Дошкольное воспитание и обучение. Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы

Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы

Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205

Подлежит опубликованию
в Собрании актов Президента и
Правительства Республики Казахстан

ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы (далее – Программа).
2. Правительству Республики Казахстан:
1) в месячный срок разработать и утвердить по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан План мероприятий по реализации Программы;
2) представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан результаты мониторинга реализации Программы в сроки и порядке, определяемые Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан».
3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
4. Признать утратившими силу некоторые указы Президента Республики Казахстан согласно приложению к настоящему Указу.
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

Президент
Республики Казахстан Н.Назарбаев

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 1 марта 2016 года № 205

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы

Астана, 2016 год

Паспорт Программы

Наименование Программы Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы (далее – Программа)
Основание для разработки Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»; Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлы жол – путь в будущее»; Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие»; План нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех»
Государственный орган, ответственный за разработку Программы Министерство образования и науки Республики Казахстан (далее – МОН РК)
Государственные органы, ответственные за реализацию Программы Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, акиматы городов Астаны и Алматы, областей
Цель Программы Повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики
Цели Программы обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению; обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, формирование интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина; социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования; обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием, интеграция образования, науки и инноваций; обеспечение реального вклада науки для ускоренной диверсификации и устойчивого развития экономики страны
Задачи Программы улучшение качественного состава педагогических кадров дошкольных организаций и повышение престижа профессии; увеличение сети дошкольных организаций с учетом демографической ситуации; обновление содержания дошкольного воспитания и обучения, ориентированного на качественную подготовку детей к школе; усовершенствование менеджмента и мониторинга развития дошкольного воспитания и обучения; повышение престижа профессии педагогов и повышение их качественного состава; обеспечение инфраструктурного развития среднего образования; обновление содержания среднего образования; формирование у школьников духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни; усовершенствование менеджмента и мониторинга развития среднего образования; повышение престижа системы технического и профессионального образования (далее – ТиПО); обеспечение доступности ТиПО и качества подготовки кадров; обновление содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития страны; укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни; усовершенствование менеджмента и мониторинга развития ТиПО; обеспечение качественной подготовки конкурентоспособных кадров; модернизация содержания высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций; создание условий для коммерциализации результатов научных исследований и технологий; вовлечение молодежи, высших учебных заведений (далее - ВУЗ) в укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни; усовершенствование менеджмента и мониторинга развития высшего и послевузовского образования; увеличение вклада науки в развитие экономики страны; укрепление научного потенциала и статуса ученого; модернизация инфраструктуры науки; усовершенствование менеджмента и мониторинга развития науки
Сроки реализации 2016 - 2019 годы
Целевые индикаторы доля детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением по обновленному содержанию, в 2017 году – 87,5 %, в 2019 году – 100 %; доля школ, перешедших на обновленное содержание образования по опыту автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – НИШ), в 2016 году – 100 %, в 2019 году – 100 %; доля учащихся с успеваемостью на «хорошо» и «отлично» (качество обучения) в 2017 году – 62 %, в 2019 году – 70 %; доля выпускников учебных заведений технического и профессионального образования, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных и занятых в первый год после окончания обучения, в 2017 году – 92 %, в 2019 году – 95 %; доля выпускников вузов, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных в первый год после окончания вуза по специальности, к 2017 году – 85 %, в 2019 году – 90 %; количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге QS-WUR: 2017 год 2019 год топ-200 0 2 топ-300 2 2 топ-500 2 3 топ-701+ 7 9 доля затрат на опытно-конструкторские разработки в общем объеме финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) в 2017 году – 21,2 %, в 2019 году – 22,3 %; доля коммерциализированных проектов в общем количестве прикладных научно-исследовательских работ в 2017 году – 17,5 %, в 2019 году – 20 %.
Источники и объемы финансирования На реализацию Программы в 2016 - 2019 годах будут направлены средства бюджета, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из бюджета на реализацию Программы составят 1 423,4 млрд. тенге (РБ – 1 153,0 млрд. тенге, МБ – 252,4 млрд. тенге)

