Павел александрович флоренский (отец павел) (1882-1937)
Биографическая справка.Окончил физико-математический фак-т МГУ, Московскую духовную академию. Преподавал в академии историю философии. В 1911 г.принял сан священника. Был близок к московскому религиозно-философскому движению славянофильского направления. С 1912 г.— редактор Богословского вестника. В 1918—1920 гг.— в комиссии по охране памятников в Троице-Сергиевой Лавре. С 1921 г.— преподаватель во ВХУТЕМАСе. В советское время не снимал одежду православного священника. Работая в области электротехники, писал философско-религиозные работы: Философия культа; Иконостас; Детям моим. Воспоминания прошлых дней; Имена и др. Принципиально не стремился покинуть Россию, хотя и не мог не предвидеть гонений со стороны советской власти за свои религиозные убеждения. Был расстрелян в 1937 г.в лагере.
Отстаивал духовную ценность Православия,в котором находят свое высшее и истинное воплощение все общечеловеческие устремления.
Предупреждал о гибельности бездуховного пути культуры.
Выступал против культа человека,не ограниченного в деятельности и правах высшими, надчеловеческими духовными ценностями. Это в области искусства приводит к культукрайнего индивидуализма,в области науки — к культу оторванного от жизни знания,в области хозяйствования — к культу хищничества,в области политики — к культу личности.
Заложил основы философии генеалогии.Генеалогия была для него своеобразной педагогикой: история рода должна давать нравственные уроки и задачи. Воспоминания о семье, роде, составление генеалогии, построенной на идее единства рода как целого и взаимосвязи рода и личности, в него входящей, занимало большое место в его наследии.
Подошел к понятию духовного генотипа и законов его бытия.«Жизненная задача всякого — познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого — познать собственное свое место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную в себе, а свою — как члена рода, как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества...»
Проповедовал ряд нравственных ценностей:
— не стремиться к власти, богатству, влиянию;
— быть добрым и внимательным к людям; не подменять доброту и ис
тинную помощь людям благотворительностью;
— не завидовать, зависть порождает многие пороки: злобу, мелочность,
интриги, сплетни;
— не осуждать других, особенно тех, кто старше, не заниматься пересудами;
— свои дела надо делать как можно лучше, из своих дел надо стремиться
извлечь пользу, назидание и питание для души; «чтобы ни одна мину
та... не утекала мимо вас без значения и содержания»;
— не позволять себе мыслить небрежно. «Мысль — Божий дар и требует
ухода за собою. Быть отчетливым и отчетным в своей мысли — это залог
духовной свободы и радости мысли».
ВАСИЛИЙВАСИЛЬЕВИЧ ЗЕНЬКОВСКИЙ (1881-1962), психолог, педагог, богослов и философ
Биографическая справка:Родился и вырос на Украине. Закончил Киевский университет, профессором которого стал после его окончания и защиты докторской диссертации. Был министром исповеданий в украинском правительстве. В 1919 г.покинул страну. Преподавал в Белграде, Праге, с 1962 г.— в Парижском богословском институте им. С. Радонежского. В 1941 г.был рукоположен в иереи и причислен к русской введен-ской церкви в Париже.
Основные работы: Принцип индивидуальности в психологии и педагогике; Социальное воспитание, его задачи и пути; О педагогическом интеллектуа-
лизме; Психология детства; Педагогика и психология; О психологии современной молодежи; Проблемы воспитания в свете христианской антропологии; Русская педагогика XX века; История русской философии; Проблемы психической причинности идр.
Считал, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Смысл, задачи и возможности познания определяются из общего отношения человека к миру.
Выдвигал на первый план антропоцентризмрусской философии, которая больше всего занята темой о человеке, его судьбе и путях.
Говорил о связи воспитания с содержанием жизни ребенка,с тем, что составляет и определяет смысл его жизни.
Предлагал строить педагогику на фундаменте христианской антропологии. Школа должна быть религиозной не только по содержанию, но и по своему духу.
Видел смысл воспитанияв «духовном устроении», в идее спасения, осмысливал физическое, социально-интеллектуальное, моральное, эстетическое и религиозное развитие как восхождение к духовному началу.
Дал свое понимание понятий социальная педагогикаи социальное воспитание,выступая против сторонников свободного воспитания. Педагогические течения, ставящие в центре всего ребенка и его индивидуальные запросы, направлены на воспитание эгоиста, пользующегося всеми благами социального развития, но живущего только своими проблемами. Жизнь всегда и везде социальна, поэтому воспитание означает, что бессознательное случайное воздействие общества на детей должно стать сознательным и планомерным. Личность не может достигнуть идеала вне общества. Все это не исключаетразвития индивидуальных способностей и особенностей ребенка, а лишь «придает этой задаче новый смысл».
Не отрицал свободы в воспитании.Вне свободы воспитание превращается в дрессировку. Необходимо обеспечить связь свободы и добра. Признавал право ребенка на индивидуальность и свой путь развития.
Призывал признать учение об образе Божьем в человеке и глубокой ценности человеческой личности в православном сознании.
Согласовать идею личности с социальной средой возможно лишь через естественную, приводящую к возникновению коллективного духовного начала и благодатную соборность, которой является церковь.
Отстаивал идею «эмоционализма»,понимая под ним стремление к охране, развитию и укреплению основных сил души, «основных ее эмоциональных движений».
Построил собственную возрастную периодизацию,основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка.
Раннее детство — ребенок вживается в весь безграничный мир смыслов, в природу, в человеческие отношения.
Второе детство — ребенок стремится приспособиться к миру и людям, к порядкам природы и социальной жизни.
Отрочество — для подростка характерны мечтательность, ирреализм, нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своей жиз-
нью. От отрочества в юность приходит могучая сила пола, укрощенная и просветленная развитием эроса.
Юность — период внутреннего единства и творческой цельности, увлечения, вдохновения, доверчивого отношения к миру и людям, пронизанных религиозной верой в Бога.
Считал необходимым на всех возрастных этапах в процессе воспитания иметь эсхатологическуюперспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти».
Признавал главнейшим принципом педагогики принцип индивидуальности.
Подчеркивал, что моральная жизнь становится фактором духовного устройства лишь как религиозная жизнь.
Не абсолютизировал дисциплину.Она выступает лишь как инструментальный фактор духовного воспитания ребенка, регулирующий духовную жизнь, освобождающий духовные силы ребенка от случайных порывов.
Эстетическое воспитаниеимеет две цели: низшую и высшую. Первая служит задачам развлечения и игры. Вторая — «воспитанию души через приобщение души к красоте». Эстетическое воспитание должно быть связано с трудом души.
Интеллектуальное воспитаниеразвивает потребность в целостном мировоззрении через развитие инициативы ума, творческих сил и интуиции.
Религиозное воспитаниенаправлено на развитие религиозного вдохновения, живой, всецелой и свободной погруженности души в жизнь церкви.
Физическое воспитаниеоправданно, «оно священно как устроение жизни тела».
Сексуальное воспитание— имеет чрезвычайно серьезное значение. «Устроение сферы пола имеет особо важное значение для эмпирического и духовного здоровья личности». Энергия пола — одно из самых глубоких и творческих движений в человеке, и суть его в глубокой потребности выйти за пределы своей личности и достигнуть всецелого и глубокого соединения с любимым существом. Удовлетворение сексуальных желаний без любви — извращение и искажение закона целостности, заложенного в душе человека. Все запросы и стремления, связанные с полом,должны разрешаться только в браке.
Показал, что профессионализм учителязависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность каждого ребенка. Без этого нет педагогической интуиции, а, следовательно, не будет и педагогического мастерства.