Воспитание гражданственности подрастающего поколения

В жизни башкирского народа было много судьбоносных испытаний. Эти испытания были связаны и расширением империи, продолжительными и изнурительными войнами, территориальными изменениями, установлением политических изменений, башкирский народ формировался и экстремальных условиях. В военное время, когда угрожала опасность единому государству, башкирский народ, объединившись, сопротивлялся и отстаивал свою гражданскую позицию.

Это под силу только народу с большим физическим, культурным, морально-духовным и материальным потенциалом. Участвуя во всех войнах, башкирские войны повышали свои боевые качества и развивали в себе твердый характер народа - война. И нужно заметить, что в течение более 200 лет каждое поколение участвовало в 1-2 внешних войнах и 1-2 восстаниях. [1]

Но мир не стоит на месте. Меняются люди, стираются границы. Но нельзя забывать уроков прошлого и того чему они нас учат. А главное для каждого человека остается его гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Сегодня возникает необходимость культивировать в сознании подрастающего поколения подлинные духовно-нравственные основы, которые предлагают четкую гражданскую позицию, формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, свое государство. Для этого необходимо, чтобы с самого детства человек впитывал в себе культуру и традиции своего народа, своей страны. Чтобы с ранних лет у детей формировалось уважительное отношение к собственной истории. По мнению Н.А.Баранова, «без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела».[2]

Мы живем в цивилизованном мире и не должны утратить веками отточенные генетические и этнические качества, правила, завещанные нашими предками: «Быть в мирной жизни скромными, но не бедными и жалкими; быть на войне суровыми и жесткими». Соблюдая эти правила, народ укрепится во всех отношениях. К великому сожалению, многие высокие качества сегодня приняли угасающий оттенок, не перенимаются молодым поколением многие молодые люди не находя положительных примеров ищут примеры для подражания в западной культуре. Вскоре наше Отечество будет отмечать 200-летие победы в Отечественной войне 1812г.

Эта знаменательная дата празднуется по всей стране в соответствие с Указом Президента РФ «О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 г». В Отечественной войне 1812 года против нашествия Наполеона башкиры выставили 20 пятисотенных конных полков, которые приняли участие в заграничных походах русских армии 1813-1814 гг. В Оренбургской губернии, т.е. на территории исторического Башкортостана, была создана также 2 мишарских, 2 тептярских, 5 оренбургских, 5 уральских казачьих, 1 оренбургских драгунских, 2 уфимских пехотных полка, башкиры смогли выставить довольно значительную военную силу для своего времени.

Война, начатая наполеоновской Францией против России, оказалось воистину грабительской, вероломной, значительная часть страны была разорена, многие города и села лежали в развалинах.

Отступая из Москвы, Наполеон велел взорвать Кремль и другие важные сооружения. Их спало только появление казаков и башкир под командованием полковника князя Кудашева, уничтоживших французов. Таким образом, в освобождении Москвы от французов непосредственно участвовали и башкирские воины. Вместе с казаками и жителями города они - мусульмане вместе с христианами - молились за спасение города, помогали бедствующим.

Они сражались на Бородинском поле, воевали в составе «летучих» кавалерийских отрядов, преследовали неприятеля при наступлении русских армии, осыпали французов стрелами в битве при Березине, одними из первыми вступили в Париж. Французы отмечали удивительную смелость, решительность, бесстрашие и выносливость башкир, чем отличались во всех военных походах и сражениях. Народы края своими добровольными пожертвованиями также оказали значительную материальную помощь армии и населению освобожденных от французских захватчиков губерний России. Башкиры, мишари, тептяри собирали в пользу армии 500 тыс. руб., отправили на фронт 4139 строевых лошадей. Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 г., где, по их словам, «доказали преданность и усердие Отечеству». Победа над врагами России окрылила их сознание чувством национальной гордости. В память об Отечественной войне создавались песни, легенды, предания.[1]

И поэтому преподавание исторических дисциплин нужно осознано представить гражданскую позицию и донести её до учащихся. Учащиеся должны усваивать факты, явление происходящие в жизни общества (сравнивая прошлое и настоящее).

Используя различные методы и приема по уровням возрастных особенности, нацеливать их на ценности которые помогут в становлении их как будущего гражданина.

Формирование гражданственности есть результат образовательного процесса, который обеспечивает воспитательным процессам формирующий человека- гражданина.

Становление и развитие гражданственности учащиеся - это поэтапное развитие личности. Особенно это актуально для нашей страны, имеющей достаточное количество патриотической и гражданской позиции. [3]

Государству сегодня надо поддержать стремление повышения имиджа и статуса отца - настоящего мужчины, способного защитить своего ребенка, семью, и свое Отечество. Культивирование гражданских и патриотических идей, а целью познания исторических корней, истории родного края можно уже видеть на примере проведения народных праздников «Шежере - байрамы» в республике Башкортостан. Знание родословной формирует в сознании молодых людей уважение к своим предкам, укрепляет родственные связи, развивает чувство гордости. Также нужно усилить социальную рекламу по патриотическому воспитанию молодежи к здоровому образу жизни.[4]

ЛИТЕРАТУРА

1. Шаяхметов И.Г. Бородино- это наш праздник. //«Ватандаш» №8. 2011 год, стр. 11-21.

2. Баранов Н.А. Патриотизм в системе общественных общероссийских ценностей //Человек и его ценности в социально-политической и социально-психологической сферах: Материалы межвузовской научной конференции 10 декабря 2002 г. СПб: 2003 г., стр. 51-53.

3. Н.Ф. Крицкая, И.В. Подавалова. Процесс формирования гражданственности на уроках истории и обществознания // Преподавание истории в школе. №4, 2009 г., стр. 4-7.

4. Илишев И.Г.. Основные принципы государственной национальной политики республики Башкортостан // Официальные материалы 2 съезда ассамблеи народов Башкортостана 2009. Уфа. 2009. стр. 9-11.

Ф.Р.Аминова, учитель МОУ СОШ №4 Ленинског р-на г. Уфы,

В.А Бойчук, доцент кафедры ТиМНО ИРО РБ (г. Уфа)

Наши рекомендации