Метрическая система мер и время

Важно, чтобы вы познакомили ребенка с этими двумя категориями. Ваша задача упростится, если он уже умеет называть числа подряд, складывать и вычитать.

Для изучения метрической системы мер вам очень пригодятся сведения о весе и росте членов вашей семьи.

Рост. Прикрепите к стене ленточку длиной в метр. Покажите ребенку, какова длина метра, объясните разницу между метром и сантиметром. Помогите малышу измерить кукол.

Вес. Дайте ребенку в руку предмет весом в килограмм. Потом поставьте малыша на весы и покажите ему, что он весит столько-то раз по килограмму! Проделайте то же самое с весом, равным 100 граммам. Помогите ребенку взвесить его игрушки. Если у вас есть весы с гирями, он еще лучше поймет, что такое вес.

Объем жидкости. Возьмите два мерных стакана. Научите ребенка складывать 2 х 10 см3. Помогите ему налить воды в первый стакан до нужной отметки, потом перелить ее в другой. Повторите операцию. В конечном итоге уровень жидкости во втором стакане покажет результат сложения. Когда ребенок освоится с мерными линейками, сделайте упражнение на вычитание.

Что касается определения времени, то лучше всего повесить в комнате ребенка часы с арабскими цифрами и секундной стрелкой. Поместите позади часов большой картонный круг и отметьте на нем минуты.

Метрическая система мер и время - student2.ru

Прежде всего, объясните малышу, что часовая стрелка движется очень медленно: за то время, что она проходит от одной цифры до другой, большая, минутная, стрелка успевает сделать полный круг. А пока минутная стрелка движется от одной цифры до другой, секундная стрелка успевает также пройти круг. Разглядывая минутную и секундную стрелки, ребенок может сообразить, как ведут себя минутная и часовая стрелки, ведь их взаимное движение слишком медленно, чтобы он мог непосредственно его наблюдать.

Расскажите ребенку, что час состоит из 50 минут, а это соответствует полному обороту минутной стрелки. Тут-то большой картонный круг с минутами и сослужит вам службу. Считайте только отрезками по 5 минут (избегайте точного указания времени типа 8 часов 12 минут или 10 часов 34 минуты). Объясните, что маленькая стрелка показывает часы (цифры на циферблате часов), а большая - минуты (цифры на картонном циферблате).

Когда ребенок все это усвоит, начертите крест посередине циферблата. Он поможет понять, что, вместо того чтобы говорить "1 час 15 минут", можно сказать "час с четвертью"; вместо "1 час 45 минут" - "час и три четверти". Теперь можно научить малыша отсчитывать в обратном порядке минуты, которые остаются до следующего часа. Напишите на картонном циферблате, который вы поместите дальше от часов, чем циферблат с минутами, красным: -20, -1/4, -5. Скажите ребенку, что минуты можно считать и в обратном порядке, и покажите, как это делается (четверть второго, половина второго, без двадцати два и т.д.). На последнем этапе расскажите, что можно считать минуты, находящиеся внутри отрезков по пять минут.

Конечно, если в детской комнате будут висеть настоящие, а не нарисованные часы, ребенку быстрее захочется понять тайну отсчета времени. Да и вам будет удобнее объяснить их устройство. Не забудьте, что часы должны висеть не слишком высоко и так, чтобы на них не отражались солнечные блики.

Глава 7. История

История - это наука, которая дала мне возможность разработать методику, позволяющую ребенку иметь в процессе приобретения знаний постоянный ориентир, помогающий обрести свои корни. Ранее я уже рассказала о том, что натолкнуло меня на ее создание. Ниже приводятся практические советы и рекомендуется последовательность этапов обучения.

Прежде всего, нужно познакомить малыша с понятием времени. Чтобы осознать все нюансы этого понятия, например, разобраться в том, что означает "вчера" и "на прошлой неделе", ему понадобится несколько лет, однако он научится довольно быстро располагать в хронологическом порядке какие-либо периоды времени. Поэтому в первую очередь ребенка нужно научить делить время на отрезки. Тут надо придерживаться определенной системы и не спешить!

Первый этап - прошлое ребенка. Когда вашему сыну или дочери начинает нравиться, что, рассказывая ему различные истории, вы показываете при этом картинки в книге, возьмите альбом с фотографиями малыша. Проследите, чтобы они располагались в хронологическом порядке, и торжественно объявите, что теперь он услышит свою собственную историю. Объясните, что не всегда он был таким большим, как сейчас. Вначале, совсем маленький, он не мог самостоятельно передвигаться, все время спал. Рассматривая фотографии, покажите, как он постепенно рос, отмечайте знаменательные этапы развития: вот он начал садиться, а теперь - самостоятельно ест, вот научился ползать, вставать, ходить... Вспомните, когда он начал говорить, какими были первые слова, какие смешные звуки ему нравилось издавать. Дети обожают, когда им рассказывают про них самих. Говорите своему ребенку об этом почаще и обещайте, что будете продолжать альбом по мере его роста. Когда вы почувствуете, что он хорошо понимает свою собственную историю, переходите к следующему этапу, не забывая первого.

