Ответственность за нарушение Закона РФ
«О коллективных договорах и соглашениях»
Юридическая ответственность понимается прежде всего как санкция в виде указания меры возложения государственного принуждения за правонарушение. При этом она возлагается независимо от воли и желания правонарушителя. Коллективные договоры и соглашения, ставящие своей целью обеспечение социальных гарантий выше минимальных, предусмотренных законодательством, будут иметь реальное значение при наличии доброй воли к социальному партнерству. Причем действующее законодательство предусматривает административную и дисциплинарную ответственность только одной стороны, а именно - работодателя. Следовательно, представители работников, профсоюзы и органы исполнительной власти, принимавшие участие в коллективных договорах и соглашениях, ответственности по закону не несут (представители работников могут быть только переизбраны).
Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусматривает административную ответственность[69] в виде штрафных санкций за нарушение его положений (ст. ст. 25 - 28 Закона), в частности:
- уклонение от участия в переговорах [70];
- непредоставление информации (необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением выполнения коллективного договора, соглашения);
- нарушение и невыполнение условий коллективного договора, соглашения,
В соответствии со статьёй 25 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» должностные лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, или нарушившие срок, установленный настоящим законом (ч. 2 ст. 6), или необеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.
В случае виновности лиц, представляющих работодателя, нарушения или невыполнения обязательств по коллективному договору, соглашению они подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Штраф налагается в судебном порядке.
По требованию представителей работников собственник обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора (ст. 26 Закона).
Ответственность работодателей в сфере коллективно-договорного регулирования может наступить и за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров. Согласно статье 27 указанного Закона, лица, представляющие работодателя, виновные в непредоставлении информации, необходимой для коллективных переговоров, несут дисциплинарную ответственность или подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке. Аналогичная ответственность наступает по данной статье за непредоставление информации для осуществления контроля за соблюдением коллективных договоров, соглашений.
Как уже отмечалось, Закон «О коллективных договорах и соглашениях» (ч. 4 ст. 7) предусматривает право представителей работников на информацию и соответствующую обязанность работодателя. Согласно с данным законодательством, органы исполнительной власти и местного самоуправления, представители работодателя должны по требованию представителей работников, участвующих в переговорах, предоставить в полном объеме ту часть информации, которая необходима для коллективных переговоров и которая имеется в их распоряжении. В том случае, если соответствующие должностные лица не располагают такой информацией, они не могут быть привлечены к ответственности.
Не может служить основанием освобождения от ответственности ссылка на невозможность предоставления соответствующих сведений (информации) по причине их служебной или коммерческой тайны. В рассматриваемом Законе не делается на этот счет никаких исключений. Вопрос о сохранении тайны решается в ином контексте. В частности, статья 183 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие какой-либо ущерб. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, дан в Постановлении Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35[71]. В него, к примеру, включены: учредительные документы и Устав, документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, оплате труда, а также о наличии свободных мест и др. Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности руководящих работников, представляющих работодателя, за непредоставление соответствующей информации необходимо руководствоваться указанными выше положениями.
В статье 41-2 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за отказ от заключения коллективного договора в виде штрафа до 100 минимальных размеров оплаты труда. С учетом того, что эта система введена в Кодекс законов об административных правонарушениях (КоАП) РСФСР до принятия Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях», указанная в ней ответственность касается только работодателя.
За невыполнение коллективных договоров предусмотрена дисциплинарная ответственность в соответствии со статьёй 37 КЗоТ, а также со статьёй 30 Закона о профсоюзах. В соответствии с указанными правовыми нормами предусмотрена возможность увольнения руководящего работника либо применение к нему в соответствии со статьями 135, 136 КЗоТ РФ иных мер дисциплинарного воздействия (замечание, выговор, строгий выговор).
Согласно статье 37 КЗоТ РФ, по требованию профсоюзного органа (не ниже районного) администрация обязана расторгнуть трудовой договор (контракт) с руководящим работником или сместить его с занимаемой должности, если он нарушает законодательство о труде, не выполняет обязательств по коллективному договору, проявляет бюрократизм, допускает волокиту. При этом необходимо учитывать, что уволить руководящего работника вправе только то должностное лицо или орган (правление, совет директоров и др.), которое является работодателем по отношению к виновному руководителю. Руководящий работник, избранный на должность трудовым коллективом, освобождается по требованию профсоюзного органа на основании решения общего собрания (конференции) соответствующего трудового коллектива или по его уполномочию - Совета трудового коллектива.
Вместе с тем лица, нарушающие законодательство о коллективных договорах и соглашениях, могут быть привлечены и к неюридической ответственности. Это касается как лиц, представляющих работодателей, так и представителей работников. Это происходит в тех случаях, когда они являются членами соответствующих профсоюзных организаций. На основе соответствующего Устава профессионального союза к лицам, ответственным за уклонение от участия в переговорах, нарушение и невыполнение коллективных договоров, соглашений и непредоставление необходимой информации, могут быть применены меры корпоративной ответственности вплоть до исключения из числа членов соответствующего профсоюза[72].
Процедура и сроки рассмотрения дел об административной ответственности, исполнения соответствующих постановлений и их обжалования регламентируются КоАП РСФСР. При этом следует отметить, что согласно статье 38 указанного Кодекса административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения (а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения). По истечении этих сроков правонарушитель не может быть привлечен к административной ответственности.
В контексте данной категории правонарушений длящимися могут считаться: уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для заключения коллективного договора (соглашения), невыполнение таких условий коллективного договора, как своевременность выплаты заработной платы и предоставление льгот и доплат и др.
Дисциплинарная ответственность регламентируется Кодексом законов о труде. Дисциплинарные взыскания применяются непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске (ч. 2 ст. 136 КЗоТ). Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки результатов финансово-хозяйственной деятельности - не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч.3 ст. 136 КЗоТ).
За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) работнику, подвергнутому взысканию, под расписку. И административные, и дисциплинарные взыскания могут быть обжалованы в порядке, установленном законом.
Контрольные вопросы
1. Определите основные права граждан и трудовых коллективов на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений.
2. Дайте понятие коллективных договоров и соглашений, укажите на отражение в них социально-экономических интересов трудовых коллективов.
3. Определите стороны коллективного договора и различных соглашений.
4. Назовите функции коллективного договора.
5. Какова система основных принципов, лежащих в основе разработки и заключения коллективных договоров?
6. Какова роль и значение коллективных переговоров?
7. Раскройте содержание коллективного договора и соглашения.
8. Каков порядок контроля за выполнением коллективного договора?
9. Охарактеризуйте ответственность за нарушение законоположений о коллективных договорах и соглашениях.
Правовое регулирование
Занятости населения
И трудоустройства