Отечественные легкоатлеты - победители олимпийских игр
1952 г. Хельсинки | 1956 г. Мельбурн | 1960 г. Рим |
Н. Ромашкова диск - 51.42 | В. Куц 5000 м – 13.39,6 | П. Болотников 10000 м - 28.32,2 |
Г. Зыбина ядро - 15,28 | В. Куц 10 000 м - 28.45,6 | В. Голубничий ходьба 20 км - 1:34.07,2 |
Л. Спирин ходьба 20 км - 1:31.27,4 | Р. Шавкаладзе высота - 2,16 | |
Т. Тышкевич ядро - 16,59 | В. Руденков молот - 67,10 | |
И. Яунземе копье - 53,86 | В. Цибуленко копье - 84,64 | |
Л. Шевцова 800 м - 2.04,3 | ||
И. Пресс 80 м с/б - 10,8 | ||
В. Крепкина длина - 6,37 | ||
Т. Пресс ядро - 17,32 | ||
Н. Пономарева диск - 55,10 | ||
Э. Озолина копье - 55,98 | ||
1964 г. Токио | 1968 г. Мехико | 1972 г. Мюнхен |
В. Брумель высота - 2,18 | В. Голубничий ходьба 20 км - 1:33.58,4 | В. Борзов 100 м - 10,14 |
Р. Клим молот - 69,74 | В. Санеев тройной - 17,39 | В. Борзов 200 м - 20000 |
Т. Пресс ядро - 18,14 | Я. Лусис копье - 90,10 | Ю. Тармак высота - 2,23 |
Т. Пресс диск - 57,27 | В. Санеев тройной - 17,35 | |
И. Пресс пятиборье - 5246 | А. Бондарчук молот - 75,50 |
Продолжение
1964 г. Токио | 1968 г. Мехико | 1972 г. Мюнхен |
Н. Чижова ядро - 21,03 | ||
Ф. Мельник диск - 66,62 | ||
Л. Брагина 1500 м – 4.01,4 | ||
Н. Авилов Десятиборье - 8454 | ||
1976 г. Монреаль | 1980 г. Москва | 1988 г. Сеул |
В. Санеев тройной - 17,29 | В. Маркин 400 м - 44,6 | Г. Авдеев высота – 2,38 |
Ю. Седых молот - 77,52 | Я. Уудмяэ тройной - 17,35 | С. Бубка шест – 5,90 |
Т. Казаркина 800 м - 1.54,94 | В. Киселев ядро - 21,34 | С. Литвинов молот – 84,8 |
Т. Казанкина 1500 м - 4.05,48 | Ю. Седых молот - 81,80 | Н. Лисовская ядро – 22,24 |
Д. Кула копье - 91,02 | В. Иваненко 4х50 км - 3:38.29 4х100 м - 38,19 | |
В. Ращупкин диск - 66,64 | О. Брызгина 400 м - 48,65 | |
Т. Казанкина 1500 м -3.56,6 | Т. Самойленко 3000 м - 8.25,53 | |
В. Комисова 100 м с/б -12,56 | О. Бондаренко 10000 м - 31.05,21 | |
Т. Колпакова длина - 7,06 | ||
Н. Ткаченко пятиборье - 5083 | ||
Л. Кондратьева 100 м - 11,06 | ||
Н. Олизаренко 800 м - 1.53,5 |
Продолжение
1992 г. Барселона | 1996 г. Атланта | 2000 г. Сидней |
М. Тарасов шест – 5,80 | С. Мастеркова 800 м - 1.57,73 | |
А. Абдувалиев молот – 82,54 | С. Мастеркова 1500 м - 4.00,83 | |
А. Перлов с/х 50 км - 3:50.12 | Е. Николаева 4х10 км - 41.49 | |
Е. Романова 3000 м - 8.46,04 | ||
В. Егорова марафон - 2:32.41 | ||
С. Кривилева ядро – 21,06 |
Приложение 2
Легкоатлетические тесты определения
физической подготовленности студентов
Характеристика | Женщины | Мужчины | ||||||||
направленности | оценка в очках | |||||||||
тестов | ||||||||||
1.Тест на скоростно-силовую подготовленность - бег 100 м (с) | 15,7 | 16,0 | 17,0 | 17,9 | 18,7 | 13,2 | 13,6 | 14,0 | 14,3 | 14,6 |
2.Тест на общую выносливость бег 2000 м (мин., сек) бег 3000 м (мин, с) | 10.15 | 10.50 | 11.15 | 11.50 | 12.15 | 12.00 | 12.35 | 13.10 | 13.50 | 14.30 |
3.Прыжки в длину с места (см) | ||||||||||
4.Прыжки в длину или в высоту с разбега (см) |
Приложение 3
Дневник самоконтроля и измерения
объективных показателей физического развития
Каждый человек должен уметь оценивать уровень развития своих физических качеств, измерять показатели своего физического развития, психическое состояние и следить за их динамикой.