Второй этап - история родителей. Возьмите альбом с вашими детскими фотографиями. Объясните малышу, что вы тоже когда-то были совсем маленькой, а его дедушка и бабушка в те времена - молодыми родителями. Точно так же познакомьте его с фотографиями вашего супруга, где он запечатлен мальчиком. Покажите ребенку, что жизнь в то время отличалась от теперешней, особенно это касается одежды и машин. Поделитесь с малышом наиболее ярко запомнившимися эпизодами из вашего детства, чтобы факт его существования стал для него реальным. Ведь ребенку очень трудно поверить, что родители тоже были детьми. Покажите ему, как выглядели ваши папа и мама (его дедушка и бабушка), когда вы были такой, как он сейчас.

Третий этап - история дедушек и бабушек. Объясните, что вы тоже никогда не видели своих родителей детьми (так как в то время вас еще не существовало), но его дедушка и бабушка тоже когда-то давно были маленькими. Рассказывайте по той же схеме, что и о вашем детстве. Если у вас есть фотографии своих дедушек и бабушек, покажите их ребенку и растолкуйте, что все люди сначала были детьми и имели родителей, которые в свою очередь раньше были детьми, и т.д.

Четвертый этап - динозавры. Когда ребенок хорошо усвоит принцип смены поколений, можно приступить к совсем удивительной теме: "Очень, очень, очень давно, задолго до того, как твоя бабушка была маленькой девочкой, СОВСЕМ НЕ БЫЛО ЛЮДЕЙ!!! Мир существовал, но не было людей! В те времена на Земле жили очень странные животные: динозавры!" Достаньте книгу с хорошими иллюстрациями на эту тему. Перечислите названия различных динозавров (запомнить слово "диплодок" не труднее, чем "бегемот"). Можно также купить дешевые пластмассовые фигурки таких животных. Они помогут запомнить названия странных зверей, которых больше нет, но которые жили, КОГДА ЛЮДЕЙ ЕЩЕ НЕ БЫЛО!

После того, как ребенок усвоит все услышанное, можно переходить к собственно истории. Разумеется, если он очень заинтересовался динозаврами, а у вас есть хорошие книги на эту тему, можно углубить его знания в данной области.

ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ

Я решила начать историю Франции с Гуго Капета по двум причинам. Во-первых, в нашей культуре понятие времени сопоставляется с одним точным ориентиром: рождением Христа. Все, что происходит с тех пор, составляет нашу цивилизацию, а то, что было раньше, относится к тьме веков. Наши истоки - понятие очень расплывчатое и растяжимое, поэтому начинать историю Франции, скажем, с каменного века, было бы весьма произвольно; почему в этом случае не начать с динозавров или даже амеб? Во-вторых, до Гуго Капета Франция как таковая практически не существовала, и только с его приходом начало формироваться то государство, каким оно является в настоящее время. Ничто не может внести большую путаницу в голову ребенка, чем попытка представить первое тысячелетие нашей эры через образ сегодняшней Франции.

Поэтому желательно начать историческое образование малыша с детального знакомства с последним тысячелетием. И только тогда, когда он хорошо усвоит эти знания, вернуться к предыдущему тысячелетию - периоду зарождения Франции как государства. Еще одно преимущество такого подхода в том, что он знакомит ребенка с весьма важным в истории периодом времени: тысячелетием.

В процессе обучения очень хорошо использовать песенки, которые помогут ребенку запомнить хронологию исторических событий и время правления королей,[?] например, такую:

Капетинги (конец десятого века)
Гуго Капет Каролингов прогнал, Династию новую он основал. Вторым Капетингом король Роберт был, Он благочестивым и набожным слыл. Эх-эх, эх-эх, уже одиннадцатый век! У Генриха I был неприятель - Герцог Вильгельм Завоеватель. Эх-эх, эх-эх, двенадцатый приходит век! Филипп II Август прожил много лет, Открыл он в Париже университет. Эх-эх, эх-эх, тринадцатый приходит век! Филипп III Смелый сражаться умел. Он был, говорят, удивительно смел. IV Красивым Филипп наречен Он римского папу увез в Авиньон. Эх-эх, эх-эх, вот четырнадцатый век! Король Карл IV правил шесть лет, И был он на троне последний Капет. Когда он земные закончил дела, Стал править Филипп VI Валуа. Тут вспыхнула с Англией скоро война, Тянулась 100 лет, не кончаясь, она. Эх-эх, эх-эх, пятнадцатый приходит век! Шатался под Карлом VII его трон, Он был Орлеанскою девой спасен. Эх-эх, эх-эх, шестнадцатый приходит век! Карл нам IX запомнился очень Бойней Варфоломеевской ночи. Генрих IV - первый Бурбон Католиком стал, чтоб усесться на трон. Эх-эх, эх-эх, семнадцатый приходит век!

Песенку лучше исполнять в ритме марша. После каждого перехода в следующий век идет припев: "Эх-эх, эх-эх, такой-то век!" Он необходим, чтобы ребенок представлял себе, на какие этапы делится история.

Когда и как начинать обучение. На третьем году жизни ребенок становится восприимчивым к более длинным текстам, причем у него появляются свои любимые песни. Вы должны это поощрять, каждый раз сначала спрашивая, что он хотел бы услышать, а потом уже подбирая обучающие песни.