Введение

Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов.
В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики.
Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые профессиональные навыки в колледже и университете, развить исследовательские и творческие компетенции.
Принятый в 2011 году Закон Республики Казахстан «О науке» открыл новые возможности для передовых научных достижений.
Развитие казахстанской науки во благо интересов экономики и бизнеса обозначено в Законе Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности».
В 2015 году внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об образовании». Законодательно регламентируется поэтапный переход на обновленное содержание школьного образования, дуальное обучение, получение первой рабочей профессии в колледжах бесплатно, переход от государственной аттестации к независимой аккредитации колледжей и вузов и др.
Особый статус и государственная поддержка молодежи обозначены в новом Законе Республики Казахстан «О государственной молодежной политике».
Тем самым создана основа для реализации новых образовательных стратегий и научных достижений.
Программа разработана на основе Плана Нации «100 конкретных шагов» с учетом ведущих мировых трендов.
Программа прошла широкое обсуждение в педагогической и научной общественности. Учтены предложения работодателей, бизнес-сообщества и международных экспертов.

Анализ текущей ситуации

В Глобальном индексе конкурентоспособности 2015 - 2016 года Всемирного экономического форума (далее – ВЭФ) Казахстан занимает 42 позицию среди 140 стран мира. Из 12 индикаторов образования и науки прогресс достигнут по 8, в том числе по качеству системы образования и научно-исследовательских организаций, доступу школ к интернету, доступности исследовательских и образовательных услуг.
Прогресс страны в достижении целей развития тысячелетия отмечает ЮНЕСКО. Казахстан входит в десятку стран-лидеров по индексу развития образования.
Образование – один из трех основных субъективных факторов рейтинга человеческого развития Программы развития организации объединенных наций (далее – ПРООН). В 2015 году Казахстан вошел в группу стран с высоким уровнем развития, заняв 56-е место среди 188 экономик мира.
Значительный прогресс Казахстана в охвате детей от 1 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением отмечен ЮНЕСКО в докладе «Образование для всех 2000 - 2015 годов: достижения и вызовы».
Значительно улучшены результаты казахстанских 15-летних обучающихся по математической и естественно-научной грамотности в PISA-2012.
Казахстанские школьники стали серьезными конкурентами зарубежным сверстникам в международных интеллектуальных олимпиадах и научных соревнованиях. В национальной копилке страны только в 2015 году 252 золотых, 336 серебряных и 579 бронзовых медалей.
В 2015 году впервые студенты колледжей страны приняли участие в международном чемпионате WorldSkills Competition в Бразилии. В общекомандном зачете Казахстан занял 50 позицию среди 55 стран мира.
Признана соответствующей международным стандартам образовательная деятельность высшей школы страны. Девять университетов отмечены в рейтинге QS-2015.
В 2013 году Казахстан занял 27 позицию среди 170 стран мира в Глобальном индексе развития молодежи. Международные эксперты отмечают положительные тенденции трудоустройства и участия молодежи в политической жизни страны.
2016 год ознаменован ратификацией Казахстаном Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и Конвенции о правах инвалидов. Все положения конвенций обозначены в законодательстве страны, в том числе и Законе Республики Казахстан «Об образовании». Доступность качественного обучения для всех на основе полного равенства в зависимости от способностей и желания каждого реализуется на всех уровнях казахстанского образования.
Это стало возможным благодаря целевой поддержке всех инициатив образования и науки на государственном уровне, частным сектором и гражданской общественностью страны.
Вместе с тем в контексте новых вызовов сложного и динамично развивающего мира имеются факторы, сдерживающие обеспечение высокого качества образования и науки.
Приоритетными направлениями в период 2011 - 2015 годов стали подготовка законодательной базы, инфраструктурное развитие и наращивание ресурсного потенциала образования и науки.

