V. Особенности эмоционально-волевой сферы, поведения
1. Особенности эмоционально-волевой сферы (характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия; развитие чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических; глубина и устойчивость чувства; преобладающее настроение школьника; степень эмоциональной возбудимости школьника; быстрота протекания и смены эмоций; внешняя выраженность эмоциональных переживаний; эмоциональная устойчивость в напряженной установке и при неудачах; умение сдерживать эмоциональные переживания и изменять их; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание, моральная воспитанность воли и др.).
2. Преобладающее настроение.
3. Общий стиль поведения.
4. Наличие режима дня, самоменеджмент.
5. Особенности организации самовоспитания.
VI. Взаимоотношения с коллективом
1. Положение в коллективе: статус, престиж, преобладающие социально-психологические роли.
3.Отношение студента к студенческому к коллективу (потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, авторитет в коллективе товарищей, общительность и понимание других людей, отношение к отрицательным социально-психологическим явлениям в коллективе — списыванию, подсказыванию, круговой поруке, зависти и т.д.).
4. Взаимоотношения с преподавателями: вежливость, отчужденность, равнодушие, «раболепие» и т.п.
VII. Психолого-педагогические выводы
Уровень развития личности студента, оценка общих позитивных и негативных сторон, перспектив развития личности. Указать возможные линии коррекции в учебной и воспитательной работе с данным студентом (со стороны преподавателей, куратора-эдвайзера, студенческого коллектива, а также со стороны самого студента).
3.3 Проведение диагностической работы в студенческой группе:
1. Применение метода социометрических измерений или социометрии используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп (в нашем случае – студенческих учебных групп).
Процедура проведения:
1-й этап:определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.
2-й этап: разработка социометрических критериев.
Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:
· формальные/неформальные - Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.
· двойные/одинарные - Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
· прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
· сильные (или значимые)/слабые (незначимые) - Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.
Требования к критериям
- Ограниченное количество (3-4);
- логическая связь между собой;
- критерии должны вызывать интерес;
- смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
- критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.
3-й этап:выбор типа процедуры социометрического исследования.
Социометрия может проводиться в двух вариантах [5].:
Непараметрическая процедура:испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано (N-1) человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе.
Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.
Достоинства непараметрической процедуры:
· позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
· при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.
Недостатки непараметрической процедуры:
· при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);
· существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.
Параметрическая процедура:данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов).
Величина ограничения - d - называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:
Р(А) = d
N-1
где Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, N — число членов группы. Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.
Достоинства параметрической процедуры:
· повышает надёжность полученных данных;
· облегчает статистическую обработку;
· позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
· как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.
Недостатки непараметрической процедуры:
· не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе;
· социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
4-й этап:разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.
Примеры вопросов для изучения деловых отношений в студенческой группе:
1. а) кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную студенческую стажировку?
б) С кем из членов своей группы вы бы не поехали в продолжительную студенческую стажировку?
3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции формального лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности формального лидера?
4. а) с кем из членов группы вы согласились бы совместно выполнять сложнейшие учебные задания?
б) с кем из членов группы вы не согласились бы совместно выполнять сложнейшие учебные задания?
Примеры вопросов для изучения личных отношений
1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
При проведении социометрии, возможны два варианта:
· I вариант - Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.
· II вариант - Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
o готовятся списки членов группы;
o каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером - этот номер становится его шифром.
Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:
- заголовок;
- инструкцию - количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;
- подписание карточки (разборчиво).
В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.