Результаты наблюдений записываются в дневник самоконтроля. Зафиксированные данные позволяют более целенаправленно корректировать формирование своего телосложения, физического развития и физической подготовленности.
Анализ дневника может позволить найти оптимальную форму отдыха для всего организма. Приступать к самонаблюдениям нужно
с начала занятий физическими упражнениями. Прежде всего, следует определить величины веса тела, роста, развития физических качеств, измерить пульс и дыхание в покое. Затем в дневнике необходимо фиксировать содержание каждого занятия физическими упражнениями. Последующее измерение можно проводить в первую или последнюю неделю каждого месяца (измерение роста в начале каждого полугодия). Измерение телосложения делать утром, натощак. Полученные результаты записывать в таблицу дневника самоконтроля.
Измерение частоты пульса и дыхания. Пульс, или частоту сердечных сокращений (ЧСС), измеряют всегда в одном и том же положении (сидя, стоя, лежа). Подсчитать пульс можно на сонной, височной и других артериях, доступных для прощупывания пальцами.
Чаще всего частоту пульса определяют на лучевой артерии, у основания большого пальца под лучезапястным суставом, в углублении между краем лучевой кости и сухожилием сгибателя запястья, для чего накладывают на это место подушечки второго, третьего и четвертого пальцев. Нащупав артерию, надо ее слегка прижать к лучевой кости
и подсчитать пульс. Пульс сонной артерии находят на шее у угла нижней челюсти в углублении между гортанью и внутренним краем грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Во время занятий физическими упражнениями и для наблюдения за величиной физической нагрузки пульс (ЧСС) подсчитывается в течение 10 сек (более высокая точность не имеет практического смысла). При пульсе 20 ударов
за 10 сек нагрузка считается низкой, 25 ударов - средней, а 30 - высокой. При выполнении на занятиях одной и той же физической нагрузке при постоянной мощности (например, бег на какую-либо дистанцию с постоянной скоростью) величина пульса постепенно снижается, что указывает на рост физической тренированности организма.
Занятия физическими упражнениями увеличивают потребление кислорода тканями организма. При этом существенно увеличивается глубина и частота дыхания. Для подсчета частоты дыхания нужно положить ладонь так, чтобы она захватывала нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота, при этом надо стараться дышать равномерно.
Определение адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке (проба Руфье).
Эта функциональная проба представляет собой довольно значительную нагрузку. Перед проведением пробы нужно отдохнуть в положении сидя в течении 5 минут и измерить пульс в покое за 10 сек. (П1). Затем выполняются 30 приседаний за 30 сек и сразу же после них в положении стоя вновь измеряется частота пульса за 10 сек (П2). После этого нужно сесть и отдохнуть в течении 1 минуты и опять измерить пульс в течении 10 сек (П3). Величина индекса Руфье (Р) вычисляется по формуле:
6(П1 +П2+П3-35)
Р = - ----------------------
При величине индекса 5 и меньше, приспособляемость к нагрузке считается отличной, при 6-10 - хорошей, 11-15 - удовлетворительной, 15 и более - неудовлетворительной.
Измерение особенностей телосложения
Вес.Норма веса определяется в зависимости от роста. Антрополог Броке предложил для этого один из простейших способов вычисления: от величины роста следует отнять число 100. Полученная разность покажет наиболее оптимальный вес. Если действительный вес больше или меньше полученной разности на 8-10 кг, то это указывает на избыточный или недостаточный вес. В домашних условиях при отсутствии весов можно эпизодически взвешиваться в медицинском кабинете.
