,

культорганизатор МОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий «Меридиан»

(Октябрьский район г. Уфы)

Наши рекомендации