История педагогики и образования

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по курсу

Преподаватель: Ханова Т.Г.

1. История педагогики и образования как наука: предмет, задачи, принципы, методы изучения. Характеристика основных категорий науки.

2. Особенности воспитания детей в первобытном обществе. Зарождение организованных форм воспитания.

3. Развитие педагогической теории и практики в Античном мире и Римском государстве. Педагогическая мысль Античной эпохи.

4. Характеристика общественно-педагогической мысли эпохи Просвещения: основные направления, представители, идеи.

5. Педагогическая мысль Древней Руси: особенности семейного быта и воспитания детей. Зарождение педагогической мысли.

6. Педагогическая система Я.А. Коменского: характеристика основных положений дидактики. «Материнская школа» Я.А. Коменского.

7. Основные направления Петровских реформ в области образования. Организация государственных светских школ. Общественно-педагогическая мысль России XVIII в.

8. Д. Локк и его педагогическая концепция воспитания джентльмена.

9. Основы педагогической концепции естественного свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

10. Характеристика основных этапов педагогической деятельности И.Г. Песталоцци. Разработка теоретических вопросов воспитания и обучения.

11. Общественно-педагогическая деятельность И.И. Бецкого. Характеристика его педагогических идей.

12. Характеристика общественно-педагогических взглядов Н.И. Новикова. Революционно-демократическая педагогика А.Н. Радищева.

13. Теория первоначального воспитания В.Ф. Одоевского.

14. Ф. Фребель – основоположник теории и практики дошкольного воспитания. Разработка методических аспектов обучения и воспитания детей.

15. Р. Оуэн: разработка вопросов воспитания и обучения детей.

16. Основные положения педагогической системы М. Монтессори. Вклад в теорию и методику дошкольного воспитания.

17. Характеристика основных положений педагогической системы К.Д. Ушинского. Разработка теоретических основ отечественной педагогики.

18. Вклад Е.Н. Водовозовой в становление и развитие отечественной дошкольной педагогики.

19. Разработка вопросов теории и методики дошкольного воспитания в трудах А.С. Симонович.

20. Вклад Е.И. Конради в становление и развитие отечественной теории и практики дошкольного воспитания.

21. Общественно-педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. Разработка вопросов обучения и воспитания детей.

22. Разработка вопросов семейного и физического воспитания в трудах П.Ф. Лесгафта.

23. Основные направления зарубежной реформаторской педагогики конца ХIХ – начала ХХ века: их характеристика, представители.

24. Характеристика основных направлений зарубежной реформаторской педагогики конца XIX- начала ХХ века: Д. Дьюи, О. Декроли, П. Кергомар, С. Френе.

25. Становление и развитие дошкольного воспитания в Нижнем Новгороде и области: появление первых детских садов, подготовка кадров, методическая работа.

26. Организация системы государственного дошкольного образования после Октябрьской революции 1917 г. Принципы единой трудовой школы.

27. Н.К. Крупская – создатель советской дошкольной педагогики.

28. Характеристика основных положений теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля.

29. Общественно-педагогические взгляды П.Ф. Каптерева, его роль в развитии отечественной педагогики.

30. Е.И. Тихеева: этапы педагогической деятельности, разработка концептуальных вопросов дошкольной педагогики.

31. Л.К. Шлегер, М.Х. Свентицкая: разработка вопросов теории и методики дошкольного воспитания.

32. Организация Всероссийских съездов по дошкольному воспитанию: участники, обсуждаемые вопросы, итоги.

33. Характеристика основных направлений педагогической теории и практики Российского Зарубежья (1920-1930-е гг.): организация дошкольных учреждений, разработка теоретических аспектов дошкольной педагогики.

34. Характеристика педагогической концепции А.С. Макаренко. Этапы его педагогической деятельности.

35. Я. Корчак: жизнь и педагогический подвиг. Основные педагогические идеи Я. Корчака.

36. Особенности теории и практики дошкольного воспитания в период господства советской идеологии.

37. Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского. Основные положения его педагогической концепции.

38. Основные идеи гуманистической педагогики Ш.А. Амонашвили.

39. Основные направления современной «Концепции дошкольного воспитания» (1989).

Наши рекомендации