Ранее уже говорилось о том, как измерить рост и окружность грудной клетки.
Определение развития мускулатуры плеча
Величина окружности плеча является косвенным показателем развития силы мышц и плеча. Определяется окружность плеча сначала при свободно свисающей руке, а затем при горизонтально поднятой, согнутой в локте и напряженной. Полученные результаты записываются в виде:
Разность обеих окружностей, умножая на 100
Индекс = ---------------------------------------------------------------------
Окружность при свободно свисающей руке
Величина соотношения, меньшая 5, указывает на недостаточное развитие мускулатуры плеча; в пределах от 5 до 12 - нормальное развитие мускулатуры; более 12 - сильное развитие мускулатуры плеча.
Определение подвижности позвоночника
Встать на табурет или стул лицом к его краю и наклониться до предела вперед, не сгибая ноги в коленях, руками тянуться вниз. Линейкой измеряется расстояние от края табурета или стула до конца среднего пальца кисти руки. Если пальцы не достают до края табурета - подвижность позвоночника оценивается как недостаточная и, при записи результата, ставится знак «минус». Если при наклоне вперед пальцы будут ниже нулевой отметки, которой является край табурета, то ставится знак «плюс» и подвижность оценивается как хорошая.
В настоящее время, в связи с развитием компьютерной техники, можно рекомендовать завести на себя файл «дневник самоконтроля» по следующей форме в EXEL.
Форма дневника самоконтроля
Ежедневно (или 1 раз в неделю) | |||||||
Дата | |||||||
Настроение | |||||||
Самочувствие | |||||||
Аппетит | |||||||
Сон | |||||||
Желание заниматься учебой/физвоспит. | |||||||
Пульс | |||||||
Дыхание | |||||||
1 раз в 2 месяца | |||||||
Рост | |||||||
Вес | |||||||
Окружность гр. клетки | |||||||
Мышечная сила | |||||||
Быстрота | |||||||
Ловкость | |||||||
Гибкость | |||||||
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 5
Ч А С Т Ь 1
1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.................................................................. 8
1.1. Физическая культура............................................................................. 8
1.2. Физическое воспитание....................................................................... 11
1.3. Физическая подготовка....................................................................... 15
1.4. Система физического воспитания....................................................... 16
1.5. Физическое развитие........................................................................... 19
1.6. Физическое совершенство................................................................... 22
1.7. Спорт.................................................................................................... 23
2. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ........................................ 29
2.1. Подготовка спортсмена....................................................................... 29
2.2. Спортивная тренировка: ее принципы, средства и методы............... 33
2.3. Принципы спортивной тренировки.................................................... 34
2.4. Основные средства и методы спортивной тренировки...................... 38
2.5. Планирование и построение спортивной тренировки....................... 40
2.6. Формы организации спортивной тренировки................................... 41
2.7. Учебно-тренировочные занятия (тренировочные уроки)................. 42
2.8. Физические качества............................................................................ 45
2.9. Соревнования и их виды..................................................................... 53
2.10. Основные положения при проведении самостоятельных занятий. 54
2.11. Планирование самостоятельных занятий......................................... 56
2.12. Формы и организация самостоятельных занятий............................ 57
3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ.............. 63
3.1. Определение здоровья........................................................................ 63
3.2. Здоровье - ведущий фактор безопасности нации............................... 65
3.3. Заболевания......................................................................................... 66
3.4. Показатели здоровья населения......................................................... 69
3.5. Основные факторы здорового образа жизни.................................... 72
3.6. Физическое воспитание и здоровый образ жизни студентов............ 79
3.7. Влияние физических упражнений на организм занимающихся....... 80
3.7.1. Воздействие физических упражнений
на сердечно-сосудистую систему.................................................. 81
3.7.2. Физические упражнения и система дыхания............................... 83
3.7.3. Воздействие физических упражнений
на опорно-двигательный аппарат................................................ 86
3.7.4. Физическая культура и нейроэндокринная система.................... 90
3.7.5. Влияние физических упражнений на другие системы организма 93
3.8. Особенности занятий для девушек..................................................... 95
3.9. Рациональное питание при повышенных умственных
и физических нагрузках............................................................................. 99
3.10. Основы гигиены массовой физической культуры.......................... 103
3.11. Самомассаж..................................................................................... 107
3.12. Особенности методики занятий
со специальными медицинскими группами............................................. 110
3.13. Средства физической культуры, применяемые на занятиях со специальными медицинскими группами.......................................................................... 123
3.13.1. Упражнения без предметов...................................................... 124