Дошкольное воспитание и обучение

Значимость этого периода развития ребенка как основы для успешной подготовки к дальнейшей образовательной деятельности год от года возрастает.
В системах образования для 40 стран мира уровень дошкольного образования является обязательным.
В 2014 году ПРООН дополнил субфактор «Образование» индекса человеческого развития коэффициентом «Валовый охват дошкольным образованием», что свидетельствует о политической значимости дошкольного образования.
ЮНЕСКО рекомендует странам развивать государственно-частное партнерство (далее – ГЧП), при этом государственное финансирование направлять в малонаселенные и отделенные пункты.
В течение последних пяти лет в Казахстане развитие дошкольного воспитания и обучения стало одним из приоритетных направлений модернизации системы образования.
Успешная реализация программы «Балапан» на 2010 - 2014 годы способствовала росту дошкольных организаций. По сравнению с 2013 годом в 2015 году сеть дошкольных организаций увеличилась на 965 единиц. На 1 октября 2015 года функционируют 8 834 дошкольные организации (2013 году – 7869, 2014 году – 8467).
Активное развитие в этом секторе получило ГЧП. Только в 2013-2015 годы государственный образовательный заказ был размещен в 655-ти частных детских садах (2013 году – 898, 2014 году – 1261, 2015 году – 1553).
Охват детей от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением увеличился с 73,4 % (2013 год) до 81,6 % (2015 год).
Развитие сети дошкольных организаций способствовало росту численности педагогических кадров. В сравнении с 2013 годом количество специалистов дошкольного образования увеличилось на 13,9 тысяч человек и составило 80,8 тысяч человек.
Значительное внимание уделено развитию содержательных аспектов дошкольного образования. Обновлен Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Разработаны общеобразовательная типовая программа дошкольного воспитания и обучения и образовательная программа предшкольной подготовки. Апробация программ, ориентированных на творческое и познавательное развитие ребенка, начата на базе 77 детских садов и 30 пилотных школ страны. Таким образом, в развитии дошкольного образования страны сделан значительный шаг вперед. Вместе с тем остаются области и задачи, требующие повышенного внимания и принятия соответствующих мер.
Проблемы:
1) существующая сеть организаций дошкольного образования и темпы его инфраструктурного обновления не успевают за ростом рождаемости детей в Казахстане. Так, в 2015 году очередность в детские сады составила 545,4 тысяч детей, в том числе детей от 3 до 6 лет – 185,6 тысяч человек;
2) охват детей дошкольным воспитанием и обучением от 1-го до 3-х лет в Казахстане значительно ниже среднего показателя стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) (по республике – 16 %, ОЭСР – 32 %);
3) из всех периодов дошкольного развития детей наименьшее внимание государства уделено детям от 0 до 3 лет, тогда как именно здесь закладываются основы для познавательного и интеллектуального развития ребенка, приобретения социальных и коммуникативных навыков. Комплексное решение проблем раннего развития детей потребует координации и согласованных действий сферы образования, здравоохранения и социальной защиты, а также широкого включения родительской общественности;
4) актуальным остается включение в образовательную среду детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в развитии. Доля организаций образования, создавших условия для их воспитания и обучения, составляет лишь 9,1 %. Отмечается дефицит квалифицированных специалистов – дефектологов, логопедов и психологов;
5) при довольно высоких количественных показателях охвата детей качество услуг, предоставляемых дошкольными организациями, все еще остаются на не достаточном уровне. В значительной степени это результат непрестижного социального статуса профессии воспитателя;
6) ежемесячная заработная плата воспитателя (в среднем она составляет 62,4 тысяч тенге) значительно ниже средней зарплаты по стране. В сравнении со странами ОЭСР несопоставимо разнятся показатели наполняемости групп в дошкольных организациях. В Казахстане в среднем на одного педагога приходится 30 - 35, в странах ОЭСР - 14 детей;
7) не выработаны единые подходы к проведению мониторинга достижений детей дошкольных организаций.
Актуальность обозначенных проблем обуславливает необходимость форсирования действий в обеспечении равных возможностей для всех детей младшего возраста с учетом мировых трендов.

