Сущность, функции, природа учебной формы, основные и общие элементы ее структуры

Форма обучения представляет собой целенаправленную, чётко организованную, содержательно насыщенную и методически осна­щенную систему познавательного и воспитательного общения, взаи­модействия, отношений учителя и учащихся. Результатом такого взаимодействия является профессиональное совершенствование учителя, усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их психических процессов и нравственных качеств. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной органи­зации. содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная ра­бота, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдель­ных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концеп­ции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у школьников си­стемные знания и личностные качества. Система разнообразных обучающих форм, пронизанная и скрепленная ведущими идеями раздела, темы и едиными видами деятельности, обеспечивает ус­воение системы изучаемой науки, формирование мировоззрения, учебных умений и навыков. Эффективность реальной практики обучения обеспечивается не отдельными формами, а их продуман­ной взаимосвязанной системой. Различные системы обучения уча­щихся: индивидуальная, групповая, классно-урочная, бригадная, массового суггестивного обучающего взаимодействия не являются взаимоисключающими. Например, классно-урочная система мо­жет включать в себя индивидуальные, групповые, бригадные за­нятия и элементы суггестивной педагогики. Поэтому и система форм может включать коллективные, индивидуальные и другие

занятия.

Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми различных возрастных групп. Содержание науки и возра­стные особенности школьников требуют соответствующей, адекват­ной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвиж­ную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность созда­вать разнообразие и многообразие обучающих форм.

Функции форм обучения сложны и многообразны. Среди них на первом местеобучающе-образовательная. Форма обучения кон­струируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков, формиро­вания их мировоззрения, развития дарований, практических спо­собностей, активного участия в производстве и общественной жиз­ни.Воспитательная функция обеспечивается последовательным введением школьников с помощью системы форм обучения в раз­нообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические. Ребенок достига­ет целей, преодолевает трудности познания, радуется победам, помогает товарищам, проявляет терпение и выдержку, настойчи­вость и волю. Постоянно подкрепляются и укрепляются мораль­но-волевые качества детской личности.Организационная функция обучения в том, что необходимость соответствия объема, качества содержания образования возрастным возможностям детей требует от учителя четкой организационно-методической инструментовки подачи материала, строгого отбора вспомогательных средств. Ада­птация школьников к специфике той или иной формы дает им возможность заранее готовиться к деятельности, быстро выраба­тывать установку на труд в определенных условиях.Психологиче­ская функция форм обучения состоит в выработке у учащихся определенного деятельностного биоритма, привычки к работе в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в детях психическое состояние раскрепощен­ности, свободы, оптимального напряжения духовных сил. Создает­ся обстановка увлекательного и вдохновенного труда. Содержа­тельная форма учебных занятий в совокупности с активными ме­тодами выполняетразвивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство условий для умственной, трудовой, иг­ровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комп­лекс психических процессов.

Формы организации учебного процесса обеспечиваютколлек­тивную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный процесс, ре­ализуемый в разнообразных формах, в основе своей процесс кол­лективной познавательной деятельности. Дети познают сооб­ща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать воз­можностью индивидуализации деятельности школьников, обес­печивать работу по продвинутым программам одних и подтяги­ванию до средне-обязательного уровня других.Систематизирую­щая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют разбивки всего учебного материала

по частям и темам, его структурирования и систематизирования

как в целом, так и для каждого занятия.

По отношению друг к другу формы обучения способны выпол­нятькомплексирующую и координирующую функции. В целях повышения эффективности усвоения материала детьми, на основе какой-либо формы обучения могут быть объединены и использо­ваны составные части других форм. Так, во время экскурсии прочитывается небольшая лекция, организуется беседа и дети при­нимают участие в практической работе. При изучении целой темы одна форма, например, урок, может исполнять роль основной, базовой, ведущей по отношению к другим — семинарам, бригад­ным занятиям, дающим дополнительный или вспомогательный ма­териал. Наконец,стимулирующая функция формы организации учебных занятий проявляется с наибольшей силой, когда соответ­ствует особенностям возраста детей, специфике развития их пси­хики и организма. Так, лекционная форма своей монотонностью способна подавить в младших школьниках всякую познавательную активность. Между тем как урок — драматизация рассказа, вклю­чающая в действие воображение, речь, мышление, организм в целом, стимулирует их бурную деятельность. Самостоятельная ра­бота старшеклассников интенсифицирует процесс усвоения знаний, а «разжевывание» текста учебника учителем превращает любую форму в скучное и бесполезное времяпрепровождение. Таковы основные функции форм организации учебного процесса.

