В настоящее время основными дефицитами системы
государственной (муниципальной) социально-психологической помощи семье и детям являются:
Работа «по факту» - работа с семьей осуществляется эпизодически и, как правило, по факту очередного инцидента жестокого обращения, не направлена на разрешение проблем семьи,при-
водящих к такому обращению с ребенком. Между тем причины жестокого обращения носят комплексный характер и формируются на протяжении длительного времени и не решаются за одну-две встречи-беседы-консультации со специалистом соц. службы.
Метод ведения случая при работе с семьей, в которой ребенок подвергается жестокому обращению, применяется в исключительных случаях и только в отдельных учреждениях (как правило, в негосударственных некоммерческих организациях, оказывающих помощь семьям и детям).
Отсутствует система оценки безопасности и оценки уровня риска возобновления жестокого обращения. Решения принимаются «на глаз», исходя из субъективного опыта и представления специалистов.
Как правило, случаи жестокого обращения не расследуются в полной мере, целенаправленные интервью с ребенком и родителем для оценки ситуации не проводятся либо проводятся в очень общем виде.
Большинство специалистов помогающих и контролирующих служб не имеет специального образования в области психологии, социальной работы или юриспруденции.
Оценка проблем семьи и ребенка основывается не на положении ребенка и знании семейной динамики, а на субъективных, зачастую опирающихся на собственный негативный опыт критериях.
Помощь ориентирована не на разрешение проблем семьи, а исходя из перечня тех услуг, которые есть у организации, независимо от того, нуждается ли в них семья.
Специалисты в большинстве случаев не разговаривают с ребенком о фактах жестокого обращения, «чтобы не травмировать ребенка».
Даже если случай открыт, информация о жестоком обращении по отношению к ребенку не собирается и не систематизируется. Положение ребенка не отслеживается. Какие-либо действия предпринимаются лишь в ситуациях, когда обращение с ребен-
ком становится абсолютно нестерпимым и несет актуальную угрозу жизни.
Специалисты помогающих/контролирующих организаций чрезвычайно ограничены в ресурсах и в большинстве случаев понимают, что альтернативой семье, где ребенок подвергается жестокому обращению, будет государственное детское учреждение (приют), в котором ребенок также столкнется с насилием, будет хуже развиваться, получит мало шансов на семейное жизнеустройство. Замещающие/приемные семьи практически отсутствуют, а то небольшое количество, которое имеется, не получает должного сопровождения.
Отсутствуют четкие регламенты взаимодействия между различными службами (соц.защита, образование, медицина, органы опеки, КДН, милиция). Отношения преимущественно держатся на личных контактах специалиста, если ему удается их наладить.
В большинстве случаев отсутствует разделение помогающих и контролирующих (принуждающих к изменениям) функций, взаимодействие и обмен информацией между этими структурами. Дублирование функций приводит к тому, что семья сталкивается по одному и тому же поводу с большим количеством людей. Попытка сочетать одновременно принуждающие и помогающие функции - оценку (контроль) положения ребенка и помощь семье - препятствует формированиюпро-дуктивного контакта с родителями, т.е. и возможности выявлять и обсуждать наиболее существенные проблемы.
Наличие законов о системе помощи в случаях жестокого обращения мало что дает практической работе, поскольку не прописаны механизмы их реализации. Наглядным примером является 56-я Семейного кодекса РФ, обязывающая сообщать о случаях нарушения прав ребенка, угрозе его жизни и здоровью, но не оговаривающая ответственность даже специалистов при несообщении о фактах жестокого обращения.
Отсутствие в законодательстве прямого запрета на физические наказания детей со стороны родителей часто лишает специалистов опоры в случаях, когда наказания еще не дошли до степени нанесения непосредственных физических травм ребенку.
Все это обуславливает неэффективность работы, а динамика неблагополучия приводит к тому, что вопреки ориентации на семейное «из неустройств о детей, государство вынуждено регулярно прибегать к крайним мерам для защиты ребенка - отобрание его из семьи.
Внедрение в регионах системы раннего выявления жестокого обращения с детьми и технологии ведения случая на уровне местных социальных служб позволяет выявлять жестокое обращение и оказывать помощь на ранних этапах неблагополучия, а также ориентировать работу с семьями на достижение конкретных результатов.
В значительной мере внедрение системы раннего выявления и профилактики жестокого обращения с детьми представляет собой:
• обучение специалистов работе по методу ведения случая и
организацию межведомственного взаимодействия на всех этапах от выявления жестокого обращения до закрытия случая,
Обучение специалистов направлено, прежде всего, на понимание специалистами проблем ребенка и семьи и своих профессиональных задач на каждом этапе ведения случая.
Организация межведомственного взаимодействия - это, в первую очередь, понимание специалистами возможностей друг друга, конфетных задач и границ работы каждой структуры системы профилактики и регламентация взаимодействия разных служб (кто, куда, к кому, в какие сроки, для чего обращается, и как это оформляется документально).
Наш опытобучения и супервизии специалистов в Санкт-Петербурге, Москве, на Дальнем Востоке и в Сибири, и сопровождения в качестве экспертов, консультантов и тренеров проектов по внедрению системы раннего выявления и технологии ведения случая показал, что на первых этапах работа по новой модели вызывает у специалистов значительные сложности, носящие как профессиональный (содержательный), так и организационный характер.