Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника
Профессиональная деятельность социального работника способст- вует как положительной, так и отрицательной деформации личности и ее поведения. Все факторы, обусловливающие профессиональную деятельность специалиста, в совокупности и определяют развитие (сдерживание в развитии) личностного потенциала специалиста по направлению и интенсивности. Результатом является профессиональ- ное самосовершенствование и положительная деформация — лич- ностная и поведенческая.
Выделим наиболее типичные позитивные проявления профессио- нальной деформации специалиста. Они имеют личностный и поведен- ческий характер.
Поведенческаяпозитивнаяпрофессиональнаядеформацияспециа- листа. Она является следствием изменения поведения человека в связи с выполнением профессиональных обязанностей, чаще в связи
с назначением на новую должность, требующую большей организо- ванности, дисциплины, ответственности. К таким поведенческим из- менениям следует отнести: позитивное, статусное, поведенческое и нравственно-культурноепроявления.
Статуснаяповеденческаяположительнаядеформация.Этоизмене- ние поведения специалиста часто определяется социальным уровнем
236 Раздел IV. Среда и формирование личности
(статусом) его должности, сложившимся в данном социуме. Своеобра- зие статуса зависит от социальной среды (государства, местности, соци- альной общности и пр.). Например, назначение на некоторые должнос- ти человека диктует необходимость определенного образа жизни и поведения. В этом случае он «обязан» выполнять соответствующие должности требования к своему внешнему виду, личному транспорту, жилью и пр. (в народе говорят — «должность обязывает»).
Личностная профессиональная деформация специалиста — про- фессиональное самосовершенствование. Оно проявляется в развитии профессионально важных качеств личности специалиста и его педа- гогической техники. Именно они позволяют ему с высокой эффектив- ностью решать профессиональные задачи. Показателем этого стала профессионально-культурная деформация социального работника, его профессиональная культура.
Профессионально-культурная деформация социального работника. Подобная деформация — следствие его активной творческой профес- сиональной деятельности, стимулирующей развитие профессиональ- ных качеств, культуры труда и ее результативности. Проявляется она в повышении культуры профессиональной деятельности, в росте про- фессионального мастерства, авторитета, как специалиста.
Личностно-поведенческое изменение специалиста как позитивная деформация. Она характерна для человека, положительно меняюще- гося под воздействием профессиональной деятельности, и проявляет- ся в его нравственно-профессиональном самосовершенствовании.
Позитивное нравственно-культурное изменение специалиста. Такое изменение проявляется в повышении личной культуры, ответ- ственности, организованности, собранности, дисциплины под воздей- ствием требований выполнения профессиональных обязанностей. Выражается это в более высокой культуре не только профессиональ- ной деятельности, но и поведения специалиста как личности, его от- ношения к себе, окружающим.
Своеобразная профессиональная деформация социального работ- ника может иметь место и при его узкой специализации, увлеченности чем-то одним, специфичным. Эта увлеченность способствует разви- тию отдельных сторон, качеств и свойств личности. Ницше о дефор- мации таких специалистов писал: «Одному недостает глаза, другому уха, третьему ноги, но есть и такие, что утратили язык или нос, голову. Есть люди, которые не что иное, как один большой глаз, или один большой рот, или одно большое брюхо, или вообще одно что-нибудь большое, — калеки наизнанку — называю я их».
Профессиональная деформация специалиста негативной направ- ленности имеет достаточно широкий спектр своего проявления. Вы-
Глава 17. Профессиональная деятельность социального работника... 237
деляют также профессиональную деформацию поведенческого, лич- ностного и в итоге личностно-поведенческого характера. Она харак- терна как для специалиста-практика, так и руководителя.
Поведенческая деформация социального работника негативного проявления представляет собой соответствующие изменения по форме и сфере проявления, которые являются следствием его профессио- нальной деятельности. Наиболее типичными видами (формами) про- явления поведенческой деформации личности социального работника могут быть следующие:
A. Нравственно-поведенческая деформация — это нравственное изменение поведения социального работника, выражающееся во все- дозволенности, использовании своего служебного положения в лич- ных, в том числе и корыстных, целях, неуважительном отношении к мнению других, их деятельности. Она характерна и для специалиста, и для руководителя и имеет у каждого из них свои особенности про- явления.
Б. Авторитарно-поведенческая (от фр. autoritaire — властный) де- формация — это изменение поведения социального работника как следствие его профессиональной практики, проявляющееся в стрем- лении максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимо- действию и общению. Она характерна как для специалиста, так и для руководителя и сказывается в жестком довлеющем стиле профессио- нальной деятельности специалиста. Для специалистов подобная де- формация нередко становится типичным проявлением своего стиля поведения в зависимости от среды, в которой он оказывается: на ра- бочем месте, перед оком начальства, в кругу семьи, по отношению к отдельным личностям в зависимости от их социального статуса и пр. В каждой ситуации стиль поведения такого человека особый — от жестко-авторитарного до заискивающе-уважительного.
