СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП - VIII год обучения. 1. Цель:Совершенствование тактических приемов
1. Цель:Совершенствование тактических приемов.
2. Задачи:1. Совершенствование групповых тактических действий в защите и нападении.
2. Прочное овладение основами техники нападающих ударов.
3. Групповое блокирование нападающих ударов.
Содержание программного материала.
I. Теоретическая подготовка.
- Важнейшие постановления Правительства по вопросам развития физической культуры и спорта в стране.
- Характеристика сильнейших команд по волейболу в нашей стране и за рубежом.
- Основные требования к дозировке тренировочной нагрузки в зависимости от возраста, пола и уровня физической подготовленности спортсмена: рациональное сочетание работы и отдыха.
- Основы спортивного массажа. Общие понятия о спортивном массаже, основные приемы массажа, массаж перед тренировочным занятием и соревнованием, во время и после соревнований.
- Методика судейства. Исправляемые ошибки.
- Классификация техники и тактики игры в волейбол.
- Понятие об утомляемости и восстановлении энергетических затрат в процессе занятий спортом.
- Общая и специальная психологическая подготовка. Аутотренинг, релаксация.
- Влияние физических упражнений на развитие сердечно-сосудистой системы.
- Понятие о спортивной работоспособности, функциональных возможностях при занятиях спортом.
II. Общая физическая подготовка.
Упражнения для всех групп мышц; упражнения для развития выносливости; легкоатлетические упражнения.
III. Специальная физическая подготовка.
Бег с заданиями; упражнения для развития прыгучести; упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач; при выполнении нападающих ударов и блокирования; при выполнении передач и приема мяча.
IV. Техническая подготовка.
Техника нападения:
- Перемещения: совершенствование навыков перемещения различными способами на максимальной скорости, сочетание с остановками, прыжками, ответные действия на сигналы; сочетание перемещений с имитацией приемов нападения.
- Передачи мяча: сверху двумя руками различные по расстоянию и высоте в пределах границ площадки; из глубины площадки для нападающего удара, различные по высоте и расстоянию, стоя лицом или спиной в направлении передачи; с отвлекающими действиями (руками, туловищем, головой); в прыжке после имитации нападающего удара (откидка) назад в соседнюю зону; с последующим падением – на точность из глубины площадки к сетке.
- Подачи: верхняя прямая в дальние и ближние зоны; боковая подача, подряд 20 попыток; в две продольные зоны 6-3, 1-2, на силу и точность; планирующая подача, соревнования на большее количество выполненных правильно подач; чередование способов подач при моделировании сложных условий (на фоне утомления и т. п.); чередование подач на силу и нацеленных.
- Нападающие удары: прямой нападающий удар (по ходу) сильнейшей рукой из зон 4,3,2 с различных передач по расстоянию (короткие, средние, длинные) и высоте (низкие, средние, высокие) с удаленных от сетки передач, с передачи в прыжке назад (за голову), с передач с последующим падением; имитация нападающего удара и передача через сетку (скидка) двумя руками и одной; нападающий удар с переводом с поворотом туловища в ту же сторону; удар слабейшей рукой; удар с передач назад (за голову), с удаленных от сетки передач; боковой нападающий удар сильнейшей рукой с различных передач по расстоянию и высоте, с удаленных от сетки передач; нападающий удар с переводом влево без поворота туловища из зон 3,4,2; нападающие удары с задней линии из зон 6,1,5; нападающие удары из-за линии нападения с передачи параллельно линии нападения; из зоны нападения (от сетки).
Техника защиты:
- Перемещения: сочетание стоек, способов перемещений и падений с техническими приемами игры в защите; сочетание способов перемещений с прыжками, перемещений с блокированием (одиночным и групповым).
- Прием мяча сверху и снизу двумя руками: отбивание мяча сомкнутыми кистями над головой с последующим падением и перекатом на спину; прием мяча сверху и снизу двумя руками с падением в сторону на бедро и перекатом на спину; прием одной рукой с падением в сторону на бедро и перекатом на спину (правой, левой); прием снизу двумя руками и одной рукой с падением вперед на руки и перекатом на грудь; чередование способов приема мяча в зависимости от направления и скорости полета мяча, средства нападения.
- Блокирование: одиночное прямого удара по ходу (в зонах 4,2,3), выполняемого с различных передач; нападающих ударов по ходу, выполняемых из двух зон (4,2) в известном направлении; нападающих ударов с переводом вправо и влево в зонах 3,4,2; в одной зоне (3,4,2), удар выполняется в двух направлениях с различных передач; групповое блокирование (вдвоем) ударов по ходу (из зон 4,2,3) с различных передач; ударов с переводом, вправо и влево (из зон 3,4,2); ударов по ходу в двух направлениях (из зон 4-3, 2-3, 4-2); ударов в двух направлениях (по ходу и с переводом); сочетание одиночного и группового блокирования: с высоких передач – групповое, с низких - одиночное.
V. Тактическая подготовка.
Тактика нападения:
- Индивидуальные действия: выбор места и чередование способов подач, подач на силу и нацеленных в дальнюю и нижнюю зоны; выбор места и подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча, вышедшего после замены, в зону 1 при выходе с задней линии из этой зоны; имитация второй передачи и обман (передача через сетку) на месте (с применением отвлекающих действий) и в прыжке; имитация второй передачи вперед и передача назад; имитация передачи назад и передача вперед; имитация нападающего удара и передача в прыжке (откидка) вперед через зону, назад в соседнюю зону (боком к сетке); нападающий удар через «слабого» блокирующего; имитация нападающего удара и «скидка» одной рукой в зону нападения.