Когда малыш полюбит длинные песни, такие, как "Добрый король Дагобер" или "Кадэ Руссель", можно перейти к "Капетингам"[?]. Первое время желательно повторять эти куплеты каждый день, пока вы оба не запомните их хорошенько. Через несколько дней объясните ребенку, что означает каждая фраза. Для королей я специально выбирала какие-нибудь характерные моменты, связанные либо с важным событием, либо с именем женщины, оставившей свой след в истории, либо с прозвищем короля, которое должно обязательно разъясняться. Например, так:

Гуго Капет основал династию - это значит, создал семью королей. Раньше, когда король умирал, начиналась война за королевский престол. Но Гуго Капет решил, что после него королем станет его старший сын, потом внук и т. д. И чтобы закрепить такое решение, совершил коронацию сына еще при своей жизни! Многие Капетинги сделали то же самое: ведь надо быть уверенными, что династия продолжится. В эпоху правления Гуго Капета Франция была очень маленькой, но из-за того, что кончились войны за захват престола и власть оставалась в руках одной семьи, Франция стала разрастаться и делаться все могущественнее.

Роберт II Благочестивый, сын Гуго Капета (который стал королем еще при жизни отца), был очень набожным, то есть часто ходил в церковь, чтобы мысленно побеседовать с Богом, молиться и просить его о помощи.

Генрих I сражался с Вильгельмом Завоевателем и был побежден им, поэтому Франция во время его правления превратилась в совсем маленькую страну. Вильгельм же Завоеватель покорил Англию и стал ее королем, причем королем великим.

Вот так вы объясняете малышу содержание песни, естественно, добавляя комментарии и раскрывая значение незнакомых слов. Если ребенку меньше трех лет, остановитесь сначала на одной какой-нибудь детали, а затем понемножку добавляйте следующие. У детей все время должно быть ощущение, что вы сообщаете им нечто удивительное, почти невероятное. Не бойтесь употреблять непонятные ребенку термины (например, "управлять государством", "захватить власть"). Возможно, чтобы понять эти слова, малышу потребуются годы, но для этого он должен их постоянно слышать.

Составление карточек. Чтобы персонализировать королей, найдите в книге "Короли Франции" портреты Капетингов, Валуа и т.д. Сделайте фотокопии портретов, раскрасьте их, чтобы подчеркнуть различие, и наклейте на карточки. Подготовьте также карточки, на которых будут отражены какие-нибудь характерные моменты, связанные с каждым их них. Например, сделайте одну карточку с портретом Гуго Капета, а другую - с изображением генеалогического древа Капетингов. С помощью дат можно составить что-то вроде памятки, типа приведенной ниже.

Капетинги
Гуго Капет (987 - 996) генеалогическое древо Капетингов
Роберт II Благочестивый (996 - 1031) римская церковь
Генрих I (1031 - 1060) Вильгельм Завоеватель
Филипп I (1060 - 1108) Крестовые походы

Игры с карточками. Такие пособия помогают ребенку фиксировать в памяти имена и события. Вот несколько примеров их использования.

Напевая какой-нибудь куплет, покажите ребенку портреты разных королей, а он пусть угадывает, о ком идет речь.

Разбросайте карточки и предложите ребенку сложить их в хронологическом порядке.

Когда малыш научится все это делать, возьмите вторую серию карточек. Вы напеваете куплет, а ребенок должен положить карточку напротив соответствующего портрета.

Когда и этот этап освоен, можно переходить к карточкам с обозначением веков (всего 11 маленьких карточек, на каждой из которых написан один век - с Х по XX). Дайте ребенку карточку, соответствующую куплету, и покажите, что он должен положить ее рядом с королем, во время правления которого этот век сменился.

Не надо слишком быстро переходить от одного куплета к другому, малыш должен впитать в себя всю полученную информацию, прежде чем узнать новую. После того как он усвоит первый куплет и относящиеся к нему карточки, нужно повторять этот материал не реже одного раза в неделю. Через несколько месяцев переходите к следующей династии - Валуа. Сначала расскажите ребенку историю новой династии. А когда он запомнит ее, повторите вашу песенку, начиная от Гуго Капета и кончая Генрихом III. Рекомендуется петь "исторические" куплеты не реже одного раза в неделю. Это хорошо делать во время прогулок или поездок в автомобиле. Что касается карточек - выбирайте время от времени подходящий момент и играйте.

Книга по истории Франции. Ребенку потребуется полтора-два года, чтобы усвоить все, что относится ко второму тысячелетию истории. К этому времени ему будет около четырех лет. Он уже познакомился с серьезной литературой (см. главу "Развитие речи и поэзия"). Пора читать с ним историю Франции. Для начала выберите занимательную книгу и начинайте с Гуго Капета. Чтобы малыш представлял себе, в какой исторический период происходило то или иное событие, вставляйте в книгу портреты королей. Некоторые из них в детских изданиях по истории не упоминаются, а вы, используя эти наглядные пособия, обязательно обращайте внимание ребенка на то, что он знает больше, чем написано в книге. Это вызовет у него чувство гордости и радости.

До Гуго Капета, Когда малыш усвоит историю страны от Капетингов до наших дней, обратитесь к первой части книги, то есть к введению в первое тысячелетие. Вы сами должны решить, ограничиться ли ориентирами, приводимыми в книге, или по описанному выше методу углубить знания ребенка.

Исторические экскурсии. Во время чтения книги об истории страны хорошо было бы организовать экскурсии. Возьмите путеводитель по вашему району и выясните, кто из знаменитых людей имел отношение к какому-либо историческому памятнику. Чтение книги сопровождайте поездками в эти места. Оттуда вы можете привезти открытки или фотографии и вместе с малышом составить его собственный "Исторический альбом". В нем располагайте сувенирную открытку или фотографию напротив соответствующего исторического лица.

