Требования к содержанию образования. 7. Общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка
7. Общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы.
8. Начальное образование обеспечивает формирование нравственных качеств личности ребенка, его эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, положительной мотивации к учебному процессу, развитие его индивидуальных способностей и умений в познавательной деятельности.
9. Содержание начального образования включает семь образовательных областей: «Язык и литература», «Математика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Технология», «Физическая культура».
10. Общеобразовательные учебные программы основного среднего образования направлены на освоение обучающимися базисных основ системы наук, формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение личности и профессиональную ориентацию.
11. Основное среднее образование обеспечивает освоение обучающимися базисных основ наук, привитие у них высокой духовно-нравственной культуры и культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение и самореализацию личности, формирование функциональной грамотности, реализацию предпрофильной подготовки.
12. Содержание основного среднего образования включает семь образовательных областей: «Язык и литература», «Математика и информатика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Технология», «Физическая культура».
13. Общеобразовательные учебные программы общего среднего образования разрабатываются на основе дифференциации, интеграции и профессиональной ориентации содержания образования с введением профильного обучения по естественно-математическому и общественно-гуманитарному направлениям.
14. Общее среднее образование обеспечивает освоение обучающимися целостной, относительно завершенной системы знаний о природе, обществе и человеке, развитие функциональной грамотности, дальнейшее интеллектуальное, нравственно-духовное и физическое развитие личности, условия выбора направления будущей профессии на основе дифференциации, интеграции и профилизации содержания образования.
15. Содержание общего среднего образования включает шесть образовательных областей: «Язык и литература», «Математика и информатика», «Человек и общество», «Естествознание», «Технология», «Физическая культура».
16. Каждая из образовательных областей включает родственные учебные предметы.
17. Образовательная область «Язык и литература» включает предметы: «Грамота (чтение, письмо)», «Литературное чтение», «Казахский язык», «Казахская литература» (для общеобразовательных организаций с казахским языком обучения, для общеобразовательных организаций с неказахским языком обучения), «Русский язык», «Русская литература» (для общеобразовательных организаций с русским языком обучения), «Русский язык», «Русская литература» (для общеобразовательных организаций с казахским и другими нерусскими языками обучения), «Иностранный язык».
18. В общеобразовательных организациях с языком обучения этноса, компактно проживающего на территории Казахстана, в образовательную область «Язык и литература» дополнительно входят «Родной язык и литература» данного этноса. Решение вопроса изучения обучающимися языка конкретного этноса как родного в местах его компактного проживания входит в компетенцию местных исполнительных органов образования. Предметы «Родной язык» («Уйгурский язык», «Узбекский язык», «Таджикский язык») и «Литература» («Уйгурская литература», «Узбекская литература», «Таджикская литература») включаются в инвариантный компонент типового учебного плана.
19. В образовательную область «Математика и информатика» входят предметы: «Математика», «Алгебра», «Алгебра и начала анализа», «Геометрия», «Информатика».
20. В образовательную область «Естествознание» входят предметы: «Познание мира», «Естествознание», «География», «Биология», «Физика», «Химия».
21. В образовательную область «Человек и общество» входят предметы: «История Казахстана», «Всемирная история», «Человек. Общество. Право», «Самопознание».
22. Образовательная область «Искусство» состоит из предметов: «Музыка», «Изобразительное искусство».
23. В образовательную область «Технология» входят предметы: «Трудовое обучение», «Черчение», «Технология».
24. Образовательная область «Физическая культура» состоит из предметов: «Физическая культура», «Начальная военная подготовка».
Примечание РЦПИ!
Пункт 25 предусмотрен в редакции постановления Правительства РК от 25.04.2015 № 327 (вводится в действие с 01.09.2016).
25. Содержание учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 1-4 классах реализуется в рамках учебного курса познание мира: в 1-3 классах с годовой учебной нагрузкой по 6 часов, в 4 классе – 10 часов, учителями начальных классов; в 5-9 классах реализуется в рамках учебного курса физическая культура с годовой учебной нагрузкой по 15 часов учителями физической культуры; в 10-11 классах реализуется в рамках учебного курса начальная военная подготовка с годовой учебной нагрузкой 25 часов преподавателями-организаторами начальной военной подготовки. Занятия по основам безопасности жизнедеятельности являются обязательными и проводятся в учебное время.
Примечание РЦПИ!
Пункт 26 предусмотрен в редакции постановления Правительства РК от 25.04.2015 № 327 (вводится в действие с 01.09.2016).
26. Содержание учебного курса «Правил дорожного движения» в 1-4 классах реализуется в рамках следующих учебных курсов: родной язык, музыка, изобразительное искусство, технология; в 5-8 классах реализуется во внеурочное время, за счет классных часов и факультативов.
27. Представление в Стандарте базового содержания среднего образования обеспечивает:
1) единство образовательного пространства Республики Казахстан, системность, преемственность и непрерывность содержания среднего образования по образовательным областям и уровням образования;
2) равенство возможностей и доступности среднего образования для всех обучающихся;
3) соблюдение единых требований к содержанию среднего образования независимо от типов общеобразовательных организаций, форм и видов обучения.
28. Инвариантный компонент содержания среднего образования реализуется в типовых учебных планах, вариативный компонент – в рабочих учебных планах.
29. В целях сохранения фундаментальности среднего образования и соблюдения государственных требований к базовому содержанию среднего образования инвариантный компонент определяется не ниже 90 % на уровне начального, не ниже 85 % – на уровне основного среднего и не ниже 75 % – на уровне общего среднего образования от общего объема часов.
30. Обязательные учебные программы реализуют базовое содержание среднего образования и определяют требования к подготовке обучающихся соответствующих уровней среднего образования. Вариативные учебные программы реализуют содержание учебных предметов и курсов, входящих в вариативный компонент.
31. Общее среднее образование осуществляется на основе профильного обучения по двум направлениям: общественно-гуманитарному, естественно-математическому. В целях реализации дифференцированного обучения и удовлетворения познавательных потребностей обучающихся в рамках двух направлений вводится профилизация обучения по смежным (родственным) предметам согласно типовому учебному плану (далее - ТУП) для углубленного изучения отдельных предметов.
32. Учебные предметы инвариантного компонента во всех ТУП остаются неизменными, что обеспечивает единые требования к базовому содержанию среднего образования для всех типов и видов общеобразовательных организаций.
33. Преемственность содержания основного среднего образования и технического и профессионального образования реализуется путем углубленного изучения отдельных и смежных предметов, в том числе предметов технологического направления, в рамках предпрофильного обучения. Преемственность содержания общего среднего образования и высшего образования реализуется путем углубленного изучения отдельных и смежных предметов в рамках профильного обучения.
34. Выбор обучающимися направления предпрофильного обучения на уровне основного среднего образования и профильного обучения на уровне общего среднего образования осуществляется при участии родителей и попечительского совета.