B. Вульгарно-бесконтрольная (от лат. vulgaris — пошлый) дефор- мация — это изменение личности социального работника под воздей- ствием профессиональной деятельности, проявляющееся в его грубой и бесконтрольной речи в процессе взаимодействия с коллегами, под- чиненными, в кругу семьи.
Характерная особенность речи такого человека — это использова- ние жаргона, «ненормативной» лексики и пр. Такая речь может иметь:
1) ситуативный характер: только с подчиненными и коллегами;
только на работе; только на рабочем месте и дома;
2) повсеместный характер: не считаясь с окружением и средой. Нередко подобное поведение рассматривается как важное условие
«доходчивости» и «выразительности» речи. Оно характерно для опре- деленной категории военных, тех, кто занимает административные и
238 Раздел IV. Среда и формирование личности
бесконтрольные должности, а также для специалистов, уровень куль- туры самопроявления которых связан со сложившимися установками. Существуют сравнительные выражения по оценке таких людей: «как сапожник», «как шофер».
Все поведенческие формы профессиональной деформации специ- алиста имеют особенности в проявлении в зависимости от сферы. Наиболее типичными позициями с негативной поведенческой дефор- мацией являются:
A. Дуалистическая ситуативно-поведенческая (от лат. dualis — двойственный) деформация — это двойственное поведение социаль- ного работника, обусловленное ситуацией. Такой специалист на рабо- те может быть корректно-предупредительным, уважительным, спо- койным, но в домашних условиях совершенно другим: жестким, властным, неуважительным, не терпящим возражения и пр. Подобная форма деформации может выражаться, например, в аккуратности, де- ловитости, трезвости на работе и пьянстве, замкнутости — дома; кор- ректности в присутствии его непосредственных начальников и гру- бости, невыдержанности по отношению к подчиненным. Нередко для таких людей домашняя обстановка является местом психологической разрядки, часто в безнравственной форме. Подобная деформация ха- рактерна как для специалиста, так и руководителя.
Б. Ситуативно-поведенческая деформация. Она возникает у спе- циалиста в зависимости от ситуации. Другими словами, он напомина- ет хамелеона. Поведение такого человека связано со средой: местом, которое он занимает в ней (лидер или ведомый), восприятием его в ней, чувством дозволенности в самопроявлении, осознанием уровня своей вседозволенности и пр. Для такой деформации характерно про- явление той или иной индивидуальной особенности в поведении, от- ношении, деятельности в зависимости от ситуации: корректность, об- ходительность, тактичность — в одной; грубость, бестактность — в другой; активность, инициативность — в третьей; безразличие — в четвертой и пр.
B. Повседневная форма проявления. Это самая грубая форма де- формации человека. Она может быть результатом вседозволеннос- ти, бесконтрольности и безнаказанности по отношению к поведе- нию и деятельности специалиста со стороны непосредственного окружения, руководства и личной самокритичности. В данном слу- чае самокритичность выступает больше как самоодобрение и само- утверждение.
Предпосылками поведенческой деформации специалиста являют- ся соответствующие негативные качественные характеристики (на- пример, властность, самоуверенность, жесткость и пр.), присущие
Глава 17. Профессиональная деятельность социального работника... 239
ему. Профессиональный статус и сама профессиональная деятель- ность стимулируют наиболее полное раскрытие характерного нега- тивизма личности и ее утверждение, определяя своеобразие дефор- мации.
В чистом виде та или иная форма поведенческой деформации лич- ности специалиста проявляется редко. В поведении человека чаще всего имеют место различные отрицательные моменты в зависимости от его личной культуры, окружения, ситуации.
Наиболее типичные негативные качественные изменения самой личности социального работника — это деформация личности специ- алиста, существенно отражающаяся на его отношении к профессио- нальной деятельности и жизнедеятельности. Она формируется как следствие его профессиональной практики и в основном отражает из- менения его субъектного статуса, деформации эмоционально-волевой сферы. К таким видам (формам) деформации личности специалиста, существенно сказывающейся на отношении и результате профессио- нальной деятельности, следует отнести:
А. Разочарование в своей профессии. Оно может иметь место чаще всего на этапе становления специалиста после выпуска из учебного заведения, назначения на должность. Основными причинами этого являются: отсутствие романтики труда, сформированной у студента в процессе его обучения в вузе; несоответствие уровня подготовки вы- пускника требованиям профессиональной деятельности; трудности профессиональной деятельности специалиста и проблемы, возникаю- щие в связи с его способностью успешно выполнять свои функцио- нальные обязанности; материальная неудовлетворенность и перенесе- ние ее на отношение к профессиональной деятельности — «сколько платят, столько и работаю» и др.