История других стран. Когда ребенок будет иметь более или менее ясное представление о нашем тысячелетии и о том, что ему предшествовало, начните изучать историю Англии, которая тесно связана с французской. Некоторые важные моменты малышу уже известны:

Вильгельм Завоеватель, например, может рассматриваться как английский эквивалент Гуго Капета;

Алиенора Аквитанская, которая была сначала женой французского короля Людовика VII, а впоследствии вышла замуж за Генриха II Плантагенета, от брака с которым родились Ричард Львиное Сердце и Иоанн Безземельный, - это повод, чтобы пойти в кино и посмотреть фильм "Ричард Львиное Сердцем;

имя Марии Стюарт, первой жены французского короля Франциска II, неразрывно связано с Елизаветой I Английской (которая приговорила ее к обезглавливанию), а также с отцом Елизаветы, кровавым Генрихом VIII, которого можно сравнить с Синей Бородой, и т.д.

В связи с этим неплохо вспомнить литературу "плаща и шпаги": Вальтера Скотта, Александра Дюма, Поля Феваля и др., и тем самым заложить в душу ребенка будущий интерес к чтению. Кроме того, читая впоследствии эти книги, он будет чувствовать, что встречается со старыми знакомыми.

Затем можно перейти к Испании, история которой очень пестра и тоже связана с французской.

Потом - к России. И, наконец, Италия, Германия, США.

Если у вас есть возможность, займитесь еще Древним Римом, Древней Грецией и Азией. Но обычно к этому времени эстафету принимает школа, и теперь вы должны только помогать ребенку усваивать новые знания и расширять их.

История Франции - основа знаний. То, что вы дали в руки ребенку непрерывную нить, связывающую века - с Х по XX, позволяет систематизировать его знания.

Непременным условием для вас должно стать то, что каждый раз, говоря о каком-нибудь композиторе, художнике, ученом, известном человеке или важном событии, нужно определить его место в истории Франции. Расскажите ребенку, каких королей или глав правительств знал или мог знать этот человек. Вот пример из истории живописи.

А сейчас мы посмотрим картины Ренуара. Знаешь, Ренуар ведь очень долго жил. Этот художник родился в XIX веке, когда у власти был король Луи-Филипп, последний король Франции. И Ренуар знал его! А так как он был французом, то находился в курсе всего, что происходило тогда в стране. Когда Ренуару исполнилось семь лет, свершилась революция 1848 года. Затем была Вторая республика. Но власть захватил Наполеон III, и наступила Вторая империя! Художником Ренуар стал к концу Второй империи, он даже писал дам в кринолинах. Потом началась война 1870 года, когда Францию захватили немцы, а затем была Парижская коммуна, когда в Париже голодали. (Да, Ренуар немало всего повидал!) После этого образовалась Третья республика, она существовала до первой мировой войны. Вот, наконец, появился Тьер, который задушил Парижскую коммуну; потом Мак-Магон, стремившийся реставрировать монархию; наконец избрали настоящего президента - Жюля Греви... Ренуар дожил до XX века и жил еще долго, видел первую Мировую войну, но был уже стар и умер через год после ее окончания. Да, он очень много повидал!

Это прекрасный способ для повторения "курса истории". Если человек, о котором вы говорите, не француз, можно сказать, что во Франции в то время происходили такие-то события. Не обязательно сообщать о них очень подробно. Например, если речь зайдет об Америке и ее открытии, достаточно ограничиться таким разговором:

Знаешь, когда Христофор Колумб открыл Америку, во Франции правила династия Валуа, а королем был Карл VIII (тот самый, который умер, стукнувшись головой о дверь) - это конец XV века.

Памятка. Очень полезно всегда иметь под рукой карточку, на которой в хронологическом порядке (с датами начала и конца времени правления) выписаны все короли и главы правительств. Рубежи веков желательно отметить красным цветом. Это очень удобно, когда требуется историческая справка: нет необходимости прибегать к помощи словаря, достаточно одной даты, и вы легко определяете место нужного события в истории Франции.

Для тех, кого пугает перспектива запоминания всего этого материала, существует несколько хитростей.

  • Прежде всего, запишите песню на кассету (можете петь или рассказывать, это роли не играет).
  • Включайте почаще эту запись и старайтесь вместе с ребенком учить слова.
  • Помните, что знание истории Франции может принести вам большое удовлетворение, ведь это захватывающая тема. А если школьные преподаватели вызвали у вас лишь отвращение к этому предмету, значит, они в нем ничего не понимали. Не надо допускать, чтобы вы оставались и впредь искалеченным подобным образованием.

Глава 8. География

География, как и история, относится к основным отраслям знаний, поскольку она базируется на очень важной для понимания ребенка категории пространства. Кроме того, благодаря этой науке ребенок увидит, что мир выходит за пределы не только его окружения, но даже одной страны и культуры.

К сожалению, география - более абстрактная наука, чем история, здесь нет ярких персонажей. Первая задача - заставить ребенка почувствовать пространство.