Общее среднее образование

Школьное образование Казахстана находится на этапе нового старта. ВЭФ обозначил 16 видов знаний и умений успешного в 21 веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие. Казахстан в рейтинге ВЭФ «Исследование расхождений в навыках 21 века» находится в группе стран с низким уровнем познавательного и эмоционального интеллекта школьников. Уровень компетенций и личных характеристик значительно ниже базовых навыков.
В свете новых подходов области профессиональных компетенций учителя расширяются. Это – междисциплинарная и проектная деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в обучении и управлении, интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями и консультационное сопровождение родителей.
В 27 из 36 стран ОЭСР и ее партнеров применяются селективные критерии отбора на педагогическую специальность. Прием на программы подготовки педагогических кадров предполагает обязательное собеседование, тестирование для оценки способностей и мотивации абитуриентов.
В 32 странах ОЭСР педагогическая практика является обязательной. Длительность практики составляет от 70 до 120 дней. Преподаватели вузов участвуют в педагогической педпрактике студентов. Школьный менеджмент ответствен в поддержке молодых учителей. В 17 странах ОЭСР требуется степень магистра для работы в основной и старшей школе.
Начальный этап карьеры учителя предусматривает повышение требований для допуска к профессии. В 18 странах ОЭСР проводится обязательное введение в должность, в 14 - действует стажировка учителей. Вклад учителя в развитие общества в мировой практике признан ключевым. Преподавание рассматривается как карьера. Текучесть педагогических кадров меньше 5 %.
Возрастает глобальный индекс статуса и престижа профессии учителя. В Австрии широкое распространение получила программа «образовательных Оскаров» для лучших учителей. В земле Бранденбург Германии открыты церемонии принятия на работу молодых учителей и ухода опытных педагогов на пенсию. В Швеции акцент сделан на формирование сильных взаимосвязей школ, университетов и предпринимательской среды.
Лидеры образовательных систем модернизируют подходы профессионального развития учителя. Системы повышения квалификации педагогов несопоставимы с Казахстаном. Они различаются по объему, периодичности, охвату, уровню централизации.
В 20 странах ОЭСР обязательные курсы повышения квалификации проводятся в контексте приоритетов индивидуальных школ. Повышение квалификации необходимо для продвижения по службе и повышения заработной платы. В 14 странах ОЭСР затраты на повышение квалификации покрываются полностью государством, в 8 - частично.
Педагоги Финляндии и Сингапура повышают квалификацию ежегодно. В Южной Корее учителям предоставляют различные формы дистанционного обучения и внутришкольных семинаров и курсов.
В Японии сфера переподготовки учителей находится под контролем государства. В Финляндии за профессиональное развитие педагогических кадров ответственность несут работодатели, в Швеции - на основе рыночных отношений, без участия государства.
Формат профессионального развития учителя намного шире. Это не только посещение курсов, семинаров и конференций. Эффективное профессиональное развитие включает обучение и практику. Предусмотрена последующая поддержка. Дистанционные курсы предлагают 21 страна ОЭСР. Практикуется повышение квалификации непосредственно на базе школ без отрыва от работы. Учителя имеют возможность пройти курсовую переподготовку на базе вузов и частных компаний.
Стандарты учителей и руководителей школ содержат критерии качества профессиональной компетенции. Индикаторы практики преподавания и руководства школой заложены в программах педагогического образования, оценке индивидуальных результатов работы.
Высокий уровень экономического развития достигают страны, которые не делят школы на «лучшие» и «худшие». Фокус ведущих мировых образовательных систем направлен на выравнивание образовательных достижений школьников. В Сингапуре по итогам ранней диагностики способностей школьники посещают от 4 до 8 раз в неделю дополнительные занятия по математической грамотности.
В Японии создан союз сельских школ, посредством которого учителя имеют возможность обмениваться опытом и проводить различные исследования. Развернута волонтерская деятельность студентов по оказанию поддержки слабоуспевающим детям в выполнении домашнего задания.
Поддержку сельским школам в Шанхае оказывают городские школы. Разрабатываются специальные программы поддержки в обучении для детей мигрантов в Гонконге. До начала учебного года организуется специальная 6-месячная программа.
