Психологическая характеристика процесса воспитания.
Психология воспитания – это особая отрасль педагогической психологии, которая исследует внутреннюю психологическую сущность воспитательного процесса.
Цель психологии воспитания – формирование целостной личности в процессе воспитания.
Методы воспитания - целенаправленные действия педагога или педагогического коллектива по отношению к отдельному воспитаннику или целому детскому коллективу.
Конкретные задачи психологии воспитания:
- изучение взаимодействия целенаправленных воспитательных мер с внутренними психологическими особенностями человека;
- изучение влияния целенаправленных воспитательных мер на формирование личности;
- изучение процесса возникновения новых образований личности – черт характера, привычек, потребностей и мотивов, способов поведения, новых чувств и отношений;
- изучение результативности целенаправленных воспитательных мер (почему одни воздействия приводят к одним результатам, а другие - к другим или одни и те же воздействия по-разному влияют на разных людей и даже на одного и того же человека в разных ситуациях);
- разработка психологической характеристики возрастного облика ребенка и его возрастных особенностей;
- изучение психологических закономерностей процесса формирования личности ребенка, анализ движущих сил этого формирования;
- разработка путей и методов изучения индивидуальных особенностей и выявление тех качественных сдвигов, которые происходят в личности ребенка под влиянием воспитания;
- изучение взаимодействия воспитателя и воспитуемого, превращения внешних воздействий во внутренние новообразования личности.
Психология воспитания исходит из представления о том, что структура личности складывается под влиянием общественных отношений и наследственных факторов. Личность формируется не в результате простого усвоения общественных отношений, а вследствие сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов развития.
Новые образования в личности – усваиваются и становятся ее достоянием, фактом ее развития только в тех случаях, когда они соответствуют желаниям, стремлениям, т.е. каким-либо потребностям самого ребенка. Поэтому любой метод будет иметь успех, если он опирается на имеющиеся у ребенка потребности. Любой метод не достигнет цели, если действовать вопреки имеющимся у ребенка потребностям.
ВОСПИТАНИЕ -это управляемое, целенаправленное и организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, по формированию личности нужной и полезной обществу. Другими словами - это процесс по формированию у человека (личности) определенных качеств.
Цели и задачи воспитания определяют содержание воспитания, включающего следующие основные виды воспитания:
- государственно-патриотическое; - нравственное; - профессиональное; - трудовое; - эстетическое; - правовое; - физическое; - экологическое.
воспитательного процесса, его закономерности, средства влияния:
ЭТАП процесса воспитания: воспитуемые должны осознать требуемые нормы и правила поведения, цели воспитания у них тех или иных качеств. Без этого формирование определенных качеств, типа поведения личности не может быть успешным. 2 ЭТАП: знания должны перейти в убеждения, воспитуемые должны глубоко осознать важность и необходимость для них именно таких качеств и норм поведения. Без этого процесс воспитания будет развиваться медленно и болезненно и не всегда достигнет положительного результата. 3 ЭТАП: необходимо выработать у личного состава определенные навыки поведения, проявление воспитываемых качеств в той или иной обстановке, формирование привычек поведения. 4 ЭТАП (заключительный) - когда воспитуемый осознанно правильно действует в сложившихся ситуациях, умеет оценить результаты поступков и действий как своих, так и товарищей.
Применяемые воспитательные воздействия могут быть прямыми (непосредственными) (беседа, критика, поощрение, наказание,) икосвенными(опосредованными) (взаимоотношения, соблюдение сотрудникских ритуалов, внутренний порядок, организация службы, труда, питания, отдыха и т.д.).
Воспитательные воздействия на личный состав характеризуются определенностью, целеустремленностью и систематичностью.