Распределение вещей в пространстве. Вы должны постоянно следить, чтобы ребенок замечал, где находятся определенные вещи. Примерно года в два малыш уже может визуально представить себе то, что не находится у него перед глазами. Пусть он научится различать комнаты в квартире. Выберите для каждой комнаты типичный предмет: ванну - для ванной комнаты, холодильник - для кухни, кровать - для спальни, стол - для столовой, и т.д. Спросите ребенка, где находятся эти предметы. Если он еще не говорит, пусть покажет вам эти комнаты. Пробегитесь вместе с ним по квартире: "Где холодильник? Ну, так где же холодильник? А-а, в кухне! Ну, конечно же, в кухне, а не в спальне и не в ванной. Он в кухне!" Постепенно приучите его играть в эту игру в уме.

План квартиры. На листе бумаги начертите контуры комнат и раскрасьте каждую в свой цвет, чтобы было понятно их взаимное расположение. Обойдите квартиру с планом и покажите малышу, что цветные пятна соответствуют различным комнатам. Когда он научится узнавать их на плане, возьмите несколько мелких предметов (например, ластик, пробку, фасолину, горошину и т.п.), дайте один из них ребенку со словами: "Видишь, это ты! Поставь себя туда, где ты находишься сейчас. Правильно, в гостиную. Где у нас гостиная на плане? Верно!!! Вот видишь, красное пятно - гостиная, а ты - фасоль, значит, ты кладешь фасоль на красное пятно... Вот как забавно получилось!"

Такой же прием можно применить по отношению к различным людям и предметам.

План комнаты, где находится ребенок. Нарисуйте контуры комнаты, в которой вы с малышом находитесь (не забудьте показать окна и двери). Положите рисунок перед ребенком, правильно сориентировав его с тем местом, где вы сидите. Скажите, что это гостиная, где вы сейчас играете, и объясните, что окна и двери соответствуют рисунку. Показывая поочередно на различную мебель (и людей) в комнате, спрашивайте у ребенка, где их нужно нарисовать на плане. Сделайте, как он говорит. Если он ошибся, заметьте: "Ты так думаешь? Посмотри внимательно, разве диван находится здесь, а кресло там?" Поэтому-то и надо, чтобы ваш план был очень точным.

Уменьшение предметов, когда на них смотришь издали. Обратите внимание малыша на то, что люди, машины, деревья очень большие, когда находишься с ними рядом. Потом поднимитесь на верхний этаж и покажите ребенку, каким все стало маленьким! Объясните, что чем больше удаляешься от предмета, тем меньшим он кажется. А если отойти еще дальше, можно совсем не увидеть этот предмет - таким маленьким он станет. Однако предмет не менял своих размеров!

Звезды. Следующий этап - знакомство со звездами. Объявите малышу заранее, что однажды ночью вы ему покажете звезды! Выберите для этого ясную звездную ночь и разбудите его. Подождите, пока он окончательно проснется, напомните обещание и скажите, что великий момент наступил! Выйдите с ребенком на улицу, пусть он посмотрит на небо. Объясните, что на самом деле каждая звезда такая же большая, как солнце, но оттого, что она так далеко, кажется маленькой, как лампочка; так же выглядят люди и машины, когда смотришь на них с высокого этажа.

Астрономия. Точно так же, как динозавры помогли расширить границы времени, иллюстрируя жизнь до появления человека (см. главу "История"), изучение планет должно раздвинуть пространство за пределы Земли. Найдите хорошее изображение Солнечной системы. Объясните ребенку, что точно так же, как дом, на плане можно изобразить все, что находится в небе вокруг солнца.

Смотри, это Солнце, которое ты видишь в небе днем. Солнце - большой огненный шар, поэтому оно такое горячее. Вокруг Солнца вращаются большие шары, которые называются планетами. А вот шар совсем особый - на нем есть животные и люди. Это наша планета, и называется она Земля! На ней мы и живем, и она самая замечательная из всех! Ведь на других планетах нет ни растений, ни животных, ни людей. Но планеты совершенно не похожи одна на другую. Смотри, вот на ту, словно ожерелья, надеты кольца - ее называют Сатурн. А вот эту ты хорошо знаешь, ведь это Луна! Но она не вращается вокруг Солнца, как другие планеты, а вращается вокруг Земли, вокруг нас. Поэтому ее называют спутником Земли. И, понимаешь, каждая звезда - тоже солнце, со своими планетами. Только они так далеко от нас, что мы о них ничего не знаем. И никто не знает, есть ли в мире другая планета, такая же, как Земля!

Здесь уместно было бы в первый раз отправиться вместе с ребенком в планетарий.

Существование различных городов. Если дедушка и бабушка (или хорошие знакомые) живут в другом городе, поезжайте к ним в гости. Обратите внимание ребенка на то, что вы едете по городу, потом попадаете в сельскую местность (больше нет домов). Путь ваш лежит через другие города, и, наконец, вы добираетесь до "дедушкиного города, который называется Бурж". Когда ребенок поймет, что он живет в Париже, а дедушка с бабушкой - в Бурже, вспомните о других знакомых и расскажите, в каких городах они живут.

Географическая игра в матрешку.

Семья (папа, мама и Камилла) живет в доме, а дома "живут" в городе, а города "живут" в стране! Страна - это место, где люди говорят на одном языке (о многоязычных странах вы расскажете позднее, здесь нужна простота). А страны "живут" на континенте, окруженном водой. Все континенты "живут" на планете Земля, которая, помнишь, я тебе показывала, вращается вокруг Солнца!