В 15 странах ОЭСР существуют программы по поддержке слабоуспевающих учащихся.
Ключевым является создание соответствующей новым требованиям образовательной среды. Максимально используются возможности школьной инфраструктуры. Применяются процессы трансформации открытого внутреннего пространства, зонирования учебных площадей при помощи мобильных перегородок или передвижного оборудования. Это создает психологическое разнообразие и смену впечатлений для детей, находящихся длительное время в здании школы.
В 2011 - 2015 годы приоритетами школьного образования Казахстана стали инфраструктурное развитие и подготовка к переходу на обновленное содержание.
Ввод в эксплуатацию в течение пяти лет 521 школы позволил сократить количество аварийных до 1 %, трехсменных - до 1,2 %. В 2015 году за счет Национального фонда Республики Казахстан начато строительство еще 34 школ.
Осуществляется полномасштабная трансляция опыта НИШ. Подготовлена база для поэтапного перехода на обновленное содержание школьного образования. Принят Государственный стандарт начального образования. Новая интегрированная образовательная программа ориентирована на развитие способностей детей применять знания и умения в реальной практике.
Апробация обновленных учебных программ начата в 30-ти пилотных школах.
Внедрены новые механизмы профессионального развития педагогических кадров страны. Ключевым аспектом становится исследовательская деятельность учителя.
По новым трехуровневым программам повышения квалификации, разработанным Центром педагогического мастерства НИШ, в 2012 - 2015 годах прошли курсовую подготовку 52,5 тысяч педагогов. За пять лет проведены более 2000 онлайн-уроков для учащихся, 188 онлайн-семинаров и 400 мастер-классов для учителей общеобразовательных школ.
Новая модель оплаты труда гражданских служащих, в том числе работников образования, запущена с 1 января 2016 года. Предусматриваются доплаты педагогам и стимулирующие надбавки за высокие достижения в работе. Это будет способствовать улучшению профессионализма учителей, повышению привлекательности профессии и сокращению чрезмерно высокой педагогической нагрузки;
Для проведения полномасштабных действий по развитию трехъязычного образования разработана Дорожная карта на 2015 - 2020 годы.
Создаются условия для дополнительного образования и занятости детей во внеурочное время. Охват детей, занимающихся во внешкольных организациях и школьных кружках, составляет 60,8 %.
Новые подходы формирования молодого поколения, обладающего чувством ответственности за принимаемые решения и судьбу своей страны, заложены в Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года.
Отмечается рост доли выпускников, подтверждающих успешность завершения школьного образования.
Вместе с тем с учетом новых глобальных вызовов 21 века актуализируются вопросы качественного образования для всех детей.
Инфраструктура общего среднего образования требует ускоренных темпов развития. Географические преимущества страны обуславливают 3-х кратное преобладание школ на селе.
Всего образовательную деятельность ведут 7160 школ (2013 год – 7307, 2014 год - 7222). Число школ, расположенных в сельской местности, преобладают над городскими в 3,3 раза. При этом учащихся городских школ больше в сравнении с сельскими (город – 1 412 503 человек, село – 1 311 624 человек). В целом, контингент дневных общеобразовательных школ составляет 2,7 млн. человек.
Малокомплектные школы (далее – МКШ) составляют 44 % от общего количества организаций общего среднего образования.
Уровень материально-технической оснащенности МКШ низкий. Не имеют учебных кабинетов новой модификации: физики - 33,7 % школ, химии – 39 %, биологии - 39,3 %, математики - 29,3 % и лингафонных кабинетов - 49 % школ. Показатели выпускников МКШ по итогам единого национального тестирования (далее – ЕНТ) 2015 ниже республиканского на 4,45 балла (74,97 балла).
Проблемы:
1) развитие школьной инфраструктуры не в полной мере удовлетворяет имеющимся потребностям. Ветхие здания школ с превышающим сроком эксплуатации (1950-1970 годов постройки) переходят в разряд аварийных. Сегодня количество таких школ составляет 69 единиц. В них обучается 17,3 тысяч детей, в 86 трехсменных школах - 11,2 тысяч детей;
2) из-за отсутствия школ в населенном пункте не имеют возможности обучаться по месту жительства 3 825 учащихся, что составляет 12,2 % детей от нуждающихся в подвозе (31420 человек);