Природа формы обучения общественна. В ее основе лежат исторически складывающиеся разнообразные и многообразные формы человеческого общения. Условно можно выделить несколь­ко типов общения: трудовое или деловое, на почве общественно-политической деятельности, духовно-эстетическое, обучающе-поучающее общение между взрослыми и детьми, общение в позна­вательной, научно-исследовательской деятельности, в быту и в свободное время. В трудовом взаимодействии людей возникли та­кие формы совместной производственной деятельности и делового общения, как трудовой коллектив, производственная бригада, тру­довая артель, семейный, арендный подряды, производственное со­брание, инструктаж, деловое совещание, летучка, стройотряд, об­мен опытом на выставках и семинарах. Общественно-гражданское взаимодействие людей породило такие формы совместной деятель­ности и общения, как общественные сходы, митинги, демонстрации, манифестации, общественные праздники и обрядовые шествия. Ду­ховно-эстетическому общению свойственны коллективные формы общения с искусством: посещение выставок, прослушивание кон­цертов, просмотр спектаклей. Их следствием являются дискусси­онные обсуждения, конференции, встречи с авторами. Разнообраз­ны и формы взаимодействия на почве самодеятельного искусства. В обучающе-поучающем общении взрослых с детьми сложились разнообразные формы индивидуального и группового обучения, наставления, а также беседы, проповеди, нравоучения, внушения. Познавательной, научно-исследовательской деятельности людей 359

свойственны научные дискуссии, мозговые атаки, интенсивные об­суждения проблем, симпозиумы, научные конференции, научные экспедиции, лекции, семинары, исследовательские группы, защита диссертаций. В сфере свободного общения и досуговой деятельно­сти распространены объединения по интересам в кружках, секци­ях, компаниях, характерны также совместные прогулки, походы, экскурсии, массовые праздники и спортивные соревнования, мо­лодежные танцевальные вечера и дискотеки. Среди бытовых форм общения — совместные чтения вслух, просмотры и обсуждения те­ле- и радиопередач, семейные праздники, советы, обсуждения.

Все это многообразие форм человеческого общения естественно отразилось на формах организации детской жизни, их обучения и воспитания. Они, конечно, не переносились напрямую в учебно-воспитательную практику, подвергались тщательному отбору, пе­дагогической обработке и переработке, что обеспечило возмож­ность создания эффективных форм обучения-; Формы обучения под­разделяются на индивидуальные, групповые, коллективные, мас­совые. Основными элементами процесса обучения, различные комбинации которых составляют основу структуры любой формы, являются: приобретение учащимися новых знаний, закрепление, применение знаний на практике, повторение и диагностика. На­иболее характерная психологическая особенность первоначального усвоения знаний, умений, навыков—ясность в понимании детьми материала. Четкое уяснение знаний стимулирует школьника на дальнейшую работу, способствует воспитанию мировоззрения, тру­долюбия, развитию познавательных интересов и творческих спо­собностей. Отсутствие понимания порождает у школьников отчуж­дение, неприязнь к процессу обучения, желание избегать бессмыс­ленного времяпрепровождения. Закрепление знаний, отработка умений и навыков направлены на образование у детей научных понятий, обобщенных образов и символов как личного достояния. На этой основе часть знаний переходит в автоматизированные действия, в умения и навыки. Обогащение детей знаниями, уме­ниями и навыками создает у них внутреннее состояние уверенно­сти, самоутверждения. Применение усвоенных знаний, умений и навыков на практике — в труде, жизненном общении, учебной и внеучебной деятельности, в личном творчестве — активизирует жизненную позицию детей, формирует у них гражданскую само­стоятельность. Различные виды повторения являются обязатель­ным условием приведения в систему всех приобретенных знаний, умений и навыков, установления внутри- и межпредметных связей, совершенствования мировоззренческого подхода к анализу явлений действительности. Диагностика, проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся есть своеобразный вид закрепления и повто­рения знаний. Они помогают решать важнейшие обучающе-воспи­тательные психологические задачи. Поскольку учение не столько удовольствие, но и труд, долг, точная диагностика, проверка и оценка позволяют учителю стимулировать выполнение заданий учащимися и в то же время дисциплинировать их. Общественно

значимая и справедливая оценка деятельности ребенка"поддержи­вает в нем здоровое самолюбие, способствует самоутверждению, побуждает к преодолению сложных препятствий, к проявлению воли и выдержки. Проверка и оценка способствуют приведению знаний, умений и навыков в систему, приучают к добросовестности и ответственности. На этой основе осуществляется постепенный переход процесса обучения и учения в процесс самообучения и самообразования, составляющий основу непрерывности образова­ния. Овладевая методами и приемами учебной деятельности, раз­вивая в себе трудолюбие, ребенок постепенно учится самостоя­тельно разбираться в потоке научной, технической, художественной и политической информации. Названные элементы процесса обу­чения составляют основу учебного процесса и конструирования форм обучения.

Наши рекомендации