Страна ребенка. "Помнишь, мы с тобой нарисовали дом, а потом поместили туда людей и разные предметы? Теперь я тебе покажу всю нашу страну, которая называется Францией. И мы с тобой разместим там наши знакомые города!" Возьмите карту Франции, контуры которой вы предварительно обвели жирной чертой. Покажите эту карту малышу и поставьте большую точку там, где находится ваш город. Затем точно так же отметьте города, где живут хорошо знакомые ребенку люди (даже если он сам там не побывал). Повесьте карту на стену его комнаты, чтобы она всегда была у него перед глазами в качестве ориентира. Можно сделать флажки из булавок с разноцветными бумажками для обозначения людей и играть в игру "Кто где живет?".

Континент ребенка. Когда ребенок научится ориентироваться в своей стране, напомните ему, что страны "живут" на континенте. Пусть он познакомится с картой вашего континента (можно сделать фотокопию из атласа, обвести жирной чертой контуры стран, раскрасив их в разные цвета). Если у ребенка есть знакомые, живущие в других странах континента, покажите ему эти страны; если он знает о существовании иностранных языков, отметьте на карте страны, где на них говорят, и т.д.

Континенты. Напомните ребенку, что континенты "живут" на Земле. Покажите ему карты пяти (или шести) континентов. Потом возьмите глобус или лучше большой пластмассовый надувной мяч, на который жирным фломастером нанесите контуры каждого континента. Сравните его с картой полушарий и объясните, что карты на самом деле не отражают действительное расположение континентов. Так как земля круглая, концы карты полушарий должны соприкасаться. После этого, пользуйтесь своими пособиями, повторите пройденное - от страны к ее континенту, затем к другим континентам, ко всему земному шару и, наконец, к Солнечной системе, с которой вы начали.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! География в повседневной жизни. Теперь, когда ребенок узнал о том, что можно представить какое-либо место абстрактно, начните приучать его к этому в повседневной жизни. Повесьте на стену детской комнаты карту вашей страны (или даже континента, если карта большая и страна на ней показана достаточно подробно; не забудьте обвести пожирнее контуры) и карту полушарий. Выработайте у себя привычку каждый раз, говоря о каком-либо месте, памятнике, уехавшем человеке, показывать ребенку на карте соответствующую точку. Отметьте ее и время от времени напоминайте название этого населенного пункта и почему он отмечен. Попросите ваших знакомых, чтобы каждый раз, уезжая в какую-либо поездку, они присылали вашему ребенку почтовые открытки, и торжественно отмечайте на карте место, откуда эта открытка получена. Все открытки аккуратно складывайте в коробочку. Так постепенно получится целая книга иллюстраций тех географических названий, которые малыш может найти на карте. По мере накопления открытки неплохо было бы систематизировать по странам.

Страны света. Здесь можно выделить три этапа:

1. объясните разницу между четырьмя странами света. Солнце всходит на востоке, днем оно стоит на юге, вечером заходит на западе, но никогда не бывает на севере;

  1. возьмите глобус и поставьте малыша лицом к Европе. Покажите ему, что, как и указывает его название, Северный полюс находится на севере, а Южный - на юге. Если двигаться налево, к Америке, то это значит - идти на запад, а если направо, к Азии, - значит, на восток. То же самое можно проделать с картой полушарий. Объясните ребенку, что на всех картах север находится наверху, юг - внизу, восток - справа, а запад - слева. Можно организовать игру с географическими картами: сначала вы спрашиваете у малыша, где находятся страны света, а когда он научится свободно разбираться в этом, переходите к вопросам типа: "Какая страна находится к востоку от Франции? Как ты думаешь, Франция расположена на севере или на юге от Бельгии?";
  2. на картоне (40*40 см) нарисуйте черный крест и обозначьте четыре страны света. Возьмите компас и проведите беседу примерно такого содержания:

Смотри, это очень интересный прибор, он называется компас. Видишь маленькую синюю стрелку? Она все время ищет Северный полюс. Вот она его и нашла! Теперь положи твой картон так, чтобы буква С (обозначение севера) находилась там, куда указывает стрелка компаса, и встань в середину. Так вот, теперь, если ты будешь долго-долго идти в этом направлении, к северу, ты придешь в Бельгию! Если ты пойдешь на юг, то сможешь искупаться в Средиземном море, а если на запад - искупаешься в Атлантическом океане, на восток - попадешь в Германию, где немцы угостят тебя тушеной капустой (говоря все это, показывайте ему называемые места на карте). А теперь смотри: если никуда не ходить, твоя комната находится на западе, кухня - на севере!

Картон и компас можно брать с собой на прогулку, это детям всегда очень нравится. Обратите внимание ребенка на то, что, когда он переходит на другое место, ориентиры меняют направление. Когда он научится хорошо разбираться во всем этом, прочертите на картоне по диагонали красный крест, укажите промежуточные стороны света (С.-В., Ю.-В., Ю.-З., С.-З.) и продолжайте игры.