3) сохраняется значимость включения школьников с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс общеобразовательных школ. Соответствующие условия созданы только в 30,7 % школ. Такую возможность получили лишь 27 % детей с особыми образовательными потребностями в развитии. Имеется потребность в педагогах со специальным образованием и методическом сопровождении;
4) недостаточно эффективна процедура экспертизы учебной литературы. 88 % учебников, поступивших от издательств, направляются на доработку. Научно-педагогическую экспертизу с первого раза проходят только 7% учебников;
5) не в полной мере применяются инновационные технологии обучения. Возможности доступа школьников к информационным технологиям ограничены. Низкими остаются показатели доступности школ к мировым образовательным интернет-ресурсам. В системе электронного обучения задействовано только 1075 школ;
6) все еще критически важными являются необходимость формирования социальных и эмоциональных навыков, развитие некогнитивных способностей. Переход на обновленное содержание школьного образования должен осуществляться в контексте STEM-обучения. Междисциплинарный и проектный подход позволит мотивировать школьников на активный процесс познания и развития;
7) остается высокой потребность в учителях-предметниках со знанием английского языка. Качественный состав педагогов школ с высшей и первой квалификационными категориями составляет лишь 49,8 %. Только 0,6 % учителей школ имеют степень магистра;
8) новые задачи ставятся и перед системой повышения квалификации. Необходимо качественное обновление программ профессионального развития учителя. Это потребует высокой компетенции кадрового состава системы повышения квалификации педагогов Казахстана;
9) низким остается охват курсами сельских учителей. Формат предлагаемой курсовой подготовки требует разработки и внедрения новых подходов;
10) сдерживающим фактором качественных показателей школьного образования остается все еще низкий статус профессии учителя. Не выработаны новые подходы повышения общественного имиджа учителя, высокой материальной и духовной мотивации, привлечения к труду педагога способной и творческой молодежи;
11) не разработаны механизмы карьерного и профессионального роста учителя. Не внедрены профессиональный стандарт педагога или концептуальная модель развития его профессиональных компетенций;
12) требует ускоренных темпов развития неформальное образование детей школьного возраста. Недостаточна сеть внешкольных организаций, в том числе кружков роботостроения и техники, IT-площадок, объединений юных туристов и натуралистов. Эффективность воспитывающего потенциала организаций образования и детских общественных объединений в силу дефицита педагогов дополнительного образования остается низкой;
13) не выработаны механизмы мониторинга успешности обучения выпускников начальной школы. Внешняя оценка учебных достижений выпускников основной школы не позволяет своевременно выявлять и поддерживать учащихся с низкой успеваемостью;
14) пятибалльная система оценивания не отражает реальный уровень знаний обучающихся. Она не позволяет разработать индивидуальную траекторию обучения школьника с учетом имеющихся трудностей, мотивировать их на устранение пробелов в усвоении учебной программы;
15) казахстанские школьники по итогам PISA-2012 все еще отстают от сверстников из стран ОЭСР по математике на 1,5, естествознанию - на 2 и по чтению - на 2,5 года;
16) разница между лучшей и отстающей школами по итогам ежегодного ЕНТ составляет 60%. Не разработаны и не внедрены механизмы поддержки школ с низкими результатами в обучении;
17) выпускные экзамены не замеряют языковые компетенции школьников. ЕНТ не предусматривает оценивание уровня сформированности умений и навыков школьника 21 века, которые необходимы в непостоянном, неопределенном, сложном и противоречивом мире. Инструментарий ЕНТ требует содержательного переформатирования;
18) не получило широкого распространения внедрение механизмов подушевого финансирования в школах. Попечительские советы 4 377 дневных государственных общеобразовательных школ выполняют больше функции родительских комитетов. Они не имеют полномочий финансовой автономии.
Таким образом, на этапе нового старта школьного образования необходимо форсировать инфраструктурные решения, ресурсное и методологическое обновление, выработать механизмы сокращения разрыва между «лучшей» и «худшей» школой, усилить воспитательную составляющую с учетом принципов общенациональной идеи «Мәңгілік Ел».

Наши рекомендации