I. Организационный момент. - Отгадайте, с какой сказкой мы сегодня будем знакомиться на занятии:
- Отгадайте, с какой сказкой мы сегодня будем знакомиться на занятии:
У каждого зверя есть свой хвост.
У лисицы - рыжий и пушистый,
А у волка - серая метёлка.
У зайчонка - белый колобок,
У медведя - бурый бугорок.
Но все звери знают, и все понимают:
С каким хвостом родился,
Тот хвост и пригодился.
Лисица хвостом след заметает.
Волка хвост в стужу согревает,
Зайцу прыгать хвост помогает,
Мишке хвост тоже не мешает.
Все звери знают, и все понимают:
С каким хвостом родился,
Тот хвост и пригодился.
(«Хвосты».)
II. Пальчиковая гимнастика.
Заяц - пальчиковое упражнение «Зайчик».
Лиса - пальчиковое упражнение «Лиса».
Волк - пальчиковое упражнение «Волк».
Медведь - пальчиковое упражнение «Медведь».
Конь - пальчиковое упражнение «Лошадь».
Корова – пальчиковое упражнение «Корова».
Собака - пальчиковое упражнение «Собака».
Кошка - пальчиковое упражнение «Кошка».
III. Чтение русской народной сказки «Хвосты».
IV. Игра «Один - много».
Сорока - сороки. Конь - кони.
Заяц - зайцы. Корова - коровы.
Лиса - лисы. Свинья - свиньи.
Медведь - медведи. Кошка - кошки.
Волк - волки. Собака - собаки.
Белка - белки. Слон - слоны.
V. Игра «Сосчитай».
2 лесных зверя, 5 лесных зверей.
2 пушистых хвоста, 5 пушистых хвостов.
2 сороки-белобоки, 5 сорок-белобок.
2 рыжие белочки, 5 рыжих белочек.
VI. Игра «Слова наоборот».
Вражда - мир. Дикий - домашний.
Защита - нападение. Высоко - низко.
Высокий - низкий. Вместе - отдельно
Длинный - короткий. Много - мало.
Нужный - бестолковый. Брать - отдавать.
Пушистый - гладкий. Радовать - огорчать.
VII. Игра «Слова-родственники».
Хвост, хвостик, хвостище, хвостатый.
Зверь, звери, зверёк, звериный.
Корова, коровушка, коровник, коровий.
Белка, белочка, бельчонок, бельчата, беличий.
VIII. Игра «Кто внимательнее».
- О каких диких и домашних животных говорится в сказке.
Дикие - заяц, лиса, белка, волк, медведь, слон.
Домашние -лошадь, свинья, кошка, собака.
- Назови части тела животных. (Голова, морда, уши, пасть, туловище, лапы, хвост, когти, копыта и т. д.)
-
IX. Игра «Кто где живёт».
Лиса живёт в норе. Конь живёт в конюшне.
Заяц живёт под кустом. Свинья живёт в свинарнике.
Волк живёт в логове. Собака живёт в конуре.
У медведя есть берлога. Кошка живёт в доме.
Белка живёт в дупле.
X. Игра «Чей хвост?».
Хвост лисы - лисий хвост.
Хвост волка - волчий хвост.
Хвост медведя - медвежий хвост.
Хвост лошади -лошадиный хвост.
Хвост свиньи - поросячий хвост.
Хвост кошки - кошачий хвост.
Хвост собаки - собачий хвост.
Хвост белки - беличий хвост.
XI. Развитие общей моторики «Дикие животные».
По лесу шагал косолапый медведь,
(Изобразить походку медведя.)
Навстречу шёл волк - на овец посмотреть,
(Изобразить походку волка.)
Увидел их заяц косой из-под ёлки
(Изобразить прыжки зайца.)
И так задрожал, что упали иголки.
(Присесть, изобразить дрожь, руки вверх и резко вниз.)
XII. Беседа по сказке «Хвосты».
Вопросы:
- Какую весть разнесла по лесу сорока-белобока?
- Где раздавали хвосты? (На большой поляне.)
- Как звери добирались до поляны? (Кто бегом, кто скоком, кто лётом.)
- Где были развешаны хвосты? (На большом дереве.)
- Какой хвост выбрала себе лиса? (Пушистый, мягкий.)
- Какой хвост выбрал себе конь? (С длинными волосами.)
- Какой хвост выбрала себе корова? (Длинный с метёлочкой.)
- Какой хвост выбрала себе белочка? (Пушистый, Красивый.)
- Какой хвост выбрал себе слон? (Как шнурочек со щетинкой на конце.)
- Какой хвост выбрала себе свинья? (Гладкий, длинный, за витый колечком.)
- Какой хвост достался медведю? (Лоскутик кожи.)
- Из-за чего дрались кошка с собакой?
- Как достался хвост зайцу?
- Расскажи, как животные стали использовать свои хвосты.
XIII. Выполнение задания.
Задание. Измени по образцу.
Прошёл по лесу слух - прошедший по лесу слух.
Заволновались в лесу звери - заволновавшиеся в лесу звери
Потянулись звери на поляну - потянувшиеся на поляну звери.
Испугался зайчик дождя - испугавшийся дождя зайчик.
Выбрали звери хвосты - выбравшие хвосты звери.
Подрались кошка с собакой - подравшиеся кошка с собакой.
XIV. Знакомство детей с пословицами.
Где силой взять нельзя, там надобна ухватка.
Дорога помощь в пору.
Из всякого положения есть выход.
XV. Итог занятия.
- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Из всякого положения есть выход.)
Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЗАЯЦ-ХВАСТА»
Ход занятия