Окружающий мир» в стандартах второго поколения
Было | Будет | ||||||||||||||||
- Программа менее подробна - Раздел «Человек и общество» был лишь небольшой добавкой к традиционному природоведческому курсу - В программе были определены требования к знаниям, умениям и навыкам: -ученик должен знать -ученик должен уметь -ученик должен различать, приводить примеры, приводить знания в практической деятельности. | - Программа представлена в гораздо более развернутом и подробном виде. Обе части программы «Человек и природа» «Человек и общество» сопоставимы по объему -К программе предлагается три варианта планирования. Варианты тематического планирования
Столбец «Содержание курса» полностью соответствует содержанию примерной программы, отражающей логику представления научного знания в интегрированном курсе. В программе «Тематическое планирование» предлагаются в качестве примеров варианты организации содержания примерной программы в возможной последовательности ее изучения в начальной школе. Данные образцы показывают, что эта последовательность может быть разной в зависимости от задач, которые ставит конкретный автор (учитель). Вариант I условно называется исходным, т.к. содержит резерв времени. Варианты II и III предлагают возможные пути использования части резерва времени в соответствии с тем, на каком компоненте содержания – естественно – научном или социально – гуманитарном – делает акцент конкретный автор (учитель). В любом случае учитель должен реализовывать задачи развития и воспитания как приоритетные задачи начального образования. Планируемы результаты. - В структуре планируемых результатов выделено два блока: «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». При этом оценка учебных достижений приводится в соответствии с планируемыми результатами, но на итоговый контроль выносится только та их часть, которая представлена в блоке «выпускник научится». Блок «выпускник научится» представляет собой те результаты, которые в обязательном порядке должны быть освоены всеми учениками. В блоке «выпускник получит возможность научиться» - результаты, освоение которых в процессе преподавания предмета крайне необходимо, но сформированность которых невозможно проверить в рамках традиционного контроля (пример с мусорными баками (можно проверить), а выполнение правил экологического поведения в быту – нельзя проверить). Система заданий Система заданий для оценки планируемых результатов по предмету «Окружающий мир» содержит перечень умений и примеры заданий разного уровня сложности. Ценности этой системы оценки в наличии множества новых моделей заданий, которые ранее не были характерны для диагностики учебных достижений по окружающему миру: - для каждого из умений в планируемом результате приведено два примера заданий для итоговой оценки: базового и повышенного уровня (при этом примеры заданий отличаются не более сложным содержанием, а необходимостью продемонстрировать при выполнении различные уровни овладения проверяемыми умениями. Например, на базовом уровне – необходимо лишь продемонстрировать понимание характера цепей питания, а в задании повышенного уровня – взаимосвязь между формой туловища и ног характер питания животного). - особенности младшего школьного возраста предполагают изучение достаточно обширного фактического материала о различных природных объектах. Поэтому, самым объемным заданием становится: «узнавать (называть) изученные объекты и явления живой природы по описаниям, рисункам, фото, гербариям, коллекциям и т.д.». - поскольку в начальной школе начинают формироваться способности устанавливать причинно – следственные связи, включены и соответствующие планируемые результаты – «обнаруживать взаимосвязи в природе…», определять характер взаимоотношения человека с природой. - в планируемых результатах записано, что выпускник начальной школы должен научиться проводить несложные наблюдения, ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; исследовать инструкции по правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов. Но в курсе начальной школы практически не включаются элементы физико – химических знаний (исключение тема «Тела и вещества»). Поэтому, предполагаемые задания для проверки этого планируемого результата конструируются на внепрограммном материале. - в планируемых результатах по окружающему миру так же отражена отдельная интегрированная программа «Чтение : работа с информацией» - работа «со справочными изданиями» и работа « с дополнительными источниками информации». Подходы В связи с введением новых стандартов учителям начальных классов придется пересмотреть подходы к контрольно – оценочной деятельности по предмету «Окружающий мир». Итоговая оценка планируемых результатов по окружающему миру осуществляется на основании накопленной оценки и оценки за итоговую работу. В отличии от русского языка и математики итоговая работапо окружающему миру не выходит за рамки школы (т.е. не будет использоваться органами управления образования в качестве массовой проверки за курс начальной школы). Следовательно, ее использование полностью зависит от решения школьного методического объединения. Накопленная оценка по предмету « Окружающий мир» должна отражать динамику усвоения учеником планируемых результатов при продвижении темы к теме. Система накопительных оценок строится таким образом, чтобы зафиксировать в итоге достижение всех планируемых результатов по двум разделам курса: «человек и природа» и «Человек и общество». Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которое демонстрирует его усилия прогресс и достижения в различных областях. Портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального образования, целесообразно включать следующий материал: 1. Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий и факультативов: дневники наблюдений, оформленные результаты мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и т.п.
3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делают выводы о : 1. Сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; 2. Сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 3. Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно - смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. Наши рекомендации
|