- Групповые действия: взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроками зоны 2 – в прыжке; стоя на площадке – с отвлекающими действиями; игрока зоны 2 с игроком зоны 3 в прыжке – откидка, игрока зоны 2 с игроком зоны 4 (с отвлекающими действиями); игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4 (при скрестном перемещении в зонах); игроков зон 2,3,4 в доигровке при первой передаче на удар; игроков зон 5 и 1 с игроком, выходящим к сетке из зоны 6 (при первой передаче); игрока, выходящего к сетке из зоны 1, с игроками зон 6 и 5 при второй передаче на удар с задней линии; игроков зон 6,5 и 1 с игроками зон 3,2,4 при первой передаче для удара и откидки, для второй передачи; игрока зоны 2 с игроками зон 6 и 5 при второй передаче на удар с задней линии; игрока, выходящего к сетке из зоны 1(6) с игроками зон 4,3 и 2 при второй передаче.
- Командные действия: система игры через игрока передней линии - прием подачи (планирующей) и первая передача в зону 2, вторая передача в зоны 3 и 4 (в прыжке и стоя на площадке с отвлекающими действиями); первая передача в зону 2, вторая назад за голову, где нападающий удар выполняет игрок зоны 3; в доигровке и несильной подаче первая передача в зону 4,3,2, где игрок выполняет нападающий удар; первая передача в зоны 2,3,4, где игрок имитирует нападающий удар и выполняет откидку: из зоны 2 – в зоны 3,4; из зоны 3 – в зоны 4 и 2 спиной к нападающему; система игры через выходящего – прием подачи и первая передача игроку зон 1 (6), вышедшему к сетке, вторая передача нападающему, к которому выходящий обращен лицом (три нападающих активны); в доигровке передача на выходящего и выполнение тактических комбинаций.
Тактика защиты:
- Индивидуальные действия: выбор места и способа приема мяча от нападающих ударов различными способами, на страховке (в рамках изученных групповых действий); выбор места, определение направления удара и своевременная постановка рук при одиночном блокировании.
- Групповые действия: взаимодействие игроков зон 5 и 1 с игроком зоны 6 в рамках системы «углом назад» (на страховке и при приеме мяча от нападающих ударов); игрока зоны 6 с игроками зон 1 и 5 в рамках системы «углом назад»; игроков зон 3 и 2; 3 и 4; 2,3,4 при блокировании игрока зоны 4, не участвующего в блокировании с блокирующими игроками зон 3 и 2 (прием мяча от удара или страховка); игрока зоны 2, не участвующего в блокировании с блокирующими игроками зон 3 и 4 (прием удара и страховка); игрока зоны 3 с блокирующим игроком зоны 2 или 4; игрока зоны 6 с блокирующими игроками зон 4 и 3; 2 и 3; 4,3,2 (при системе защиты «углом вперед»; крайних защитников на страховке с блокирующими игроками; игроков зон 1,6,5 с блокирующими при приеме мячей от нападающих ударов; сочетание групповых действий в рамках систем «углом вперед» и «углом назад».
- Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок передней линии (зон 3,2,4), при приеме подачи, когда выход к сетке осуществляет игрок задней линии (из зон 1,6,5) из-за игрока; системы игры – при приеме мяча от соперника «углом вперед» (варьирование групповых действий соответственно характеру построения игры в нападении соперником); при приеме мяча от соперника «углом назад», когда страховку блокирующих осуществляет крайний защитник (варианты групповых действий); сочетание (чередование) систем игры «углом вперед» и «углом назад».
VI. Игровая подготовка.
Учебные игры: система заданий в игре, включающая основной программный материал по технической и тактической подготовке.
Контрольные игры применяются в учебных целях, как более высокая ступень учебных игр с заданиями, проводятся регулярно, кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
VII. Инструкторская и судейская практика.
- Проведение подготовительной и основной части занятия по начальному обучению технике игры.
- Проведение занятий в общеобразовательной школе по обучению навыкам игры в мини-волейбол.
- Проведение соревнований по мини-волейболу и волейболу в общеобразовательной и в своей спортивной школе. Выполнение обязанностей главного судьи, секретаря. Составление календаря игр.
VIII. Соревнования.
Участие в соревнованиях, предусмотренных в рамках ДЮСШ и других вышестоящих соревнованиях.
IX. Контрольные испытания (итоговая аттестация).
Общая физическая подготовка
- Прыжок в длину с места, (см)
- Бег 30 м, (с)
- Бег 600 м, мин
- Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами, (см)
- Метание набивного мяча из-за головы двумя руками сидя, (м)
Техническая подготовка
- Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4.
- Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4.
- Передача сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование).
- Подача на точность 10-12 лет - верхняя прямая; 13-15 лет – верхняя прямая по зонам; 16-17 лет – в прыжке.
- Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5 (в 16-17 лет с низкой передачи).
- Нападающий удар с переводом из зоны 2 в зону 1.
- Прием подачи из зоны 5 в зону 2 на точность.
- Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность.
- Блокирование одиночное нападающего из зоны 4(2) по диагонали.
X. Восстановительные мероприятия.
Для восстановления работоспособности учащихся спортивных школ используется широкий круг средств и мероприятий (психолого-педагогических и медико-гигиенических) с учетом возраста, интенсивности тренировочных нагрузок и индивидуальных особенностей юных спортсменов.
Психолого-педагогические средства включают специальные восстановительные упражнения: на расслабление, дыхательные, на растяжение, восстановительного характера (плавание, настольный теннис, ходьба на лыжах), чередование средств ОФП и психорегуляции, сон.
Медико-гигиенические средства восстановления включает: сбалансированное питание, физические средства восстановления (массаж, душ, сауна, баня).
XI. Медицинское обследование.
Врачебный контроль при занятиях спортом включает комплексную программу медицинского наблюдения с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Врачебный контроль осуществляется детским или спортивным врачом. При медицинском обследовании используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине.