Этапы реализации программы
Рабочая программа
«Подготовка к школе»
Для детей 5,5 - 7 лет
Срок реализации: 1 год
Преподаватель:
Баранова Г.В.
Составители:
Монахова А.Д.,
Баранова Г.В.
Рекомендовано Экспертным советом
комитета по образованию Администрации
г.о. Железнодорожный
Протокол № __
от "__" ______ 20 __ г.
2014 - 2015 учебный год
г. Железнодорожный Московской области
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Модифицированная программа «Подготовка к школе» детей старшего дошкольного возраста представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Подготовка к обучению грамоте», составленное и разработанное на основе программ и пособий: Колесниковой Е.В. «От звука к букве», Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте», Филичевой Л.Н. «Развитие графических навыков» и второе направление - «Математическое развитие», составленное на основе программ и пособий: Л.Г.Петерсон, Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников».
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:
- Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности).
- Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности.
Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности.
1.2. ЦЕЛЬ:
Цель программы: формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; подготовка к умению читать иписать, развитие речи и произвольности психических процессов; развитие интереса детей к математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
1.3. ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Обучающие задачи:
1.1. Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
1.2. Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.
1.3. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
1.4. Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
1.5. Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.
1.6. Развитие мотивации учения.
1.7. Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.
2. Развивающие задачи:
2.1. Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
2.3. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
2.4. Развитие произвольности психических процессов.
2.5. Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.
2.6. Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.
2.7. Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.
3. Воспитательные задачи:
3.1. Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа, с постоянным составом, составленная по возрастному принципу (дети от 5,5 до 7 лет).
Набор детей в группы по программе «Подготовка к школе» свободный, единственным условием является соответствующий возраст воспитанников.
Основание для отчисления – неспособность выполнять программу учебного года.
Продолжительность НОД | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
Подготовка к обучению грамоте 25-30 мин. | 2 раза | 1 час | |
Математическое развитие 25-30 мин. | 2 раза | 1 час | |
Итого часов в год: 130 |
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Модифицированная программа «Подготовка к школе» реализуется в четыре этапа:
1 этап: диагностический.
Цель: набор детей в группы, мониторинг проведения НОД ДПО на начало учебного года.
2 этап: адаптационный.
Цель: окончательное формирование состава групп, адаптация детей.
3 этап: развивающий.
Цель: проведение развивающей НОД с детьми.
4 этап: итоговый
Цель: мониторинг проведения НОД ДПО на конец учебного года.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По направлению «Подготовка к обучению грамоте» к концу учебного года ребенок должен:
- Знать буквы русского алфавита
- Писать буквы русского алфавита в клетке
- Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»
- Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце
- Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки
- Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)
- Соотносить звук и букву
- Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком
- Проводить звуковой анализ слов
- Читать слова, слоги, предложения
- Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»
По направлению «Математическое развитие» к концу учебного года ребенок должен уметь:
- Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
- Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
- Находить части целого и целое по известным частям.
- Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
- Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
- Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
- Определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
- Соотносить цифру с количеством предметов.
- Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
- Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, пирамиду и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
- В простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из этих частей.
- Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
- Называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.