3.13.2. Упражнения с предметами....................................................... 125
3.13.3. Упражнения на снарядах.......................................................... 127
3.13.4. Упражнения специальной направленности.............................. 128
3.13.5. Прикладные упражнения........................................................... 129
3.13.6. Спортивные и подвижные игры............................................... 131
3.13.7. Плавание..................................................................................... 134
3.13.8. Лыжный спорт.......................................................................... 134
3.14. Повреждения опорно-двигательного аппарата............................. 135
3.14.1. Остеохондроз и сколиоз............................................................ 135
3.14.2. Комплекс упражнений при остеохондрозе и сколиозе............. 136
3.14.3. Плоскостопие............................................................................ 137
3.14.4. Комплекс специальных упражнений при плоскостопии.......... 137
3.15. Заболевания сердечно-сосудистой системы................................... 138
3.15.1. Гипертоническая болезнь.......................................................... 138
3.15.2. Комплекс упражнений при гипертонии.................................... 139
3.15.3. Облитерирующие заболевания артерий................................... 140
3.15.4. Комплекс физических упражнений
при облитерирующих заболеваниях артерий........................... 140
3.16. Заболевания желудочно-кишечного тракта................................... 141
3.16.1. Комплекс физических упражнений
при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.................... 141
3.17. Заболевания органов дыхания........................................................ 142
3.17.1. Комплекс физических упражнений
при заболеваниях органов дыхания............................................ 143
3.18. Миопия............................................................................................. 144
3.18.1. Комплекс упражнений при миопии........................................... 144
3.19. Врачебный контроль при занятиях физическими упражнениями 145
3.19.1. Цели, задачи и формы организации врачебного контроля...... 145
3.19.2. Оценка физического развития.................................................. 149
3.20. Контроль и самоконтроль в процессе проведения
самостоятельных занятий физической культурой и спортом................. 153
3.20.1. Субъективные показатели контроля и самоконтроля........... 154
3.20.3. Показатели физического развития.......................................... 158
3.20.4. Показатели развития физических качеств.............................. 159
3.20.5. Профилактика травматизма на занятиях
по физическому воспитанию..................................................... 161
Ч А С Т Ь II
1. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА.......................................................................... 169
1.2. Характеристика легкоатлетических упражнений............................. 174
1.3. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий
по легкой атлетике.................................................................................... 178
1.4. Программа физического совершенствования студентов
по легкой атлетике.................................................................................... 182
2. ЛЫЖНЫЙ СПОРТ............................................................................... 187
2.1. Краткая историческая справка......................................................... 187
2.2. Виды лыжного спорта....................................................................... 188
2.3. Выбор и подготовка лыжного инвентаря,
одежды и обуви лыжника-гонщика......................................................... 195
2.4. Техника способов передвижения на лыжах..................................... 199
2.5. Организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий, методика обучения способам передвижения на лыжах......................... 200
2.6. Подготовка лыжных трасс................................................................ 207
3. ГИМНАСТИКА..................................................................................... 211
3.1. Краткий исторический обзор............................................................ 212
3.2. Создание национальных систем гимнастики.................................... 214
3.3.1. Характеристика гимнастики, ее виды и разновидности............... 228
3.3.2. Спортивные виды гимнастики....................................................... 229
3.3.3. Прикладные виды гимнастики....................................................... 231
3.4. Гимнастика как раздел учебного предмета...................................... 236
3.6. Страховка и помощь в гимнастике................................................... 239
4. СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ.............................................. 243
4.1. Краткая историческая справка......................................................... 243
4.2. Общая характеристика соревновательной деятельности
в спортивном ориентировании................................................................ 245
4.3. Содержание и методика физической подготовки спортсменов-ориентировщиков..................................................................................... 248
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................ 234
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................ 255
Приложение 1........................................................................................... 255
Приложение 2........................................................................................... 258
Приложение 3........................................................................................... 260
|
|
|