Планы городов. На листе толстой бумаги начертите в крупном масштабе план улиц вашего квартала. Большими буквами напишите их названия, чтобы к тому времени, как ребенок начнет читать, он смог бы узнавать улицы. Идя в школу или в магазин, ребенок должен брать план с собой и находить по нему дорогу. Можно предложить детям самим придумать маршрут прогулки. Они рисуют (разумеется, карандашом, чтобы можно было потом стереть) на своем плане петлю маршрута, а потом вы вместе отправляетесь путешествовать и просите, чтобы они показывали дорогу. Чтобы каждая улица хорошо запомнилась, делайте попутно комментарии. Вернувшись домой, посмотрите вместе план и помогите ребенку описать каждую улицу. Длинную прогулку неплохо совершать в медленно едущей машине.

На этой стадии желательно начать более систематическое изучение географии, например по такой схеме:

  1. страны континента или области страны;
  2. столицы и крупные города;
  3. горы;
  4. реки;
  5. моря;
  6. рельеф.

Ниже приводятся некоторые рекомендации, которые помогут обучить ребенка всему этому.

Иллюстрации. Собирайте открытки различных стран. Малышу нужно наглядно представлять себе, что стоит за всеми названиями и точками на карте. Можно также использовать каталоги бюро путешествий (иногда!), хорошо иллюстрированные.

Игра в складывающиеся картинки из стран и различных областей. Нарисуйте на картоне контуры каждой страны или области, вырежьте их и раскрасьте в разные цвета. Покажите ребенку модель, например, континента и помогите составить карту. Пусть он назовет каждую деталь этой складывающейся картинки. Когда малыш научится собирать карту, уберите модель и показывайте только в том случае, если он испытывает затруднение. Разумеется, вы сами тоже играете с ребенком, это очень веселая и занимательная игра!

Срисовывание контуров стран. Предложите ребенку срисовать форму страны с карты (достаточно приблизительного контура). Похвалив малыша, укажите на явные ошибки (например, отрезан полуостров Бретань), но главное, чтобы страна была узнаваема и, чтобы соблюдались пропорции, когда изображается несколько стран. Предложите ребенку нарисовать это по памяти. Можно научить его сводить, например, через кальку, контуры страны. Только не надо забывать, что тогда это будет лишь тренировка ловкости рук, а наша задача - тренировка географической памяти!

Песенки с названиями столиц и крупных городов. Чтобы ребенок лучше запомнил страны и их столицы, когда он уже знаком со странами континента, надо обучить его забавной песенке и петь ее на любой известный мотив. Вот пример такой песни для стран Европы:

В самолете мы сидим,
Всю Европу облетим,
Поглядим с тобой сейчас,
Что на западе у нас.


Вот во Франции, в Париже,
Башня всех построек выше!

А в Германии, в Берлине,
Замечательный зверинец.

Город Берн в горах Швейцарии
На реке стоит Ааре.

Люди в Бельгии, в Брюсселе,
Кружева плести умели.

А в Британии, без спора,
Лондон — самый главный город.

Дальше — в Нидерланды, там
Ветер сушит Амстердам.

Вот на запад поглядели
И на север полетели.


Датский город Копенгаген
Девочкой-русалкой славен.

В Швеции Стокгольм-столица
В воды Балтики глядится.

Город Хельсинки у финнов
Возле моря лег в низинах.

Корабли норвежцев рослых
Приплывают в город Осло.

Время быстрое бежит,
На восток наш путь лежит.


Велика страна Россия,
В ней Москва всего красивей.

Вся Румыния гордится
Бухарестом как столицей.

В Польше город величавый
Называется Варшавой.

А в Болгарии, в Софии,
Храм Премудрости — Софии.

Помнят в Чехии и в Праге
Астронома Тихо Браге.

Будапешт венгерский, знай,
В голубой глядит Дунай.

А австрийцы непременно
Слушать песни едут в Вену.

Чтобы нам закончить круг,
Направляемся на юг.


Над Италией парим,
Видим вечный город Рим.

В теплой Греции, в Афинах,
Много статуй есть старинных.

Португалец, тот влюблен
В свой портовый Лиссабон.

А в Испании — Мадрид
В центре всей страны стоит.

Напевая эту песенку, помогите ребенку сложить составную карту. Можно еще сделать маленькую книгу, на одной странице которой будут контуры страны с точкой, обозначающей столицу (иллюстрированную рисунком или фотографией), а на другой — континент, где эта страна раскрашена в красный цвет.

Горы. Если ребенок побывал в горах, ему, конечно, захочется узнать, какие еще есть горные хребты. Возьмите карту полушарий и сделайте 11 карточек (2*5 см), на которых изобразите зигзаг. Игра состоит в том, чтобы ставить эти горные цепи в нужные места. Вот некоторые данные, которые могут вам помочь[?]:

Горные хребты Вершины
Гималаи (Непал, Китай) Эверест (8848м)
Памир (Таджикистан, Китай) пик Коммунизма (7495м)
Кордильеры Южноамериканские, Анды (Аргентина) Аконкагуа (6959м)
Скалистые горы (Канада, США) Логан (6050м)
Восточно-Африканское плоскогорье (Танзания) Килиманджаро (5895м)
Сьерра-Мадре (Мексика) Попокатепетль (5452м)
Армянское нагорье (Турция, Армения, Иран) Арарат (5165м)
Альпы (Франция, Швейцария, Италия) Монблан (4807м)
Сьерра Невада (США) Уитаи (4418м)
Высокий Атлас (Марокко) Тубкаль (4165м)
Пиренеи (Франция, Испания) пик Ането (3404м)

Сначала ребенок должен научиться расставлять маленькие карточки на карте полушарий и лишь потом можно переходить к названиям вершин.