Б. «Карьерный кризис» — состояние человека, утратившего уве- ренность в себе и перспективу своего служебного роста. Такое состо- яние отражается на его отношении к себе, окружению, профессио- нальной деятельности. Оно характерно для человека, занимающего руководящие должности и активно продвигающегося по служебной лестнице до определенного этапа. В процессе быстрого (сравнительно быстрого) служебного роста у него появляется уверенность в том, что он все может и такой рост — естественная оценка его профессиональ- ной деятельности. При остановке в служебном продвижении у него возникает раздражение, озлобленность, пренебрежение к мнению дру- гих, ворчливость, разочарование в своей деятельности, руководстве. Подобная деформация может иметь место у специалиста, который пользовался большим авторитетом, был результативен в профессио- нальной деятельности. Потеря авторитета по причинам, связанным с
240 Раздел IV. Среда и формирование личности
профессиональной деятельностью или изменением отношения к нему со стороны руководства и другим, нередко приводит человека к по- добной деформации.
К видам (формам) деформации личности, вызванной преимущест- венно изменениями эмоционально-волевой сферы и существенно ска- зывающейся на жизнедеятельности специалиста, вследствие его про- фессиональной деятельности, относятся:
A. «Выгорание» специалиста — термин, который употребляется в европейских странах и Америке при характеристике профессиональ- ной деформации личности. Оно рассматривается как процесс и как результат. Как процесс — постепенное охлаждение человека к клиен- там, с которыми он работает, их болям и проблемам, своей профес- сиональной деятельности, превращение его в функционера. Как ре- зультат, оно доводит специалиста до полного безразличия, конъюнк- турности в отношении личности клиента, своей профессиональной деятельности и ее результативности. В этом случае последствия «вы- горания» сказываются не только на работе, но и дома, на отношении к себе и к своим близким. О таком человеке говорят, что он «перего- рел» или «сгорел» и теперь «холоден» не только в работе, но и в жизни.
Б. «Перегорание» специалиста — характеристика специалиста, ко- торый под воздействием негативных факторов профессиональной де- ятельности оказывается в состоянии, негативно отражающемся на его отношении и качестве профессиональной деятельности. Оно проявля- ется в безразличии к самой деятельности и ее результатам, черствости в отношении к клиенту, его судьбе. «Перегорание» является следст- вием его «выгорания», результатом «выгорания».
B. «Профессиональная усталость» — деформация личности, про- исходящая под длительным воздействием негативных факторов про- фессиональной деятельности и приводящая к негативному состоянию специалиста на рабочем месте, быстрой усталости, низкой продуктив- ности труда. Она может быть следствием длительного (повседневно- го) эмоционального перенапряжения специалиста, переутомления под воздействием профессиональной практики и недостаточности внимания к личному отдыху, восстановлению своих физических и ду- ховных сил и др.
Г. «Хроническая усталость» — состояние человека под воздействи- ем факторов профессиональной деятельности, характеризующееся по- стоянным чувством усталости на работе даже тогда, когда речь захо- дит о профессиональной деятельности. Она является следствием длительной профессиональной деятельности, разрушения эмоцио- нальной сферы специалиста. Для человека в этом состоянии характер-
Глава 17. Профессиональная деятельность социального работника... 241
но нежелание работать, безразличие к клиенту, деятельности и ее результату, неумение сосредоточиваться над проблемами профессио- нальной деятельности, раздражительность, апатия ко всему, что окру- жает его на рабочем месте, и пр. «Хроническая усталость» сохраняет- ся не только на работе, но и вне ее, во взаимодействии с другими людьми, дома.
Д. «Разрушение» личности — это самый опасный вид професси- ональной деформации личности. Оно обусловлено комплексом пси- хических нарушений, существенно влияющих на жизнедеятельность специалиста. Разрушению подвергается прежде всего эмоционально- волевая сфера человека как результат его профессиональной дея- тельности. Типичным его проявлением часто является состояние общей тревожности, возбудимости человека, постоянного раздражи- тельного отношения к клиенту, другим людям, в том числе и близ- ким. Все это негативно сказывается на профессиональной и иной деятельности социального работника. Преодоление подобной дефор- мации требует целенаправленной индивидуальной помощи специа- листов (медицинских работников, психологов и психиатров) — реа- билитации.
Личностно-поведенческаядеформацияличностисоциальногора- ботника — деформация личности, обусловленная взаимодействием внутренних качеств и поведения человека, приводящая к качествен- ным личностно-поведенческим изменениям, — как следствие профес- сиональной деятельности. В этом случае длительные негативные по- веденческие изменения, под воздействием профессиональной деятельности, приводят к личностным. Проявление подобной дефор- мации характеризуется тем, что разочарование, «выгорание», «разру- шение» личности специалиста происходит на нравственно-поведен- ческом, авторитарно-ситуативном или вульгарно-бесконтрольном фоне. Формами деформации специалиста могут быть самые разнооб- разные сочетания всего того негативного в личности во всем ее много- образии вследствие профессиональной деятельности.