II . Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся
Осн. Направл. Деят. Кл. руков.
Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель, и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в классе. Кл. рук. в своей деят-ти необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные, материальные условия их жизни.
Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
• формирование и развитие коллектива класса;
• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности,
• формирование здорового образа жизни;
• организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
• защита прав и интересов обучающихся;
• организация системной работы с обучающимися в классе;
• гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
• формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
• организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного рук.
1.Организац.-координирующие:
• обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
• установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога доп. образования;)
• проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
• взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
• организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
• организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
• стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
• взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
• ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
• регулирование межличностных отношений между обучающимися;
• установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
• содействие общему благоприятному психологическому климату коллективе класса;
• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
• контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
I . Деят-сть Кл. рук. в обеспечении здоровья:
- изучает особенности развития детей;
- выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка;
- проводит тестирование на выявление психического состояния ребенка, особенностей характера и темперамента;
- совместно со школьным врачом и родителями составляет личную программу закаливания, физических и дыхательных упражнений;
- помогает врачам и участвует в проведении диспансеризации учеников;
- ведет работу по профилактике заболеваний, проводит «физкультминутку»;
- проводит беседы о личной гигиене человека;
- проводит профилактическую работу по предупреждению детского дорожного травматизма, несчастных случаев;
- организует спортивные соревнования, игры на воздухе;
- рассматривает на «малых педсоветах» вопросы о дозировке материала, количестве письменных работ, характере домашней работы, корректирует программы с целью сокращения перегрузок учащихся;
- пропагандирует здоровый образ жизни.
II . Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся.
Изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семейного воспитания:
- исходя из единых (школа-семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся;
- осущ-ет индив. работу с родителями, привлекая их к участию во внеклассной работе;
- проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей.
Кл. руков. должен обладать информацией:
- состояние семейно-бытовых условий ученика;
- состояние его здоровья;
- положение в классе;
- о внешкольных интересах и увлечениях;
- общественных поручениях;
- любимых и нелюбимых предметах;
- отношение к гимназии, к учителям, родителям товарищам;
- уровне воспитанности учащихся своего класса;
- стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.
III . Взаимосвязь классного руководителя с учителями-предметниками:
- должен знать ведущие вопросы учебной программы, выражающие воспитательную направленность содержания обучения по каждому предмету, координировать решение воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей;
- определять с учителем меры по развитию устойчивого интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда;
- посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся, с целью глубокого проникновения в содержание программного материала;
- создавать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний;
- вовлекать учащихся в предметные кружки, НОУ, клубы и т.д.;
- совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышения культуры учебного труда.
IV . Работа с класс. коллективом:
- организует дежурство учащихся на переменах;
- прививает навыки трудового воспитания, организуя участие учащихся в ген. уборках классного помещения, прививает навыки производственного труда;
- привлекает детей к борьбе за выполнение правил для учащихся и правил внутреннего распорядка;
- развивает и принимает участие в работе органов самоуправления в классе, тактично направляет работу лидеров, помогает учащимся выполнять поручения;
- проводит «часы общения» с целью формирования у детей коммуникативной культуры;
- проводит праздники, организует вечера, встречи с интересами людьми, с людьми разных профессий и т.д.;
- участвует со своим классом в общешкольных, районных, городских мероприятиях.
V .Взаимосвязь классного руководителя с внешкольными учреждениями:
- изучает воспитательные возможности внешкольных учреждений;
- определяет виды и формы совместной работы;
- ориентирует учащихся в выборе коллективов внешкольных учреждений с учетом их интересов и склонностей;
- выявив индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении проблем, в выборе кружков, секций, клубов;
- расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение кино, театров;
- проводит инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения и расписывается в журнале инструктажа.
VI . Документация классного руководителя:
- ведет психологическую карту класса;
- составляет план социального развития классного коллектива на полугодие по следующим направлениям:
а) развитие интеллектуальных способностей;
б) нравственно-эстетическое воспитание (правовое, половое в том числе);
в) экологическое воспитание;
г) эстетическое воспитание;
д) физическое воспитание;
е) развитие технического творчества и производственной деятельности;
- ведет рабочий дневник;
- обрабатывает исследовательские материалы и в виде схем, таблиц, графиков хранит в тетради «Психологическая карта класса»;
- ведет классный журнал;
- проверяет один раз в неделю ученические дневники;
- ведет индивидуальную работу с родителями, проводит 2 раза в четверть родительские собрания, а по необходимости и чаще.