Реки. После того как ребенок увидел реку и заинтересовался ею, возьмите политическую карту Европы и сделайте несколько фотокопий. На одну из них тщательно нанесите основные реки (вы сами должны решить, какие реки нарисовать: самые длинные или короткие, но имеющие важное значение, например, Темза, Нева). После этого предложите ребенку срисовать их на свою карту, произнося при этом название реки и перечисляя, через какие страны она протекает. Старайтесь, чтобы он делал это по памяти. Вот два списка, которые могут вам помочь:

Реки Европы Страны, по которым они протекают
Волга (3700км) Россия
Дунай (2850км) Германия, Австрия, Венгрия
Днепр (2200км) Украина, Белоруссия, Россия
Дон (1970км) Россия, Украина
Днестр (1360км) Украина, Молдавия
Рейн (1320км) Швейцария, Германия, Нидерланды
Эльба (1165км) Чехия, Словакия, Германия
Висла (1062км) Польша
Луара (1020км) Франция
Тахо (1010км) Испания, Португалия
Эбро (928км) Испания
Дуэро (850км) Испания, Португалия
Одер (848км) Чехия, Словакия, Польша, Германия
Рона (812км) Швейцария, Франция
Сена (776км) Франция
По (652км) Италия
Гаронна (575км) Франция
Майн (524км) Германия
Неккар (370км) Германия
Темза (338км) Великобритания
Северн (338км) Великобритания
Крупнейшие реки мира
Амазонка (7025км) Южная Америка
Нил (6700км) Африка
Янцзы (5980км) Азия
Хуанхэ (4845км) Азия
Заир (Конго) (4640км) Африка
Лена (4270км) Азия
Нигер (4200км) Африка
Меконг (4180км) Азия
Маккензи (4100км) Северная Америка
Обь (4012км) Азия
Енисей (3800км) Азия
Река Св. Лаврентия (3800км) Северная Америка
Миссисипи (3780км) (вместе с Миссури - 6260км) Северная Америка
Волга (3700км) Европа
Юкон (3280км) Северная Америка
Парана (3350км) Южная Америка
Инд (3180км) Азия
Сан-Франциско (3161км) Южная Америка
Ганг (3090км) Азия
Рио-Гранде (2900км) Северная Америка
Дунай (2850км) Европа
Амур (2845км) Азия
Евфрат (2780км) Азия
Замбези (2660км) Африка
Амударья (2620км) Азия
Муррей (2575км) Австралия
Урал (2534км) Азия, Европа
Колорадо (2250км) Северная Америка
Днепр (2200км) Европа
Ориноко (2160км) Южная Америка
Сенегал (1700км) Африка
Лимпопо (1600км) Африка
Днестр (1360км) Европа
Рейн (1320км) Европа
Луара (1020км) Европа
Тахо (1010км) Европа

По такому же принципу может быть придумана игра с реками континентов.

Моря. Расчертите на карте мира черным карандашом примерные линии раздела между океанами:

  1. Атлантический океан омывает Францию между Европой и Америкой;
  2. Тихий океан - самый большой океан между Азией и Америкой;
  3. Северный Ледовитый океан расположен вокруг Северного полюса;
  4. Индийский океан находится ниже южной оконечности Азии.

К этому списку можно добавить окраинные моря.

Окраинные моря (Европа)

Баренцево

Норвежское

Северное

Окраинные моря (Азия)

Карское

Море Лаптевых

Восточно-Сибирское

Берингово

Охотское

Японское

Китайское

Филиппинское

Окраинные моря (Америка)

Гренландское

Море Баффина

Море Бофорта

Карибское

Саргассово

Внутренние моря (Европа)

Белое

Балтийское

Средиземное

Азовское

Черное

Каспийское

Аральское

Внутренние моря (Азия)

Красное

Разделите карту мира на две части: с одной стороны будут Европа, Азия, Австралия и Африка, с другой - две Америки и Гренландия. Сделайте несколько ксерокопий. Один экземпляр дайте ребенку и научите очерчивать моря, произнося их названия.

Рельеф. Отыщите хорошие иллюстрации и объясните значение терминов, относящихся к рельефу, например таких:

приток пролив лагуна
пик дюны морена
бухта эстуарий фирн
мыс скала равнина
водопад река плоскогорье
ущелье ледник полуостров
береговая полоса остров возвышенность
трещины перешеек утес
дельта озеро долина

ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! Чтобы все эти игры заинтересовали ребенка, нужно подготовить много ярких, хорошо подобранных иллюстраций, с помощью которых можно подробно рассказывать каждую историю. Для всех стран у вас должны быть цветные фотографии, для каждого термина - забавные определения типа: "Лагуна - это кусочек, который море потеряло при отступлении". Чтобы лучше запомнились названия рек, надо найти для них что-то характерное, присущее только им, например: рыбы и животные, которые там обитают, суда, которые на них используются. Какой-нибудь яркий образ сможет зафиксировать в памяти название реки.

Дети, конечно, не могут запомнить всего, но где-то в уголке их памяти эти сведения отложатся. И если впоследствии они будут интересоваться данным предметом, то гораздо легче усвоят его. Главное, у ребенка останется картина Земли (в целом и в подробностях), связанная с образными воспоминаниями. К сожалению, географические знания, приобретенные в школе, очень редко отличаются такими чертами.

Наши рекомендации