История педагогики и образования
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
по курсу
Преподаватель: Ханова Т.Г.
1. История педагогики и образования как наука: предмет, задачи, принципы, методы изучения. Характеристика основных категорий науки.
2. Особенности воспитания детей в первобытном обществе. Зарождение организованных форм воспитания.
3. Развитие педагогической теории и практики в Античном мире и Римском государстве. Педагогическая мысль Античной эпохи.
4. Характеристика общественно-педагогической мысли эпохи Просвещения: основные направления, представители, идеи.
5. Педагогическая мысль Древней Руси: особенности семейного быта и воспитания детей. Зарождение педагогической мысли.
6. Педагогическая система Я.А. Коменского: характеристика основных положений дидактики. «Материнская школа» Я.А. Коменского.
7. Основные направления Петровских реформ в области образования. Организация государственных светских школ. Общественно-педагогическая мысль России XVIII в.
8. Д. Локк и его педагогическая концепция воспитания джентльмена.
9. Основы педагогической концепции естественного свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
10. Характеристика основных этапов педагогической деятельности И.Г. Песталоцци. Разработка теоретических вопросов воспитания и обучения.
11. Общественно-педагогическая деятельность И.И. Бецкого. Характеристика его педагогических идей.
12. Характеристика общественно-педагогических взглядов Н.И. Новикова. Революционно-демократическая педагогика А.Н. Радищева.
13. Теория первоначального воспитания В.Ф. Одоевского.
14. Ф. Фребель – основоположник теории и практики дошкольного воспитания. Разработка методических аспектов обучения и воспитания детей.
15. Р. Оуэн: разработка вопросов воспитания и обучения детей.
16. Основные положения педагогической системы М. Монтессори. Вклад в теорию и методику дошкольного воспитания.
17. Характеристика основных положений педагогической системы К.Д. Ушинского. Разработка теоретических основ отечественной педагогики.
18. Вклад Е.Н. Водовозовой в становление и развитие отечественной дошкольной педагогики.
19. Разработка вопросов теории и методики дошкольного воспитания в трудах А.С. Симонович.
20. Вклад Е.И. Конради в становление и развитие отечественной теории и практики дошкольного воспитания.
21. Общественно-педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. Разработка вопросов обучения и воспитания детей.
22. Разработка вопросов семейного и физического воспитания в трудах П.Ф. Лесгафта.
23. Основные направления зарубежной реформаторской педагогики конца ХIХ – начала ХХ века: их характеристика, представители.
24. Характеристика основных направлений зарубежной реформаторской педагогики конца XIX- начала ХХ века: Д. Дьюи, О. Декроли, П. Кергомар, С. Френе.
25. Становление и развитие дошкольного воспитания в Нижнем Новгороде и области: появление первых детских садов, подготовка кадров, методическая работа.
26. Организация системы государственного дошкольного образования после Октябрьской революции 1917 г. Принципы единой трудовой школы.
27. Н.К. Крупская – создатель советской дошкольной педагогики.
28. Характеристика основных положений теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
29. Общественно-педагогические взгляды П.Ф. Каптерева, его роль в развитии отечественной педагогики.
30. Е.И. Тихеева: этапы педагогической деятельности, разработка концептуальных вопросов дошкольной педагогики.
31. Л.К. Шлегер, М.Х. Свентицкая: разработка вопросов теории и методики дошкольного воспитания.
32. Организация Всероссийских съездов по дошкольному воспитанию: участники, обсуждаемые вопросы, итоги.
33. Характеристика основных направлений педагогической теории и практики Российского Зарубежья (1920-1930-е гг.): организация дошкольных учреждений, разработка теоретических аспектов дошкольной педагогики.
34. Характеристика педагогической концепции А.С. Макаренко. Этапы его педагогической деятельности.
35. Я. Корчак: жизнь и педагогический подвиг. Основные педагогические идеи Я. Корчака.
36. Особенности теории и практики дошкольного воспитания в период господства советской идеологии.
37. Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского. Основные положения его педагогической концепции.
38. Основные идеи гуманистической педагогики Ш.А. Амонашвили.
39. Основные направления современной «Концепции дошкольного воспитания» (1989).